ТЕМА 3. Международные транспортные операции
Тема 4. Научно-технический прогресс (НТП) и развитие судоходства на его основе. НТП на транспорте.
Водный транспорт, как и все другие отрасли народного хозяйства, имеет свою специфическую материально-техническую базу, которая складывается из следующих элементов: флот, порты, промышленные предприятия, путевое хозяйство и средства связи.
Организация работы водного транспорта базируется на взаимосвязи всех элементов материально-технической базы (МТБ), комплексному их использованию в производственном процессе.
Развитие МТБ водного транспорта совершается на основе широкого использования достижений НТП.
НТП – это обусловленное действием объективных экономических законов постоянное совершенствование всех сторон общественного производства и сферы обслуживания на основе развития и ежедневного применения достижений науки и техники с целью практического решения вопросов, которые стоят перед обществом.
Внедрение достижений НТП приводит к следующим изменениям:
|
|
1. Значительное увеличение доли транспорта в отраслевой структуре экономически развитых стран.
2. Вовлечение в региональную и производственную сферу новых регионов.
3. Развитие более глубокой специализации и кооперации производства, расширение деятельности международных концернов. Это привело к изменению номенклатуры грузов, предоставляемых к перевозке. Увеличилась доля полуфабрикатов, узлов и оборудования.
4. Стремление к экономической интеграции. Создание общих рынков (Европейский, Л-Американский, С-Американский.)
5. Определяющими категориями эффективности и целесообразности перевозок становятся:
а.)- показатели энергоемкости транспортного процесса;
б.) - экологическая чистота транспортного процесса.
Эти явления ставят перед транспортом новые проблемы по его совершенствованию.
Транспортной инфраструктурой называются все основные сооружения и постройки: пути, дороги, каналы, склады, терминалы и т.д.
В странах Западной Европы и Америки в основном завершено создание транспортной сети как национального, так и международного значения. Усилия совершенствования транспортной инфраструктуры направлены на совершенствование транспортного процесса. К таковым относятся: создание тоннелей, создание видов транспорта, специализирующихся на отдельных перевозках.
Транспорт - совокупность предприятий, имеющих отдельную специализацию и межотраслевую кооперацию труда.
Интермодальный подход - метод, позволяющий использовать все преимущества отдельных видов транспорта.
Под интермодальным подходом к транспортным вопросам понимается одновременный учет возможных изменений работы всех видов транспорта при планировании работы того или иного совершенствования инфраструктуры или изменения правового положения того или иного вида транспорта.
|
|
Создаются международные транспортные коридоры, как один из видов эффективного использования транспорта.
Транспортный коридор - часть национальной или международной транспортной системы, которая обеспечивает значительные грузовые или пассажирские перевозки между отдельными географическими регионами. Включает в себя подвижной состав всех видов транспорта, а также совокупность технологических, организационных и правовых условий осуществления этих перевозок.
Транспортные коридоры:
1. Вдоль трансевропейской автомагистрали (около 10.000 км.) - от севера Польши до Турции (Босфор).
2. Скандинавские страны - Север Италии, через тоннели в швейцарских Альпах.
3. Париж- Испания - страны Магриба (Марокко, Алжир, Тунис)
4. Восток- Запад (Париж- Москва).
Транспортные цепи включают в себя организацию отдельных этапов перевозок грузов на определенное расстояние в течение определенного периода времени с использованием одного или нескольких видов транспортных средств, в ходе которого грузы остаются неизменны.
Существуют 2 региона, в которых успехи в области транспорта вызывают особый интерес:
Подход к организации перевозочного процесса в Америке:
1. Мультимодальный (больше чем между двумя видами транспорта);
2.Трансмодальный (под одним руководством);
3.Амодальный вид перевозок (сдается груз независимо от вида транспорта, перевозчик сам выбирает вид транспорта);
4. Три поколения транспортных грузовых средств:
- 1-ое поколение: универсальные транспортные средства (вагоны, универсальные автомобили);
- 2-ое поколение: специализированные транспортные средства (танкера, цистерны для транспортировки определенных видов грузов, контейнера, специальные платформы);
- 3-е поколение: комбинированные средства перевозки - новые перевозочные средства (контрейлеры, роудрейлеры, рэйлрейлеры). Транспортные средства 3-го поколения используются лишь на некоторых видах транспорта.
Габаритные размеры контейнеров международного стандарта (футы - числитель, мм - знаменатель).
Типы конт. | Длина | Ширина | Высота | Вес груза, т |
45/13580 | 8/2347 | 9’6/ 2696 | ||
40 1А (DС) | 40/12033 | 8/2352 | 8/2395 | |
40 1А (HC) | 40/12035 | 8/2352 | 8/2700 | |
30 1В | 30/9125 | 8/2438 | 8/2438 | |
30 1ВВ | 30/9125 | 8/2438 | 8’6/2591 | |
20 1С | 20/5905 | 8/2353 | 8/2393 | |
20 1С (ОT) | 20/5894 | 8/2311 | 8/2354 |
_____________________________________________________________________
Примечание. DС - Dry Container – стандартный контейнер,
НС - High Cube,
OT - Open Top.
Кроме того, существуют следующие типы контейнеров:
20 - футовый рефрижераторный контейнер, 40 - футовый рефрижераторный контейнер, 20 - футовый контейнер-платформа, 40 - футовый контейнер-платформа.
Научно - технический прогресс при перевозке массовых грузов (технологическая маршрутизация).
Современные технологии массовых перевозок.
Многие десятилетия разобщенность между различными видами транспорта приводила к потере темпов интенсификации перевозочного процесса. В последние годы и в особенности в начале 80-х отдельные разрозненные способы взаимодействия разных видов транспорта получили новый импульс. В особенности это взаимодействие получило резкий толчок в начале 90-х годов. Возникла необходимость перевозки массовых грузов без использования складских помещений. В это время возникла технологическая маршрутизация.
Технологическая маршрутизация международных перевозок особенно развита в странах ЕЭС, а также в странах США и Канаде.
Что представляет собой технологическая маршрутизация?
В какой- то адрес, или в какой- то порт, на какую- то станцию отправляется груз специально какому-то адресату. Это делается для того, чтобы избежать складирования грузов, для того, чтобы грузы не хранились на станционных складах. Технологическая маршрутизация начинает охватывать многие страны Западной Европы и Северной Америки.
|
|
Методом технологической маршрутизации стали перевозиться такие грузы как уголь, сырьевая сталь, жидкая сера, сырая нефть, глинозем, продукты целюлозно - бумажной промышленности, зерно (от элеваторов к хлебопредприятиям). В Германии и Англии маршрутизация охватила такие перевозки грузов как соленая вода, т.к. для работы некоторых предприятий требуется соленая вода.
Примером технологической маршрутизации является опыт Германии, который апробирован в Зальцбурге на сталеваренных заводах. От Гамбурга до Зальцбурга работает специальный технологический маршрут с рудой. В Гамбурге железная руда грузится в составы и отправляется в Зальцбург. Вес состава 5,6 тыс. тонн. Этот состав подобран таким способом, что руда из него поступает непосредственно на шихтный двор и не требуется промежуточного хранения. Непосредственно с грузовых вагонов руда поступает в домны. Этот процесс, когда перевозка связана непосредственно с технологией, называется технологической маршрутизацией.
Пример с перевозкой цемента в США.
Большие трудности как экологические, так и технологические доставляет перевозка цемента (при погрузке - выгрузке много пыли, требуются специальные условия для складирования и т.д.). Была создана специальная система, предназначенная для технологической маршрутизации перевозки цемента. В каждом городе имеется верфь, на которую через определенное время приходит состав из сухогрузных цистерн. Состав подается на верфь, затем с помощью системы грузовых 25-тонных автомобилей на них с помощью пневматики выгружают цемент. Автомобиль подъезжает к составу и, буквально, за 10 минут загружает свой автомобиль. Таким образом, состав из 100 вагонов разгружается за 1 час. Отсутствуют какие либо распыления, складские помещения, а цемент поступает непосредственно на строительные площадки. Способ такой технологической маршрутизации приносит большие доходы. При отправочной маршрутизации стоимость перевозки одной тонны цемента была 28$, а при технологической маршрутизации 4$.
|
|
Безостановочная погрузка и выгрузка.
Такая технология распространена в Канаде и США. На специальных площадках при подходе поезд сбавляет скорость до 10-15 км/час, и автоматически открываются люки в днище вагона и груз ссыпается в отвалы, по дну которого идет транспортер, который загружает эти грузы по назначению. Таким же точно образом происходит загрузка вагонов. Поезд проходит под транспортером на медленной скорости и груз засыпается в вагоны. По поводу эффективности можно сказать, что пункты погрузки- разгрузки оправдывают себя, буквально, за три - четыре года.
Научно- технический прогресс при перевозке генеральных грузов (контейнерные перевозки).
Основной современной концепцией перевозки генеральных грузов является формирование укрупненных мест.
К укрупненным местам относятся:
1.) контейнеры; 2.) контрейлеры; 3.) роудрейлеры; 4.) съемные кузова.
Перевозки с использованием технических средств одного вида транспорта на другом виде транспорта (груженый автомобиль перевозится по железной дороге), (груженый ж/д вагон перевозится на пароме (судне).
Такие перевозки получили широкое распространение в мире.
Сеть международных комбинированных перевозок включает в себя ж/д линии, терминалы, станции смены ж/д пар.
Основные линии комбинированных перевозок в СНГ:
1. Унгены - Кишинев- Киев- Москва.
2. Лужайка (граница с Финляндией) - Ленинград- Москва.
3. Брест- Минск- Москва.
4. Чоп- Львов- Киев- Москва.
Характерные признаки комбинированных перевозок:
1. производятся без перегрузки;
2. общий правовой статус для всех видов транспорта;
3. установлен единый транспортный документ и общий тариф.