Цели и задачи курса. Учебный курс рассчитан на студентов экономических и экологических специальностей и предполагает изучение основных концептуальных подходов, объясняющих

Учебный курс рассчитан на студентов экономических и экологических специальностей и предполагает изучение основных концептуальных подходов, объясняющих механизмы взаимодействия экономической системы и окружающей среды, а также проблем и инструментов эколого-экономического регулирования.

Задачами курса являются:

• изучение взаимосвязей и противоречий между экономической системой и окружающей средой, экономических функций окружающей среды;

• рассмотрение концепции устойчивого эколого-экономического развития и проблем экологизации экономики;

• анализ экономических проблем, связанных с загрязнением окружающей среды и использованием природных ресурсов;

• определение экономической ценности природных ресурсов и услуг окружающей среды;

• изучение основных принципов и инструментов современной эколого-экономической политики, ее международных аспектов и экономических механизмов решения глобальных и трансграничных экологических проблем;

• анализ экологической ситуации отдельного региона на примере Новосибирской области

Содержание и структура учебной дисциплины:


1) Предмет и задачи дисциплины «Экономика природопользования» (2 час, лекция №1).


2) Стратегические цели Российской Федерации в области охраны окружающей среды. Структура государственных органов управления в области ООС и их полномочия (органы общей компетенции и специальные органы).

Структура государственных органов в области ООС и их полномочия (местного самоуправления и исполнительные органы гос. власти субъектов РФ). (2 час, лекция №2)


3) Природные ресурсы и их классификация.
Учет природных ресурсов (кадастры). Платежи за пользование природными ресурсами (земля, недра).
Платежи за пользование природными ресурсами (водные объекты и лесные ресурсы). (4 час, лекция №3,4)


4) Природоохранное законодательство РФ. Платежи за загрязнение окружающей среды. Дифференцированные ставки платы.
Расчет платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников. Расчет платы за выброс загрязняющих веществ от передвижных источников. Расчет платы за сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты.
Расчет платы за размещение отходов.

Ответственность за нарушение природоохранного законодательства. Кодекс РФ «Об административных правонарушениях». (4 час, лекция №5,6)

5) 7-я контрольная неделя. Устный опрос по билетам. Выбор тем рефератов.


6) Аварии с экологическими последствиями. Правовое регулирование отношений в случаях аварий с экопоследствиями. Понятие экономического ущерба от загрязнения окружающей среды. Методика расчета экономического ущерба от загрязнения атмосферного воздуха.
Методика расчета экономического ущерба от загрязнения водоемов.
(2 час, лекция №7)

7) Экономический механизм природопользования Понятие чистого экономического эффекта природоохранных мероприятий.

Методика определения общей (абсолютной) экономической эффективности природоохранных затрат.

Методика определения сравнительной экономической эффективности природоохранных затрат. (2 час, лекция №8)-


8) Определение экономической эффективности инвестиционных проектов (ЧДД, ИД, ВНД) экологический аудит и международные стандарты. Система ИСО 14001 (2 час. Лекция №9) -+


9) Глобальное потепление климата – поиск решений в рамках Протокола Киото.
Экологические аспекты в деятельности Всемирной Торговой организации (ВТО).(2час, лекция№10)-+

10) Экологическая экспертиза проектов (государственная и общественная). (2час, лекция№11)-
11) Формы отчетности по охране окружающей среды. (2 час, лекция №12)+

12) 13 -я контрольная неделя. Устный опрос по билетам.

13) 14-15-тые недели защита рефератов

14) 16-я неделя консультация

15)17-я неделя экзамен (зачет)


Для углубленной разработки отдельных вопросов предлагаются следующие темы рефератов:

1. Экономические факторы регулирования в сфере добычи природных ресурсов.

2. Экономический механизм стимулирования природоохранных технологий.

3. Экологические программы, как форма распределения платежей за негативное воздействие на окружающую среду на природоохранные цели.

4. Основные экологические проблемы современности: опустынивание, парниковый эффект, разрушение озонового слоя, уничтожение лесов, кислотные дожди, дефицит пресной воды, загрязнение Мирового океана, угроза биологическому разнообразию, сырьевая и продовольственная проблемы.

5. Экономика природопользования как теоретический фундамент современной экологической политики.

6. Экономическая система и окружающая среда: взаимосвязь и противоречия. Концепция устойчивого развития

7. Отличие платности за негативное воздействие на объекты окружающей среды от экологического налогообложения. Перспективы введения экологического налога в РФ.

8. Понятие и критерии устойчивого развития. Необходимость учета потребностей будущих поколений и долгосрочных последствий принимаемых решений. Концепция развития мировой экономики в материалах ООН.

9. Природоохранные издержки. Суммарные, средние и предельные природоохранные издержки. Построение кривой предельных природоохранных издержек.

10. Эколого-экономический ущерб и проблемы его измерения. Эколого-экономический ущерб в натуральном и денежном выражении

11. Экологические аспекты международной торговли. Вклад окружающей среды в международную конкурентоспособность страны.

12. Экологические системы в пространственном измерении. Глобальные,

международные, трансграничные, национальные экологические системы.

Взаимосвязь экологической и торговой политики.

13. Экологический и природно-ресурсный факторы в системе макро-

экономических показателей. Национальное богатство.

14.Свободная тема по выбору студента по теме Экономика природопользования.

Оценка знаний студента будет складываться из показателей текущей работы в течение семестра – оценки контрольных недель, исполнение и защита реферата, ответы на экзамене (зачете).

Раздел 6. Правила аттестации студентов по учебной дисциплине

Для оценки достижений студентов в ходе изучения дисциплины применяется балльно-рейтинговая система. Суммарный рейтинг студента в баллах за семестр складывается из оценки его деятельности в течение семестра и оценки, полученной на зачете, в соотношении 80:20. Максимальный балл, который может набрать студент за один семестр и в ходе изучения дисциплины в целом, равен 100. Оценка деятельности студента осуществляется по всем видам работ, предусмотренных рабочей программой по данной дисциплине. Максимальный балл проставляется за качественное и своевременное выполнение работ и требований к ним по всем видам деятельности студентов (таблица)..

………………………………………………………………………

.

.

Таблица – Оценка учебной деятельности студента

Вид занятий (работ) Количество баллов
минимальное максимальное
7-я контрольная неделя    
13-я контрольная неделя    
РГР    
Реферат и его защита    
зачет    
ИТОГО:    
     

Следует отметить, что минимальное количество баллов свидетельствует о том, что студент допущен к экзамену.

6.1. Оценка видов деятельности студентов в семестре

6.1.1. Контроль знаний студентов на контрольных неделях проводится устным опросом (распределение вопросов по билетам) в рамках материалов, пройденных за контрольный период. Показанные на контрольной неделе знания оцениваются в диапазоне от 5 до 15 баллов.

6.1.1. Выполнение расчетно-графических работ

Выполнение расчетно-графической работы оценивается в диапазоне от 10 до 25 баллов. Защита РГР на 8-й неделе.

За углубленную проработку отдельных вопросов РГР, отличное оформление записки балл за указанный вид деятельности студента может быть повышен вплоть до максимального. Если студент сдает на проверку не свой вариант, полученный балл за расчетно-графическую работу обнуляется независимо от результатов ее защиты.

6.1.4. Выполнение рефератов

Реферат на выбранную студентом тему должен отвечать следующим основным требованиям:

- актуализация темы

- раскрытие темы

- выводы (заключение)

Реферат сдается в электронном и бумажном виде. Оценка реферата в диапазоне от 10 до 25 баллов.

6.1.5. Правила выставления оценки деятельности студента в семестре

Количество баллов, набранное студентом в течение семестра, рассчитывается как сумма всех баллов за все виды его деятельности.

В случае, если студент до сессии не выполнил или не защитил хотя бы одну из контрольных позиций, независимо от количества баллов за другие виды его деятельности и он не допускается к зачету.

Итоговый балл за семестр может быть повышен на пять баллов, если студент в течение семестра выполнял творческую работу (презентации, рефераты, пр.), самостоятельно готовился к олимпиадам по экологии, занял призовое место в олимпиаде.

6.2 Зачет

Зачет по курсу «Экономика и природопользование» проводится в устной форме ответом на вопросы билета.

Билет зачета включает два вопроса по разделу теоретического курса. В качестве дополнительных вопросов могут быть предложены вопросы по реферату и РГР,

Каждый вопрос билета оценивается в баллах от 0 до 25 баллов. Оценка за ответ на экзамене представляет собой сумму баллов, полученных студентом за ответы на вопросы. Перевод набранного количества баллов в соответствующую оценку по пятибалльной шкале осуществляется согласно приказу ректора НГТУ № 850 от 2 июля 2009 года:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: