Первые связи между Японией и Россией
В XVII в. развернулось продвижение русских на северные берега Тихого океана. К середине века относятся и первые посещения Курильских островов, а в XVIII в. русские мореплаватели «промышленники начали их освоение. На Курилах появились
русские стоянки и зимовья. Населявшие острова айны стали подданными России. С выходом русских людей на Тихий океан возникли предпосылки для установления первых контактов между Россией и Японией.
В 1739 г. русские корабли экспедиции В. Беринга впервые подошли к берегам Японии. На этих судах побывали японцы, а русские ненадолго сошли на берег. В 1792—1793 гг. экспедиция А. К. Лаксмана пыталась завязать отношения с японскими властями и вести переговоры об установлении торговых связей. Японские власти сослались на законы, запрещавшие сношения с внешним миром, но перед отъездом Лаксмана ему были вручены подарки и дано письменное разрешение на приход одного русского корабля в Нагасаки. Однако вновь русские прибыли в Японию только в 1804 г., с первой кругосветной экспедицией И. Ф. Крузенштерна. На этот раз сегунат занял непримиримую позицию, отказавшись от всяких переговоров. Более того, когда в 1811 г. выдающийся русский мореплаватель В. М. Головнин совершал экспедицию с целью составить описание Курильских островов и Татарского пролива, он и несколько его спутников были захвачены японцами и два года находились в плену на о-ве Хоккайдо.
|
|
Политика самоизоляции помешала установлению отношений между Россией и Японией.
В XVII — первой половине XIX в. в Японии был достигнут за: метный прогресс в развитии просвещения и науки. Помимо правительственных и княжеских школ для детей самураев и школ, издавна существовавших при храмах, в городах появляются частные школы. В XVIII в. их насчитывалось 270. Среди них были и учебные заведения, дававшие некоторую подготовку по техническим специальностям и медицине. Существовали также особые школы для девочек, где обучали шитью, искусству расстановки цветов в вазах (икэбана), музыке.
В столице сегуна имелась правительственная академия для подготовки чиновников. В 1762 г. открылось специальное учебное заведение для изучения «европейских знаний». Эти два учебных заведения положили начало высшей школе.
Из наук наибольшее развитие в токугавский период получили математика, астрономия, медицина, ботаника. Выдающимся ученым был создатель японской математической школы Така-кадзу Сэки (1642—1708). В начале XVII в. в Японии стали выходить отпечатанные в типографиях листы с новостями — нред-шественники газет.
Новые явления наблюдались в японской литературе. Наряду с произведениями, проповедовавшими феодально.-самурайекие идеи, такими, как аллегорический роман выдающегося писателя того времени Кекутэй Бакйн (1767—1848) «История восьми псов», и в прозе и в поэзии развивалось новое направление, пользовавшееся большой популярностью у горожан. В написанных разговорным языком книгах Самба Сикитэй (1776—1822) «Городские бани» и «Городские парикмахерские» юмористически изображалась повседневная жизнь обитателей Эдо. Большой популярностью пользовались короткие стихотворения — хокку. Особенно популярны были хокку Мацуб Басе (1644— 1694) и его школы. В некоторых из них отражались жизнь и думы простых людей. В качестве такого примера приведем одно хокку Басе:
|
|
В пищу дикие травы собрав,
Крестьянки, теснимы нуждою,
Садятся за кросна с утра.
Развивалось театральное искусство. Средневековый театр масок но (лирическая драма в сопровождении хора и оркестра) сохраняется как официальное развлечение самураиства. Однако в городах растет популярность новых направлений: возникшего в XVI в. дзерури, где повествование исполняется нараспев специальным актером в сопровождении музыки и кукол, действия которых лишь иллюстрируют рассказ, и кабуки, в котором драматическое представление органически включает в себя танцы и музыку. В театре кабуки была выработана особая система жестов, движений, модуляций голоса, символического грима. Первоначально труппы кабуки состояли только из женщин, затем — только из юношей, но в конце концов они стали чисто мужвкими. Появились актеры-мужчины, специализировавшиеся на исполнении женских ролей. В таком виде своеобразный театральный жанр кабуки сформировался в середине XVIII в.
Из изобразительных искусств выделялась своими достижениями живопись. В ней преобладало реалистическое направление, выдающимся представителем которого был Хокусаи Кацу-сика (1760—1849). Он прославился большими циклами пейзажей: «Водопады», «Мосты», «Тридцать шесть видов Фудзи», «Сто видов Фудзи».