Кавказская война в судьбе А. Ходзь

Больше всего Кавказская война прошлась по террито­рии а. Ходзь на своем заключительном этапе: с 1859 по 1864 годы, но и в предыдущие годы происходили здесь кровавые драмы; очень легко историку втиснуть события в хронологи­ческие рамки, но в какие рамки можно втиснуть человечес­кие трагедии!

Приведем факты из различных документов и воспоми­наний, иллюстрирующих трагедию адыгов. «Николай I по­ставил перед командующим войсками на Кавказе Паскевичем конкретную задачу: «Кончив таким образом одно слав­ное дело, предстоит вам другое — усмирение навсегда горских народов или истребеление непокорных». Выполняя волю царя, в 1829 г. Г. А. Эммануэль, под предлогом наказа­ния темиргоевского князя Джамбулата Болотоко, предал огню и мечу «беглых кабардинцев»...Бассейны обоих Лаб... были опустошены. 210 деревень, огромные запасы хлеба и сена уничтожены, захвачено много скота. Горцы были дове­дены до такой крайности, что за продукты продавали своих детей»1. «Начиная от впадения в Кубань Лабы до Карачая тянулись Кубанская линия, которая вместе с устроенной в 1840 г. Лабинской линией составляла правый фланг Кавказ­ской линии»2. «Следующее крупное столкновение между абадзехами и царскими войсками произошло в 1841 г. на р. Фарс. Русскими войсками командовал генерал Засс, и они одержали победу. Это позволило перенести укрепленную линию на р. Лабу. Абадзехи были ограждены укреплениями Зассовским, Махошевским и Темиргоевским. Часть земли была захвачена русскими, и абадзехи вынуждены были отсту­пить к верховьям рек Белой, Ходзь, Псефира. В 1840 г. командование провело военную экспедицию на реках Ходзь и Псефир. И как следствие этого, принесли присягу прави­тельству «беглые кабардинцы»33.

Царское правительство взяло курс на физическое унич­тожение адыгов путем выжигания аулов и насильственного переселения на болотистые места, не пригодные для земле­делия и являвшиеся рассадником болезней. Постоянные на­беги на черкесские аулы, их разграбление, захват земель ка­зачьими отрядами вызывали соответствующую реакцию со стороны горцев.

«В 1859 г. появление значительного отряда генерала Филипсона в верховьях Псефира и устройство на урочище Хамкеты укрепления заставили абадзехов принести прися­гу»44. «Характер войны, обрекавшей на гибель целые племе­на, исключал гуманные чувства (с. 58)... Полк прямо из-под Ставрополя направлен был в верховья Лабы, на речку Ходзь, чтобы выселить оттуда непокорные бесленеевские аулы... Большая часть племен поняла всю бесполезность со­противления, стали выселяться в Турцию или в прикубанские степи. В 1862 г. с темиргоевцами было покончено, но ос­тавались еще «беглые кабардинцы» (с. 78). С марта 1862 г. длится беспощадная облава и в продолжение ее мы истреби­ли множество аулов, еще более сожгли запасов хлеба и сена. Другим эпизодом было жаркое дело 18 мая 1860 г.: во время рубки леса наездники имели стычку и привезли с собой не­сколько голов. В Чечне драгуны привозили головы как дока­зательство победы. И вот нарубив, как обычно (!) 6—7 голов, драгуны привезли их в лагерь, но к их удивлению, началь­ник отряда объявил им, что так поступать не следует... и что тела должны доставляться в полной сохранности, так как за каждое из них горцы платят по две пары быков»5. «Черкесы охотно выкупали головы убитых соотечественников, так как не любили хоронить тела без головы. Казаки же брали за каждую по две коровы. Да и генерал Засс платил станични­кам по полимпериалу за всякую доставленную к нему штуку этого страшного товара. Кто-то говорил, что у Засса в Прочноокопской видели под кроватью целый ящик с бритыми го­ловами»6. «Зачем это на частоколе горшки понавешали? -То не горшки, поправил солдат... черкеские головы то. На страх врагу. Не хотят покориться нашему государю. Вот и полковник Засс приказал их так постращать. Азиаты! Доб­рых слов не понимают»7. «Засс немец по национальности, беловолосый, с длинными рыжими усами, ввел обычай отре­зать черкесские головы. Г. X. Засс пользовался в свое время даже далеко за пределами Кавказа громкою известностью, как гроза черкесов, называвшим его шайтаном. О его подви­гах ходило множество легендарных рассказов, которые он умел поддерживать и распространять. Начальствуя погра­ничной линией, он имел всегда возможность под тем или иным предлогом предпринимать набеги. Засс ласкал людей со связями и давал им способы к отличию. За то благодар­ные «фазаны» с восторгом рассказывали во влиятельных го­стиных о чудесных подвигах «шайтана»8.

«В феврале 1834 г. мы снова разбойничали: гнали черке­сов до р. Ходзь, сожгли 10 аулов и отняли у них все (с. 282). Засс имитировал свою смерть, чтобы застать горцев врасп­лох. Узнав о смерти «шайтана», абадзехи собрались на Лабе. В самый разгар веселья появились мы и устроили спектакль. В 1842 г. Засс был отправлен в отставку и удален с Кавказа за то, что он якобы поручился за одного офицера, который впоследствии перебежал к горцам и во главе их совершал дерзкие набеги на русских»9.

Ходзинцы тоже помнят некоторые истории, связанные с именем этого завоевателя: «Прослышав о «подвигах» Засса, три адыга решили проучить хвастуна и с этой целью похити­ли его дочь из его дома, то ли в Екатеринодаре, то ли в Арма­вире. Это были Хушт Алий, Шолохъукъо Алпуку и Шоджэн. Несколько месяцев Засс с казаками гонялся за молодцами, но безуспешно. А трое похитителей возили девушку по Ады­гее, из аула в аул, прятали у родственников и друзей. Ее оде­ли в лучшие национальные одежды адыгейской девушки, с полагавшимися к этой одежде украшениями. Похитители вместе со своей пленницей часто появлялись в аулах на свадьбах и других празднествах, где она была почетной гос­тьей. Когда нужно было быстро уходить из обнаруженного места, ее укрывали буркой, сажали на коня и вскачь. Для столичной аристократки все это было экзотично. Прошло время, а Засс так и не смог разыскать свою дочь. Тогда похи­тители сами явились к нему с девушкой. Разгневанный гене­рал тут же приказал арестовать их, но дочь вступилась за них, сказав, что они не только не причинили ей никакого

вреда, но и отличались исключительным благородством по отношению к ней. Как рассказывают, Засс наградил всех троих разными дарами, достойными мужчины, и отступил с миром. Говорят, что он любил повторять: «Опасного врага лучше сделать другом...»10.

Почему я так много внимания уделил имени этого заво­евателя? Потому что некоторые казаки Лабинского района хотят превратить его в национального героя России — этого охотника за черепами. У России есть много достойных сы­нов, которым еще не поставлены памятники и даже нет крес­тика на их могилах. Историк Кубанского казачьего войска в своем труде не раз упоминает а. Ходзь и его окрестности, когда описывает ход Кавказской войны. Правда, в своих оценках некоторых событий он очень тенденциозен. Типа того, что проклятые овцы не дают нормально жить бедным пришлым волкам: «А рядом всегда рисовалась зловещая фи­гура горца, грозившая мирному населению набегами и гра­бежами»11. «Приказано было командиру Кавказского казачь­его полка майору Васильеву расположиться на р. Псенаф, двинуться вверх по Лабе и присоединиться к главному отря­ду при устье р. Ходзь (с. 389). В 1837 г. могучая партия гор­цев собралась в верховьях р. Ходзь (с. 310). В октябре 1840 г. абадзехи стали собираться в значительные толпы... Засс составил отряд, прибыл на р. Ходзь при впадении в нее Губса (с. 466). Магомед-Амин с 3000 конницы двинулся вниз по р. Ходзь (с. 482). В 1859 г. русские войска предпри­няли серьезные военные действия. В феврале по распоряже­нию Войницкого, особым отрядом были истреблены аулы бесленеевских старшин Хаджи и Магамета-Али Тлаходуковых на р. Ходзь»12. «В марте-апреле 1861 г. в междуречье Бе­лой и Ходзя истреблено 90 адыгейских аулов»13.

Адыги соглашались перейти в русское подданство, если им дадут возможность остаться в горах, на прежних местах жительства. Однако Александр II при встрече с черкесской делегацией 18 сентября 1861 г. заявил: «Я даю месячный срок — абадзехи должны решить, желают ли они переселить­ся на Кубань или же переселятся в Турцию» 14. «Между тем, требования адыгов были самые законные: прекратить захва­ты земли, заселение ее станицами и крепостями, не избивать жителей, прекратить военные действия. Но царизм ставил своей главной задачей колонизацию Кавказа. В этой полити­ке казаки призваны играть главную роль не только своей во­енной службой, но они должны являться первыми пересе­ленцами на завоеванных местах и закрепить их своими ста­ницами»15.

«21 мая 1864 г. окончилась Кавказская война. Кубанс­кая область была не только завоевана, но и очищена (!). От прежнего довольно большого населения осталась горсть лю­дей, которых поселили на Кубани. Теперь в горах можно встретить медведя, волка, но не горца. Чувствуешь неволь­ное уважение к неприятелю, который при своей малочислен­ности, мог столько десятков лет бороться с исполином и умереть без единого звука жалобы»16. В чем вина адыгского народа и причина безжалостной расправы?

1. Жестокая захватническая политика царизма, стремле­ние уничтожить свободолюбивый дух горцев.

2. Захватить из земли и заселить их своей опорой — казаками.

3. Согнав на берег огромное количество адыгов, власти
не создали каких-либо условий для людей.

4. Не оказали помощь с транспортом, и переселенцам
пришлось воспользоваться услугами различных проходимцев, что привело к гибели людей.

5. Наняли специальных людей, агитирующих за пересе­ление.

6. Адыги захотели переселиться сухопутным путем, но
получили отказ — власти не хотели, чтобы адыги забирали с
собой свое имущество.

7. Россия приняла все меры, чтобы Турция не ограничивала переселение.

8. Адыги поняли, что жестоко ошиблись и началось обратное движение, но царизм воспротивился возвращению адыгов на Родину17.

«ИСТАМБУЛИКЫЖЬ» - ПЕРЕСЕЛЕНИЕ В ТУРЦИЮ

Финал Кавказской войны стал для адыгов подлинной национальной трагедией: вынужденным переселением сотен тысяч людей в Турцию. Эту трагедию можно выразить не­сколькими словами: теряющий Родину — теряет все!

«Переселение непокорных горцев в Турцию,— подчер­кивал генерал Н. И. Евдокимов,— составляет важную госу­дарственную меру, способную окончить войну в кратчайший срок, без большого напряжения с нашей стороны»1. «Первы­ми пришлось покинуть свои родные места бесленеевцам, ко­торые занимали течение р. Ходзь, где началось с 1841 г. воз­ведение казачьих станиц. Бесленеевцам, как самым опас­ным, дававшим всегда отличных вожаков, было предложено перейти на указанные места жительства или отправиться в Турцию. Они внезапно были окружены царскими войсками и выведены силою за Кубань, а оттуда 600 семейств отпра­вились под конвоем в Турцию. 200 семейств поселились на левом берегу Кубани, образовав первое ядро закубанских аулов»2. Определенную роль в переселенческом вопросе сыграли и родоплеменные отношения: переселялись вслед за близкими. «Свою роль в переселении сыграли также под­стрекательства Турции: подталкивая адыгов к переселению, Порта стремилась использовать эту трагедию в своих инте­ресах. Правительство разработало свои планы в отношении будущих переселенцев. Места для их поселения избирались из политических соображений:

1. Укрепить с помощью изгнанников военную мощь армии.

2. Увеличить удельный вес мусульман в христианских
регионах.

3. Использовать черкесов для освоения малоплодородных земель.

4. Возложить на черкесов жандармско-полицейские
функции»3.

«Предательская политика горской феодальной знати и му­сульманского духовенства — тоже сыграли свою роль: всего за весь период переселения выселилось более 1 млн. человек»4.

Во время переселения десятки тысяч адыгов погибли от различных эпидемий и голода. Дневная смертность пересе­ленцев только в одном Трапезунде в 1864 г. колебалась от 180 до 250 человек. А сколько их погибло в других портах и местах! Сколько погибло по вине стихии и различных про­ходимцев!

«В конце XIX в. переселилось в Турцию население аулов Беноково, Натырбова, Унарокова, Хаджимукова —580 семей — 1888 год. Эти аулы занимали плодородные зем­ли и неоднократно выступали против нечеловеческих усло­вий резервации. Поэтому в документах твердо значилось: «Возвращение из Турции будет караться со всей строгос­тью». Освободившиеся земли были розданы казачьим офи­церам и чиновникам»5.

Переселились из Кубанской обл. в Турцию в 1871-1884 гг. 6

Названия аулов семей мужч. женщ. всего

Банако 73 284 256 540

Блечепсин 61 249 202 451

Кош-хабль 138 155 125' 280

Натырбей 33 114 103 217

Умароко-хабль 51 172 151 323

Ходзь 75 288 248 536

Всего 331 1262 1185 2347

«В 80-х годах XIX в. часть феодалов выступала за пере­селение недовольных реформой, в результате которого луч­шие земли у них отбирались и передавались в распоряжение казачьих поселений. К этим недовольным относился один из основателей а. Ходзь — Кургоко Куденетов7. Феодалы и му­сульманское духовенство старались выторговать у властей больше прав для себя. Угроза переселения в Турцию стала их излюбленным методом для достижения своих целей. Часть кабардинских феодалов пыталась организовать новое массовое переселение, но массы не пошли за ними: они уже поняли, какая «райская» жизнь ожидает их в Турции. Волна переселенцев двинулась дальше, в другие страны. Сейчас черкесская диаспора проживает в 48 странах мира и по раз­ным источникам составляет более 3 млн. человек.

Выходцы из а. Ходзь и соседних аулов проживают во многих населенных пунктах Турции. «В г. Кайсери прожи­вает около 10 тыс. адыгов. К нему примыкают 53 сел., в ко­торых проживает по 30 — 200 адыгейских семей, большин­ство из которых кабардинцы:

1. Анзурей (Кэфтантей)

2. Джамырзей

3. Жанокой

4. Кунашей

5. Маргушей

Фамилии проживающих в этих селениях:

1. Алъзскир 11. Нэхушъ

2. Абазэ 12. Оекъо

3. Ахъмэт 13. Хьамырзэ

4. К1эрэф 14. Хъуажъ

5. Къушъхьэ 15. Щыбзыхъо

6. Думанышъ 16. Щыгъущэ

7. Мэрэтыкъо 17. Щыко

8. Мэргъушъэ 18. Шоджан

9. Мэкъуао 19. Шурдым

10. Мыгъол1

(Все перечисленные фамилии проживали в а. Ходзъ)

Селения, расположенные вокруг г. Сивасы:

1. Алъэскирей 50 кабардинских семей.

2. Бабыкуей 50 кабардинских семей.

3. Бабыгоижъ 50 кабардинских семей8.

Этот период вошел в историю моего аула под названием «Истамбулик1ыжь» — переселение в Стамбул, т. е. в Тур­цию. Об этом периоде сохранились предания, «гъубзэ» -песни-плачи, а многие ходзинцы помнят различные истории, связанные с этим периодом. «Во время переселения в Тур­цию ходзинцев Безруков Хьэбракъ переселился со всей се­мьей, оставив сына Убжука, который должен был продать скот и оставшееся имущество, но вскоре границу закрыли, и он остался на родине»9. «Когда началась волна переселения в Турцию, Кунашев Айдемир был уже женат и имел двух де­тей. Он отказался переселяться. Лет через 5 возвратился на родину его брат Дамажуко, который поведал о том, что тур­ки обманули их, и в Турции их ждет гибель. Он вернулся один, потому что не хватило средств, чтобы вывезти с собой всех родных. Пошли по аулу, насобирали сколько смогли де­нег, и Дамажуко вернулся в Турцию, но как в воду канул. Больше о них никакие вести до нас не доходили, а родившу­юся дочь Айдамир в память сестры назвал Сырымой. Об этом мне рассказал мой дядя Кунашев Нахо Айдемирович (1868-1948 гг.)»10.

«В последний период переселения Белимготовы и Коновы послали в Турцию специальных посланцев с поручени­ем разузнать об условиях жизни там. Среди этих посланцев были Жанокъо Бэчмызэ, Кургъокъо Къэпшъыкъо и др. Эти два рода, несмотря ни на какие уговоры, не трогались с мес­та, пока не вернулись их послы. Во время встречи л1ык1охэр - послов с переселенцами один из стариков спросил, сохра­нился ли в Ходзе къэрэкъулыкъо псынэ и старое грушовое дерево на бжьэпэ, возраст которого — сотни лет. Посланцы с большим трудом вернулись в аул и сообщили, что пересе­ленцы живут в ужасных условиях. Услышав это, Белимгото­вы и Коновы отказались переселяться»11.

«В период переселения мой отец Хадж-Мастафа тоже записался в списки и все свое имущество продал родствен­нику из Кабарды. У покупателя не было с собой достаточной суммы денег и отец поехал верхом вместе с ним в Кабарду, чтобы получить долг. Во время его отсутствия власти объя­вили, чтобы переселенцы на завтра готовились в путь, но нашу семью из-за отсутствия главы вычеркнули из списков, а вместо нас внесли другую семью. Таким образом мы оста­лись на родине. Много лет спустя, отец совершил хадж в Мекку и по пути он сумел навестить наших родственников, переселившихся в Турцию, но об увиденном он ничего не рассказывал. Жизнь наша до революции была полна лише­ний и я как-то в присутствии отца в сердцах сказал, что луч­ше бы нам переселиться в Турцию, чем так мучиться. Вече­ром он велел собрать всех наших родственников и обратился к ним с такими словами: «Даже если у вас не будет ничего, кроме воды из этого старого колодца, не завидуйте покинув­шим Родину! Я видел, как они живут: чтобы вырастить хотя бы немного овощей для пропитания, они вынуждены носить землю с гор и рассыпать ее тонким слоем в огороде, потому что земля, где живут переселенцы, совершенно бесплодна. На месте, где должна была поселиться наша семья, насыпана куча пыли. Потому что кругом нет ни куста, ни колышка. А о качестве воды, которую пьют переселенцы, я даже гово­рить не буду!»12.

Турецкое правительство препятствовало возвращению адыгов на родину и осудило на вымирание десятки тысяч людей. В 1872 г. 8500 адыгейских семей подали прошение русскому послу в Турции о возвращении на родину: «Вот уже 8 лет наши беи нас держат в состоянии невообразимого рабства, совершая тысячу жестокостей. Мы лишены свобо­ды, семьи, имущества. Они отнимают у нас детей и продают их в рабство. Если вы не выполните нашей просьбы, мы по­гибнем под игом наших беев при попустительстве оттоманс­кого правительства»13.

Адыги не хотели покидать родные места, но бесчинства администрации создавали почву для турецкой пропаганды, но все же многие, вкусив «райскую» жизнь, возвращались домой: «Отец Нагоева Япона переселился обратно в Ходзь из Турции, а Нагоев Ахмед в 1918 г. вторично переселился в Турцию, где сейчас живут его потомки, и местные Нагоевы общаются с ними»14.

Оставшиеся на родине были выселены с гор и поселены по левому берегу р. Кубань и ее притокам. Часть осталась в горах Черноморского побережья. Аулы были поселены так, что каждый из них был окружен кольцом казачьих станиц. Некогда многолюдные аулы опустели. Оставшиеся на роди­не старались как-то объединиться, чтобы жить в одном селе­нии: после переселения в Турцию оставшиеся жители Бенка, Натырбова, Хаджимукохабля в 1895 г. переселились в а. Ходзь. Переселение из Бэнэкъо в Ходзь шло в несколько этапов: началось в 1892 г., но начавшаяся холера прервала его до 1895 г. Последним из Бэнэкъо переселился Бэбыгу, который долго отказывался покидать свое родное селение, но когда он остался в одиночестве среди русского населения, переехал в Ходзь. Среди этих последних переселенцев в а. Ходзь были также Беданоков Лу и Терчуков Цу»15.

Списки переселившихся в а. Ходзь из других селений:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: