В политических условиях нарастания военной активности государства, репрессий в отношении демократического движения закономерно стали оформляться общественные движения, целью которых было дальнейшее усиление имперской политики, переход к военно-диктаторским методам осуществления власти. Такие движения охватили даже мелкобуржуазные слои, в которых распространило влияние Общество имперского пути — Дзиммукай (1932). Общество провозгласило поддержку имперской политики для продвижения с ее помощью страны к новому, «народному государству», в котором бы императорская власть и армия заняли более достойное их роли в истории место.
Особую роль в распространении милитаристских идей и перенесении их в реальную политику сыграло Общество «молодых офицеров». Под его влиянием в стране произошли попытки военных переворотов в 1932 и 1936 гг., которые были быстро подавлены, но которые в том числе привели к полному разрыву парламентской и правительственной деятельности. С 1932 г. в Японии формировались т. н. «надпартийные» кабинеты. Возглавляли их военные, а члены партий минсейто и сейюкай (входившие в правительство) практически были лишены какого-либо веса.
|
|
Правительство премьера Каноэ, пришедшее к власти благодаря влиянию двора и военных в июле 1940 г., в условиях вовлечения страны в войну на Тихом океане инициировало практическое установление в государстве военно-полицейского режима. Основами этого режима должны были стать провозглашенные «новая политическая структура» и «новая экономическая структура». На деле формирование этих «структур» означало деформации конституционного строя и ликвидацию основ парламентаризма.
«Новая политическая структура» означала организационное подчинение правительству политических и общественных движений в стране. Были распущены основные правительственные партии — минсейто и сейюкай, деятельность других существенно сократилась. Приостановлена работа основных общественных организаций, в т. ч. Японской федерации труда (Содомэй). На место всех партий и общественных организаций указом создавалась «Ассоциация помощи трону» (1940). Ассоциация состояла на полном государственном обеспечении, возглавлял ее премьер-министр, идейные основы деятельности определялись императорским двором и Генеральным штабом. Большинство чиновников и сановников из самораспустившихся партий вошли в Ассоциацию. В префектурах, городах и уездах были образованы местные отделения Ассоциации, во главе которых стояли чиновники, назначенные премьером. Низовой ячейкой Ассоциации была сделана соседская община. Каждые 30-40 общин дополнительно соединились в объединение улицы, поселка и т. д. За такими объединениями и комитетами было признано право саморегулирования снабжения населения, обеспечения продовольствием, контроля за соблюдением карточной системы. Члены низовых объединений кроме всего были опутаны взаимными полицейским контролем и слежкой.
|
|
«Новая экономическая структура» в такой же степени отражала стремление к государственному тоталитаризму. На протяжении 1930-х гг. в Японии были приняты несколько законов, установивших повышенную (применительно к условиям капиталистической экономики) степень государственного регулирования хозяйства. Закон о картелях (1931) предусматривал обязательное квотирование производства и распределение этих квот между фирмами при посредничестве государственной администрации. На основании Закона о государственном тресте (1933) производство чугуна и стали в стране вообще было объявлено государственной монополией, вторично переданной в руки крупнейших финансово-экономических домов, связанных со старыми сословно-правительственными кланами (дзайбацу). Законами о стимулировании хозяйства (1938) контроль за основными видами коммуникаций в стране, финансами, торговлей был непосредственно передан правительственным структурам.
В соответствии с принципами «новой экономической структуры» почти в каждой значимой области хозяйства создавались «контрольные ассоциации». Во главе такой ассоциации соответствующее министерство ставило президента (как правило, из числа виднейших дзайбацу отрасли). Под его руководством принудительно объединялись все предприятия отрасли, района или города для целей выполнения государственных заказов, распределения ресурсов, а в конечном счете — реальной монополизации производства.
Соответственно требованиям новой «структуры» были перестроены и трудовые отношения. Вместо профсоюзных объединений создавалось полугосударственное «Общество служения отечеству через производство». Все трудящиеся на предприятиях, охваченных структурой, были обязаны войти в новое Общество. Во главе его местных отделений стояли губернаторы и префекты, начальники полиции. Тем самым контроль за выполнением трудовых норм, служебной дисциплиной, и т. п. приобрел вполне реальные очертания полицейского принудительного надзора, предполагавшего практически лишение основных прав и свобод. Хотя положительное значение нового метода регулирования социально-хозяйственных отношений также сказалось на снижении числа трудовых конфликтов, введении более высокого уровня социальной обеспеченности рабочих и служащих под контролем государства.
В годы Второй мировой войны полицейский режим в особенности обеспечивал основные социально-хозяйственные задачи государства и правительства. Это было едва ли не самым очевидным показателем нарастающего кризиса прежнего государственного уклада, реальным результатом которого стала в том числе почти полная отчужденность верхов правительства и двора от массы японского общества.
конституция Японии 1947 г. Поражение Японии во Второй мировой
войне (капитуляция последовала 2 сентября 1945 г.) вызвало кризис японской государственности и практическое ее разрушение. Страна была оккупирована войсками США. Все государственные полномочия перешли к главнокомандующему войсками США, при котором был организован Консультативный совет из представителей СССР, Великобритании и Китая. Дополнительным органом контроля была особая Дальневосточная комиссия, в которой принимали участие уже делегации 11 воевавших с Японией государств.
Основы послевоенного устройства Японии были предопределены Потсдамской декларацией держав-победительниц от 26 июля 1945 г. В соответствии с Декларацией должны были ликвидироваться все военные учреждения, генеральный штаб, распускалась армия. Упразднялись полугосударственные политические и экономические «структуры». В октябре 1945 г. штаб оккупационных войск обнародовал приказ о восстановлении в стране в полной мере демократических прав и свобод: слова, печати, митингов, союзов. 17 декабря 1945 г. приказом было установлено всеобщее избирательное право (и мужчин, и женщин, начиная с 20 лет; пассивное — с 25 лет).
|
|
Оккупационные власти не без основания видели главную опасность возрождения милитаризма в тех антидемократических структурах и в полицейском режиме, которые утвердились в Японии в 1940 г. Поэтому власти инициировали возрождение и активизацию Деятельности политических партий. К концу 1946 г. заявили о своем существовании свыше 120 политических партий и объединений разной направленности. Наиболее крупными стали дзиюто (Либеральная), образованная в ноябре 1945 г. на базе довоенной сэйюкай, симпото (Прогрессивная), подхватившая инициативу минсейто, нихон кедото (Японская партия сотрудничества), ставшая организацией мелких собственников. В ноябре 1945 г. возобновили свою деятельность Социалистическая и Коммунистическая партии. Главой переходного правительства оккупационные власти поставили лидера партии Сэйюкай.
Общеполитические преобразования подразумевали пересмотр номинально действовавшей в Японии Конституции 1889 г. Планы ее реформирования включали отказ от основных преимуществ правительства и целого ряда традиционно-аристократических институтов в пользу расширения прав представительства (расширения полномочий Палаты депутатов, уничтожения права вето Палаты пэров, императорского вето, установление ответственности правительства перед Палатой). После того как оккупационные власти обнародовали планы реформирования конституции, основные политические партии выступили со своими предложениями. Проект партии дзиюто предполагал сохранение императорской власти с ограничением прав императора в отношении армии и издания указов. Проект Социалистической партии предполагал воплощение социал-демократических парламентарных порядков. Проект Коммунистической партии — полную ликвидацию монархии и установление демократической республики.
|
|
Более практический план реформирования конституционных структур был разработан в Государственном департаменте США и предполагал важные политические ограничения на государственную деятельность будущей власти вообще (в частности отказ от войны) и упразднение основных институтов традиционной монархии. Споры с японским правительством по поводу судеб монархии окончились ультимативным требованием: или ликвидация политического абсолютизма, или вообще ликвидация монархии. В феврале 1946 г. японское правительство приняло американский план конституционных преобразований, контроль за осуществлением которого был возложен на оккупационный штаб генерала Макартура. Подготовка конституции прошла при нарастании политических и идеологических противоречий с СССР, позицию которого выражала Дальневосточная комиссия и которой выдвигал абсолютно нереализуемые в тех условиях политические конструкции представительно-советской республики китайского образца. В марте 1946 г. проект был правительством доработан, получил одобрение в штабах Макартура и Государственном департаменте США и опубликован.
10 апреля 1946 г. прошли первые послевоенные выборы в парламент. Большинство мест в Палате получили Либеральная (30 %), Прогрессивная (20%) и Социалистическая (20%) партии. Либеральная и Прогрессивная партии сформировали новое правительство. Проект конституции был одобрен Тайным советом, затем императором. В течение августа — октября 1946 г. проект был обсужден и одобрен Палатой представителей (421: 8 голосов) и Палатой пэров (большинством в 2/3). Некоторые важные поправки были дополнительно утверждены Палатой представителей уже после общего обсуждения. 3 ноября 1946 г. конституция была одобрена императором, и с 3 мая 1947 г. она вступила в силу, заложив основы нового государственного уклада в Японии.
Конституция 1946 г. (103 ст.) установила своеобразный строй, сочетающий парламентскую республику с номинальным сохранением конституционной монархии. Особыми статьями закреплялся отказ японского государства от войны как средства политики и запрещение организовывать армию и флот (кроме т. н. Корпуса обороны). Исходя из провозглашенного принципа народного суверенитета устанавливался безусловный государственный приоритет парламента.
Император считался символом нации, и его статус определялся «волей народа» (ст.1). Ликвидировались все прежние привилегии и государственные преимущества императорского дома, упразднялся Тайный совет, императорский бюджет, министерство двора и т. п. Император сохранял номинальные полномочия утверждения основных правительственных институтов: назначал премьер-министра, верховных судей, обнародывал законы, созывал и распускал парламент, утверждал назначения на высшие государственные посты. Однако все действия монарха ставились в строгую зависимость от законов и одобрения кабинета министров.
Парламент учреждался двухпалатным. Нижняя, Палата представителей избиралась (в составе 467 депутатов) по многомандатным округам на 4 года. Верхняя, Палата советников (в составе 252 депутатов) — на 6 лет с периодическим переизбранием по 1/2 по сложной системе (150 депутатов — по префектурам, 100 — по общеяпонскому округу многомандатному, 2 были делегатами о-ва Окинава). В целом полномочия обеих палат были равными. Но Законом о парламенте (26 апреля 1947 г.) закреплялся приоритет нижней палаты: она могла квалифицированным большинством преодолеть вето верхней, нижняя палата преимуществовала и при внесении поправок в Конституцию. Парламент был единственно законодательным органом, и эти его полномочия не могли ограничиваться никакими другими правительственными институтами.
Положение кабинета министров определялось не только Конституцией, но также и особым Законом (16 января 1947 г.). Глава правительства избирался парламентом, и кабинет нес коллективную ответственность перед депутатами. Правительству принадлежала полнота государственного управления, ведения государственных Дел, проведения в жизнь законов, организации государственной службы, заключение международных договоров.
Конституция предусмотрела самостоятельную организацию судебной власти, следуя началу разделения властей. Главой судебной системы считался Верховный суд, который назначался и смещался по представлению парламента. Но в полномочиях которого было право рассмотреть конституционность принятых законов.
Конституция 1946 г. значительно расширила систему демократических прав и свобод граждан. Провозглашалось упразднение сословий, отделение церкви от государства, равенство супругов в семье, запрет детского труда. Охраняя право частной собственности в принципе, предусматривалось, что она может быть «социализирована» (ст. 29). Закреплялись право на труд и обязанность трудиться, свобода выбора профессий, социальные гарантии образования а также «минимального уровня здоровой и культурной жизни». Основные права граждан были провозглашены вечными и неотъемлемыми, как бы выражающими принципы всего нового государственного порядка.
В 1951 г. Япония подписала мирный договор с США, а также ряд других документов, установивших отношения политического равноправия между странами. На основании договора все ранее существовавшие ограничения суверенитета отменялись.
К середине 1950-х гг. сложилась новая система политических партий в Японии. В ноябре 1955 г. дзиюто и минсейто слились воедино в Либерально-демократическую партию, став основной правительственной силой страны в последующие десятилетия. Второй крупнейшей стала Социалистическая партия. Позднее образовались некоторые новые движения: партия Комэйто (социального правления), выдвигающая программу особых реформ социального покровительства, Партия демократического социализма. Однако в последние десятилетия XX в. основное политическое соперничество в борьбе за парламент и правительство проходило между Либерально-демократической и Социалистической партией. Их реформистские курсы и определили основные события государственной жизни страны вплоть до конца XX в.
[1] Исторические Нидерланды охватили территории современных Нидерландов (Голландии) и Бельгии.
[2] В последующем эта административная организация сохранилась в южной части Нидерландов — Бельгии.
[3] Долгим парламент назвали уже в XVII в. ты — 13 лет и в сравнении с предыдущим — Коротким (1640).
[4] Смысловое значение кличек тори и виги (позаимствованных из лексикона посетителей ирландских пивных) утерялось.
[5] Blackstone W. Commentaries of England's Laws. I. 161.
[6] Локк Д. Два трактата о правлении. II. § 157.
[7] Habeas corpus ad judicierandum, т.е. «доставить тело для предания суду». Словами habeas corpus начинались и многие другие судебные приказы: доставить заключенного, передать высшему суду.
[8] В XX в. эта тенденция будет продолжена: Апелляционный суд получил право при-j нимать апелляции на решения судов графств (1934) и по уголовным делам вообще (1966).
[9] Квакеры — особая протестантская секта.
[10] день 4 июля стал официальным государственным праздником США.
[11] Закон 1789 г. действует и поныне, и принципы судоустройства сохранились неизменными.
[12] В настоящее время существуют 89 районов с 94 федеральными районными судьями в составе от 1 до 27 судей; есть и малые участки.
[13] Луазо. Трактат о сословиях. 1610.
[14] По-видимому, именно с этим выступлением связано рождение мифа о доктрине абсолютной монархии в словах «Государство — это я», необоснованно приписанных позднее молвой Людовику XIV.
[15] В начале XVIII в. армия Франции перешла от милиционной к постоянной рекрутской армии (1726). Число набираемых полков определял король. В 1786 г. рекрутская повинность распространилась на города.
[16] Монтескье Ш. Л. Персидские письма. ХСИ.
[17] 14 июля стало днем национального праздника Франции.
[18] В настоящее время государственный строй Франции основывается на 16-й по общему счету конституции.
[19] В условиях Франции начала XIX в. 1/1000 пригодных кандидатов немногим количественно превышала 1 тыс. чел., так что выбор был весьма относительным: просто делегировали полномочия лицам предусмотренного конституцией статуса.
[20] В 1808 г. правительственный официоз «Монитор» опубликовал официальную поправку к речи Жозефины, супруги Бонапарта, текст которой был составлен лично Наполеоном, в том духе, что не Законодательный корпус, а император есть представительство нации
[21] Лабулэ Э. Французская администрация и законодательство. СПб. 1870, т. 2.
[22] Классическая школа уголовного права (в лице итальянского правоведа Ч. Беккариа, немецкого криминолога А. Фейербаха и др.) призывала к равенству граждан и законности в назначении наказаний, их индивидуализации, устранению жестоких наказаний и ненаказуемости мифических преступлений (связанных с религией, суевериями и т. д.).
[23] Способ казни сохранился во Франции неизменным до настоящего времени. С 1939 г. казнь носила ограниченно-публичный характер.
[24] Количество лиц традиционно-иудейского вероисповедания в Австрии было значительным, особенно в восточных областях.
[25] В феврале 1867 г. был избран первый райхстаг Союза, который выработал и утвердил конституцию, вступившую в силу I июля 1867 г.
[26] 1906 г. было установлено жалованье депутатам в 3 тыс. марок в год. За отсутствие на сессии производились вычеты — 20 м. в день.
[27] В правление Мухаммеда Али (1805-1849 гг.) в Египте были проведены масштабные государственные реформы, создана регулярная армия, сложилась централизованная администрация. С середины XIX в., сохраняя автономный статус (до провозглашения независимости в 1922 г.) в Османской империи, Египет превращался в конституционную монархию
[28] См.: Квигли Г. Правительство и политическая жизнь Японии. М. 1934.
[29] Конституция Австрии 1920 г. с небольшими изменениями 1929 г. сохранила свою силу на протяжении всего XX в.
[30] Конституция Финляндии 1919 г. также оставалась действующей на протяжении XX в.
[31] В собственном смысле фашистским было только итальянское движение боевых отрядов-связок fasci italiani di combattimento (программа обнародована 23 марта 1919 г.). Позднее название стало условно-обобщающим, типологическим.
[32] Выборы президента проводятся одновременно с выборами в Палату представителей и перевыборами трети сенаторов.
[33] По имени предложившего закон конгрессмена.
[34] Трудовое законодательство США не устанавливает недельного предела занятости рабочих, а только предел допустимой обыкновенной оплаты в неделю.
[35] Институт омбудсмена («жалобщика») возник в 1713 г. в Швеции. Это был особый объездчик, принимавший частные жалобы и являвшийся в органы администрации для проверок по ним, предупреждая за 1 день. Получил распространение в XX в. в Дании, Норвегии, Новой Зеландии.
[36] «Двухпартийная система, — по отзыву видного британского правоведа, — неразрывно связана с политической традицией, согласно которой первостепенное значение имеет правительство как таковое, а взгляды и пожелания избирателей или членов парламента сводятся к простой альтернативе — выступлению «за» или «против».»(Л. С. Эмери. Мысли о конституции. — 1947)
[37] По канонам мажоритарной системы победа полностью отдается тому или тем, кто набрал 50% + 1 голос при условии, что это составляет более 25% всех избирателей округа.
[38] Практика таких ограничений уже имела место в Германии в конце 1920-х гг.
[39] См.: Желев Ж. Фашизм. Тоталитарное государство. Пер. с болг. М., 1991.
[40] Реально освобождение отдельных районов, островов продолжилось до 1955 г.
[41] Правительство гоминьдана обосновалось на китайской о-ве Тайвань, который позднее, при поддержке США, трансформировался в самостоятельное государство парламентского типа.
[42] Женщины получили избирательные права в Китае в ходе выборов в Национальное собрание 1945 г.
[43] Энгельфельд В.В. Очерки государственного права Китая. Париж. 1925. С.6