Ходзь до октябрьской революции

Г л а в а 1

ПЕРЕСЕЛЕНИЕ «БЕГЛЫХ КАБАРДИНЦЕВ» В АДЫГЕЮ

Население трех аулов Адыгеи: Ходзь, Блечепсин и Кошехабль называют кабардинцами, и самым главным аргу­ментом при этом выдвигается то, что население этих аулов разговаривает на кабардинском диалекте адыгейского язы­ка. Однако есть более веские основания считать предков жи­телей этих аулов кабардинцами. Нередко среди старожилов Кабарды можно услышать такой термин: «лэбэдэс къэбэрдей» — кабардинцы, живущие у Лабы, или «къэбэрдей хьэжырэт» — беглые кабардинцы.

«Уходить от наступавшего царизма кабардинцы начали еще при Екатерине II, выдвигая главной причиной ухода введение родовых судов»[1]. «В 90-х гг. XVIII в., когда р. Ку­бань стала пограничной между владениями России и Тур­ции на Северном Кавказе, связи между кабардинцами и их соплеменниками были значительно затруднены. В начале XIX в. в связи с антиколониальным движением в Кабарде значительная группа кабардинцев переселилась за Кубань»[2]. «Кубанские кабардинцы до 1804 г. жили в районе р. Малка в Кабарде. В 1804 и 1822 годах совращенные турецкими аген­тами, они переселились за Кубань на земли верховьев Лабы»[3]. «Поводом к восстанию 1804 г. послужило строи­тельство Кисловодского военного укрепления, очередные расправы (с. 225). Восстание потерпело поражение, и царс­кие войска уничтожили 80 сел. Следующее крупное выступление произошло в 1909—1910 гг.; причина — турецкая аги­тация и колониальный режим, установленный царизмом. В 1810 г. карательная экспедиция ген. Булгакова уничтожила 200 селений и угнало 20 тыс. голов скота»[4]. «В 1794 г. после нападения русских войск вся Кабарда поднялась на борьбу с захватчиком. Общая беда сплотила в единый лагерь все слои кабардинского общества. Война — это уничтожение, а ее по­следствия — голод и болезни. Борьба с сильным и коварным врагом привела к тому, что кабардинцы стали таять. Экспе­диция под командованием генералов Глазенапа и Булгакова привели к тому, что было уничтожено 280 селений. В 1816г. такую же экспедицию провел ген. Ермолов. После этих экс­педиций население Кабарды, которая насчитывала 400 тыс. человек, едва достигало 35 тыс. Большая часть из них была уничтожена, а часть бежала в район Зеленчука на террито­рию современной Черкесии. Таким образом в 1794—1825 го­дах значительная часть кабардинцев бежала: всего из Кабар­ды бежало 67 сел. Часть из них переселилась дальше на за­пад, в Адыгею, и из них - «беглых кабардинцев» - образовались аулы:

1. Ходзь — в нем поселились выходцы из селений Бэбыгуей, Жэныкъуей, Къундэтей (1, 2, 3), Мэргъушъей.

2. Блечепсин — выходцы из аулов Дэхъшъукъуей, Думэней.

3. Кошехабль — выходцы из аулов Анзорей и Кубатей.
«Беглые кабардинцы» поселились и в других местах

Адыгеи»[5].

«Экспедиция 1821 г., посланная в Кабарду для выселе­ния аулов на равнины, ускорила падение кабардинцев. Часть из них переселилась к закубанским черкесам»[6].

«Кабардинцы были одним из сильнейших народов Кав­каза. Но в начале XIX в. появилась чума, свирепствуя 14 лет, истребила более 5/6, а поход ген. Ермолова в 1822 г. разорил и рассеял почти всю Кабарду, так что в настоящее время ос­талось их не более 10 тыс. душ»[7]. «В 1822 и 1825 годах в Ка-барде начались крупные выступления, причиной которых послужило строительство новой линии через Кабарду. Выс­тупления были подавлены, и часть восставших скрылась в горах. Ген. Ермолов в 1822 г. разорил почти всю Кабар­ду, так что к 1834 г. осталось не более 35 тыс. кабардинцев.

Многие владельцы сдавались, а другие со своими крестьяна­ми бежали за Кубань, где получили название «беглых кабар­динцев». Впоследствии продолжались волнения и бунты в 1834 и 1854 годах — они были формой борьбы крестьян про­тив феодальной эксплуатации и колониального режима. Од­ной из форм этой борьбы были также бегства крестьян»[8].

Численность кубанских кабардинцев в 70-х годах XIX в.[9]

Екатеринодарский уезд Майкопский Всего

39 6547 11631

Из 124 родов, проживающих ныне в а. Ходзь, многие по­мнят свое происхождение, а 38 родов уверены, что их предки произошли от «беглых кабардинцев», и многие знают своих родственников в Кабарде. Некоторые участвовали в родовых встречах. В роду Нагаплевых сохранился такой документ: «Ал­лах достоин всех похвал. Более дорогие Аллаху люди выросли в достатке. Происшедшее: сыновья Исламбека Джанхотбек, Наурзбек и Алибек поспорили с Нагаплевыми из-за происхож­дения рода Нагаплевых. Сыновья Исламбека считали, что Нагаплевы являлись частью их имущества. Нагаплевы же счита­ли, что они из свободных людей и сами выбирали себе тхьамада. Мы из Арабстана, наши предки из Курейши,— говорили они и предъявили документ, подтверждающий это. Сыновья Исламбека поверили им и прекратили спор. Написали доку­мент, свидетельствующий о том, что родовое дерево Нагапле­вых схоже с родословным Пшемуковых и Дахуковых. Сыновья Исламбека поклялись, что не будут вредить Нагаплевым. Сви­детели соглашения: Довлетчерий Тхажугай, Саламчерий Кохеж. Документ составил один из свидетелей: Тхакушинов Манел — сын Кабуко. Последний месяц 1121 года (1121+622 -1743 г.) по мусульманскому календарю. Подкреплено тамгами обеих сторон. Подписи свидетелей: Инал сын Хатита, Батыр сын Хатита, Джамбек сын Махмата, Янамуко сын Ашмеза, Ис-махил сын Разоко»[10].

«Один из наших предков — Афашагов Тлепш жил в Ка­барде, а его сын Алий переселился в Адыгею и от него пошел наш род здесь, который насчитывает уже 34 семьи»[11]. «В связи с какими-то событиями Наурузовы бежали из Кабарды в Адыгею и поменяли свою фамилию на Жаковых — это были Цыхъу с братьями»[12]. «Жакшакулов Къундет из Кабарды проживал там около Баксана, у р. Малка. Причиной его переселения в Адыгею послужило поражение кабардин­цев в «Первой къэбэрдей-джаур зао»[13]. «Предки Кушховых проживали в Кабарде и носили другую фамилию. В связи с какими-то событиями три брата бежали в Адыгею и посели­лись в горах. Прошло значительное время. Братья обзаве­лись семьями. Жизнь в горах трудна, и чем больше увеличи­вались семьи, тем труднее становилось жить. Двое из брать­ев присвоили себе фамилию Къушъхьэ и поселились в а. Ходзь. Каким-то образом в Кабарде стало известно, что братья живут в а. Ходзь, и явились их преследователи. Схва­тили братьев, связали и попытались увести с собой, но в это время появился Куденетов Бэгырэт со своими людьми и ос­вободил их. С этого времени они стали табунщиками Куденетовых. Одного из братьев звали Осман, а другой — отец Т1эхъу»[14].

«Род Тлостнаковых жил в Кабарде под другой фамили­ей, но три брата по какой-то причине поменяли фамилию и расселились: один остался в Кабарде и взял фамилию Огузокъо, второй — переселился в а. Ходзь — стал Тлостнаковым, а третий поселился в а. Хачемзий — Унароковы»[15]. «Кунашев Нафица бежал из Кабарды из Гомлокъо — Кызбурун 3 и его на высокогорном пастбище приютили Гедугошевы и Ягановы. Осенью он вместе с ними спустился в а. Бэнэкъо, где в то время жили адыги. С их помощью здесь он обзавелся семьей, и от него пошел наш род в Адыгее. Боль­шая часть Кунашевых и поныне живут в Кабарде. В 1993 г. в Кабарде мы устроили встречу рода Кунашевых, на которую собрались несколько сот родственников»[16].

Подводя итог, можно сделать вывод, что основная при­чина появления «беглых кабардинцев» в Адыгее — это Кав­казская война России, война на истребление горцев. И вто­рая причина — это антифеодальная борьба крестьян.

«Кабардинцы, ушедшие за Кубань, не прекращали борь­бы против русского самодержавия: они или сами принимали непосредственное участие в набегах, или способствовали этому. В августе 1842 г. Хаджи Магомет, вторгнувшись с сильною партией на пространства между верхними частями Лабинской линии, напав на обитавшие здесь покорные нам племена, возмутил их. В числе их находились так называе­мые «беглые кабардинцы». Однако, в октябре 1851 г. «бег­лые кабардинцы» изъявили покорность России, чему спо­собствовало прибытие русского отряда для постройки кре­пости Мостовский»[17].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: