Лекция 3.
Функции государства в рыночной экономике
Для рынка характерны провалы или фиаско, то есть случаи, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов:
1) разработка законодательства и правовых норм, обеспечивающих незыблемость права частной собственности и право потребителей на свободу предпринимательства и выбора;
2) антимонопольные мероприятия, поскольку государство должно защищать конкуренцию;
3) даже в условиях рынка недостигается эффективное распределение ресурсов по причине существования внешних эффектов, нейтрализация которых неподвластна ценовому механизму рынка;
4) производство общественных благ, поскольку частным фирмам их производить не выгодно: образование, детские дошкольные учреждения, лечебные учреждения, охрана правопорядка, вооруженные силы,...
Вопросы:
1.Спрос
2.Предложение
3.Равновесная цена
4.Эластичность
1.
Спрос - это платежеспособная потребность. Между ценой и количеством реализованного товара существует определенная связь: чем ниже цена товара, тем большее его количество готовы купить покупатели (при прочих
|
|
равных условиях), тем выше на него спрос.
Обратная зависимость между ценой и величиной спроса называется законом спроса.
Кривая спроса - это кривая, показывающая, какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени.
Закон спроса можно отображать в виде функции. Отрицательный наклон кривой спроса можно объяснить, исходя из эффектов дохода и замены. (Д)
Эффект дохода - при более низкой цене человек может себе позволить купить больше данного блага, не отказывав себе в приобретение каких либо других благ, тем самым при неизменном уровне номинального дохода его
реальный доход увеличивается.
Эффект замены - при более низкой цене у потребителей появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь стоят относительно дороже. Потребители склонны заменять дорогие товары более дешевыми.
Эффекты дохода и замены совмещаются и приводят к тому, что у потребителей возникает желание покупать большее количество товара по более низкой цене, чем по высокой.
Функция спроса определяет спрос в зависимости от влияющих на него различных факторов:
1) изменение доходов потребителей (J)
2) изменение вкусов и предпочтений (Z)
3) ценовые и дефицитные ожидания (W)
4) колебание расходов на рекламу (К)
5) изменение цен товаров-субститутов (Psub) и комплементарных товаров (Pcom)
6) изменение количества покупателей (N)
Qd=f(P, J, Z, W, K, Psub, Pcom, N)
Рост доходов увеличивает спрос потребителя на товары лучшего качества, спрос на низкокачественные товары снижается.
|
|
Рост цен на товар, который является субститутом данного товара, повышает спрос на него. Повышение цен на комплиментарное благо сокращает спрос на него.
2.
Предложение - зависимость величины предложения от цены прямая, чем выше цена, тем большее количество блага при прочих равных условиях готовы предложить производители.
Прямая связь между ценой и количеством предлагаемого товара называется законом предложения. Кривая предложения показывает какое количество экономического блага готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени.
Закон предложения можно записать в виде функции Qs=f(P)
Функция предложения определяет предложение в зависимости от влияющих на него факторов:
1) цена факторов производства (Pr)
2) технология (К)
3) ценовые и дефицитные ожидания (W)
4) размеры налогов и субсидий (Т)
5) количество продавцов (N)
Qs=f(Pr, K, W, T, N)
3.
В ходе развития рынка осуществляется процесс взаимного приспособления продавцов и покупателей. Важную роль при этом играют цены.
E - точка равновесия
4.