Цели и задачи дисциплины. Природопользование как учебная дисциплина

Природопользование как учебная дисциплина

Большое значение в формировании нового мышления в отношении к природе имеет изучение общепрофессиональной образовательной дисциплины «Природопользование», рассматривающей один из актуальных аспектов проблемы постиндустриального развития общества — объективная оценка состояния и оптимизация использования природных ресурсов и условий окружающей природной среды, их охраны и воспроизводства.

Человек, вооруженный техникой и стремящийся к максимальному потреблению, стал самым опасным живым существом на планете Земля. Он не только уничтожает другие виды животных и растений, но и изобретает все более разрушительные виды оружия массового поражения своего вида, т.е. человека, включая ядерное, бактериологическое, химическое, тектоническое, климатическое и др.

Необходимость изменения поведения человечества приводит к появлению нового «экологического» стиля мышления и экологизации всей системы знаний. Экология внедряется не только в естественнонаучные или технические дисциплины, но и в гуманитарные. Экологизация экономики привела к формированию нескольких новых областей исследования, соответствующих различным стадиям процесса природопользования. Несомненно, что экономика является наиболее действенным средством регулирования самых сложных глобальных общественно-социальных и политических процессов.

Так сформировалась ЭКОНОМИКА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ — часть экономической науки, предметом изучения которой являются два раздела: экономика природных ресурсов и экономика охраны окружающей среды. Главная эколого-экономическая задача — нормализация воздействия человеческой деятельности на окружающую среду с применением экономических методов.

Так, существует экономика природных ресурсов, изучающая проблемы эффективного использования природных ресурсов в условиях различных типов экономик и различных природно-климатических зон Земли. Эта область изучает экономику первой стадии процесса природопользования — стадии извлечения и переработки природных ресурсов.

Вторая область — экономика загрязнения (экономика удаления отходов), исследует процессы использования такого особого природного ресурса, как ассимиляционный (поглощающий) потенциал природы. Важно, какой объем загрязнения причиняет минимальный ущерб природе и с помощью каких экономических механизмов можно оптимально использовать ее поглощающий потенциал. Исследования в области экономики загрязнения имеют дело со второй стадией природопользования — удалением отходов производства, снижением выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, снижением сбросов загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты.

Третья область исследования — экономика природовосстановления и природоохраны — изучает экономические особенности третьей стадии природопользования, связанной с восстановлением и охраной природных богатств, а так же восстановлением нарушенной природной среды при авариях с экологическими последствиями.

Парадигмы «Экономики природопользования»

Парадигмой называется совокупность принципов, языков и методов научного познания, благодаря которым ученые объединяются в научные сообщества и решают научные задачи на основе единых правил и подходов. Базовыми составляющими парадигмы служат: методология (принципы) исследования, специальные научные термины (языки), с помощью которых объясняются принципы исследования, методы (способы расчетов), соответствующие избранным принципам исследования.

Таким образом, парадигма, в первую очередь, определяется избранными принципами и основополагающими идеями исследования. Существуют три основные парадигмы «экономики природопользования».

Первая парадигма основана на идее о том, что наилучшим является минимальное использование природных ресурсов. Согласно принципу «минимизации воздействия», права на использование ресурсов должны находиться в руках локальных групп населения, то есть людей, проживающих в небольших поселениях и заинтересованных в том, чтобы жить в гармонии с природой.

Вторая парадигма базируется на идее оптимального использования природных ресурсов. Под оптимальностью понимается извлечение из природы такого объема ресурсов, которое позволяет каждому члену растущего общества неуклонно повышать уровень своего благосостояния (небольшой, но одинаковый прирост ежегодного потребления для всех членов общества).

Третья парадигма базируется на принципе максимизации использования природных ресурсов для максимально возможного увеличения благосостояния населения. Согласно этой парадигме, все члены общества стремятся к максимизации использования природных ресурсов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: