Организация юстиции

Общие начала реформы

Новая организация юстиции основыва­лась на Конституции 1799 г., которой судьи ставились в зависимость от власти Первого консула, и законе 18 марта 1801 г. Возвращалась строго иерархическая организация юстиции — низшие суды и высшие, апелляционные. Ограничива­лась независимость судей: вместо выборности вводилось их назначе­ние верховной властью, вводилась дисциплинарная ответственность судей. По Конституции 1799 г. (ст. 41) судей всех судов, кроме осо­бых, коммерческих и кассационных, назначал Первый консул. Со­гласно постановлению Сената (1803) устанавливалось подчинение всех судов канцлеру (носившему титул Великого Судьи и являвше­муся одновременно председателем Кассационного суда); его админи­стративному контролю подлежали также адвокаты и прокуроры. Для всех работников юстиции вводилось обязательное требование о профессиональном образовании в государственных школах права (1804); для низших служащих — возрастные и служебные ограни­чения. Судьи считались несменяемыми: они назначались на должность пожизненно и могли быть только продвинуты на более вышестоящую.

Гражданская и уголовная юстиция были разделены по особым институтам, соприкасаясь только в самом низу иерархии — на уров­не общин. Судопроизводство в них также подчинялось разным пра­вилам.

Низшую инстанцию юстиции представлял единоличный мировой судья. Его назначал на 10 лет глава государства (Первый консул, импера­тор с 1804 г.). Его юрисдикции подлежали незначительные граждан­ские дела (с ценой иска до 500 франков, кроме дел о недвижимости и т. п.), а также первичные полицейские и следственные действия. Более значительные дела подлежали рассмотрению в окружных трибуналах (заменивших собой уездные и департаментские суды, существовавшие по Конституции 1795 г.). Трибунал составляли от 3 до 10 судей, а также специальные служители и секретари. При нем был и общественный обвинитель (прокурор). Компетенция окруж­ного трибунала была смешанной. Он разбирал как гражданские дела (основную массу дел и апелляции на решения мировых судей), так и уголовные (приговоры по малозначительным делам, апелляции на решения мировых).

Далее система гражданских и уголовных судов разделялась. Для гражданской юрисдикции существовали апелляционные суды (пала­ты) в составе от 12 до 31 судьи (всего таких судов в стране было 27, с 1810 г. — 34), которые занимались только пересмотром решений низших инстанций. Для уголовной — департаментские трибуналы (палаты) в составе председателя и двух судей (выбиравшихся из су­дей апелляционных судов), которые рассматривали основную массу уголовных дел с участием присяжных заседателей. С 1810 г., соглас­но Кодексу уголовного процесса 1808 г., палаты заменялись судами ассизов.

Единым высшим органом для уголовной и гражданской юстиции был Кассационный суд (из нескольких секций, с 1826 г. — камер).

Этот суд не принимал решений по существу дела, а только кассиро­вал (отменял) их в случае нарушения порядка рассмотрения или за­конодательства и отсылал на повторное рассмотрение в низший суд.

Существовали и суды исключительной юрисдик­ции. Важнейшим из таких был Верховный императорский суд, где разбирались преступления должностных лиц, знати, должност­ные преступления префектов, а также обвинения в заговорах и го­сударственной измене. В 1801 г. был создан особый полевой суд, где главным образом рассматривались дела военных и некоторые со­мнительные дела. Состав суда определялся главой государства из профессиональных судей, а также офицеров и граждан. В 1830 г. су­ды эти были ликвидированы.

Особую систему представляли военные суды — сухопутной ар­мии и флотские. Судопроизводство по гражданским делам было уре­гулировано Кодексом гражданской процедуры (1806). Согласно не­му суд должен был проводиться на основе состязательности сторон, гласно и открыто. Разбор уголовных дел регламентировался Кодек­сом уголовного процесса (1808). Одним из самых важных установ­лений уголовного судопроизводства было узаконение суда при­сяжных при разборе дел в департаментских трибуналах. В со­став присяжных (список которых составлялся префектом департа­мента) включались лица старше 30 лет и соответствующие поли­тическому статусу, установленному избирательными законами. Для каждого процесса председатель суда определял из списка 36 присяж­ных, из которых после отвода сторонами оставалось 12 для слуша­ния дела. Присяжные определяли виновность обвиняемого и соот­ветственность доказательств. Приговор на основе их вердикта выносил коронный суд. Создание суда присяжных было главной га­рантией общественного содержания судопроизводства и га­рантией гражданских прав, хотя, конечно, изначально обладало все­ми особенностями квази-юридической оценки содеянного, и особен­но личности обвиняемого.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: