Два лезвия одних ножниц

Понятие и сущность цены

Ценой называется количество денег, за которое продается и покупа­ется экономическое благо. Цена определяется на рынке в результате взаимодействия покупателей и продавцов, в ходе которого они срав­нивают предложение и спрос на товар и устанавливают цену. Так как цена устанавливается на уровне, когда предложение товара равно спросу на него (предложение и спрос находятся в равновесии), то рыночная цена обычно является равновесной ценой.

Но что стоит за спросом и предложением? Различные направле­ния экономической теории предлагают различные ответы на этот простой, казалось бы, вопрос. Классическая экономическая теория полагала, что в основе цены, которая устанавливается в ходе обмена товара на другие ценности (меновая цена), лежат затраты на произ­водство этого товара. Таким образом, цена товара определяется преж­де всего издержками на его производство, т.е. платой за использован­ные экономические ресурсы. Как писал Адам Смит, «в целом цена все же сводится непосредственно или в конечном счете — к трем со­ставным частям: к ренте, заработной плате и прибыли»[2]. Трудовая теория стоимости, полагающая, что главный фактор — это труд, была развита другим классиком - Давидом Рикардо (1772—1823).

Маржиналистская концепция полагает, что в основе стоимости (ценности) товара лежит его полезность для потребителя, точнее, предельная полезность. Еще Карл Менгер (1840—1921) выдвинул, а Евгений Бем-Баверк (1851—1914) развил положение, что именно соотношение предельных полезностей обмениваемых товаров и обусловливает пропорции их обмена, т.е. цены.

Неоклассическая теория в лице ее основателя Альфреда Мар­шалла предложила свой взгляд на цену и ценообразование. Подход Маршалла является синтезом классического и маржиналистского подхода к цене. Маршалл исходил из того, что Рикардо и Бем-Баверк сосредоточили свое внимание на различных сторонах одного и того же процесса — формирования ценности.

Итак, согласно выработанному неоклассической теорией подходу цена товара определяется двумя принципами: предельной полез­ностью и издержками производства. Цена, которую покупатель со­гласен уплатить за товар, обусловливается степенью полезности то­вара. Цена, которую назначает продавец, имеет в своей основе из­держки производства товара. Цены формируются не посредством их «усреднения», а в ходе своеобразного компромисса между покупате­лями и продавцами как предельно допустимые со стороны спроса и со стороны предложения. Это два взаимодействующих между собой принципа цены. Маршалл писал: «Принцип «издержек производст­ва» и принцип «конечной полезности», без сомнения, являются составными частями одного всеобщего закона спроса и предложения, каждый из них можно сравнить с одним из лезвий ножниц»[3]1. Подоб­ную модель ценообразования можно назвать двухфакторной.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: