Тоталитаризм вообще означает тотальный (т. е. полный, всеохватывающий, всепроникающий) контроль правителей над людьми. Поэтому тоталитарными можно назвать такие общества, группы, партии, церкви, секты и т. д., члены которых всецело (тотально) подчинены своим руководителям и господствующей в них идеологии.
Практически синонимом понятию «тоталитаризм» является уже известный нам термин «фашизм». Их, если вдуматься, сближает даже этимология: тоталитаризм, происходит от лат. totalis - весь, целый, полный (или totalitas - цельность, полнота), а фашизм - от итал. fascio - пучок, связка, объединение. Иными словами, и тот, и другой термины ассоциируются с государством в образе увесистого железного кулака, сжимающего мертвой хваткой все общество, весь пучок человеческих отношений в нем. Термин «фашизм» используется больше для обозначения тоталитарных режимов в некоторых странах Западной Европы: в Италии (1922-1945), в Германии (1933 1945), в Испании [1939 год-начало 1960-х гг., но окончательно - 1975 г., со смертью диктатора Франсиско Франко (1892 1975)].
|
|
Суть тоталитарного государства в том, что власть правителей в нем является абсолютной, насильственной и всеподавляющей, в результате чего права и свободы граждан предельно ограничены. Элементы тоталитаризма можно, видимо, найти во многих государствах в многовековой истории человечества. В частности, они наверняка были в деспотиях Древнего Востока, в годы опричного террора в России (1565-1572), а также в ряде католических стран Западной Европы в мрачный период так называемой инквизиции (XIII-XIX вв.), когда проводились массовые и жестокие религиозно-политические преследования инакомыслия (или, по-церковному, ереси).
Так, во времена инквизиции за разного рода ереси пострадали сотни тысяч ученых, деятелей культуры, просветителей и других противников феодальных и церковно-иапских порядков. Непокорные подвергались пыткам, порке, тюремному заключению, конфискации имущества, аутодафе, казням и другим наказаниям. Процветали шпионаж, тайное следствие, вознаграждаемые доносы и лжесвидетельство, обогащение инквизиторов и папства за счет конфискованного имущества осужденных.
Жертвами инквизиции стали многие выдающиеся ученые и мыслители - в частности, итальянский философ и поэт Джордано Бруно (1548-1600) и его соотечественник, философ и священник Джулио Чезаре Вапйни (1585-1619), сожженные на костре. Особой активностью отличалась испанская инквизиция, когда ее на протяжении 18 лет возглавлял монах-доминиканец Томас Торквемада (около 1420— 1498). Его усилиями аутодафе приняли массовый характер, и было заживо сожжено более 10 тыс. чел.
|
|
Однако «классические» образцы тоталитарных государств «продемонстрировали» миру в XX в. две страны - сталинский Советский Союз и гитлеровская Германия. Первый создал свою тоталитарно-государственную модель на красивой и романтической идее строительства коммунизма (коммунистический тоталитаризм), а вторая - на идее возрождения великой Германии (национал-социалистический тоталитаризм, или нацизм).
Прежде чем обратиться к первому из них, нельзя не заметить, что тоталитаризм, фашизм, коммунизм (социализм), нацизм - явления взаимосвязанные. Все это разные грани и идеологические оформления одной и той же «медали» - диктатуры мощной государственноймашины над обществом. Не случайно главный идеолог фашизма итальянский диктатор Бенито Муссолини (1883-1945) вначале был социалистом, а лидер германского фашизма Адольф Гитлер (1889-1945) соединил в названии своей партии нацизм и социализм. Но еще большее откровение проявил ближайший соратник Гитлера Йозеф Геббельс (1897-1945). «...По-моему, ужасно, что мы (нацисты) и коммунисты колотим друг друга... - сокрушался он. - Где и когда мы сойдемся с руководителями коммунистов?»1
Точно так же и коммунизм с тоталитаризмом неразделимы, т. к. само «строительство коммунизма» предполагает тоталитарностьгосударства (всеобщий контроль, насилие, диктат). Иначе как заставить разных людей быть равными и счастливыми одинаковым счастьем?Как сделать, чтобы они одинаково думали и одинаково радовались тому, что у всех (кроме правителей) всего поровну? Это возможно только путем насильственного «осчастливливания». В качестве основных проявлений коммунистического тоталитаризма в СССР можно назвать следующие.
♦ (1) Узурпаииявласти в стране узкой группой большевистских вождей (узурпация - потому что демократическим путем эти люди никогда не были избраны; они захватили власть в 1917 г. и держали ее более 70 лет, передавая друг другу за спиной у народа).
Определенную уязвимость (с точки зрения подлинной демократии) своего «руководящего положения», возможно, учитывал даже самый беззастенчивый большевистский сатрап Сталин. В 1943 году в предложенном ему для утверждения проекте текста Гимна СССР в строке «нас вырастил Сталин - избранник народа» он заменил «неприятное» предпоследнее слово: «нас вырастил Сталин на верность народу».
♦ (2) Насильственное политическое господство этой партийно-олигархической группы в обществе через установление в нем коммунистической диктатуры. ♦ (3) В ходе большевистской социалистической революции произошла массовая экспроприация граждан России. Это означало, что в период 1917-1930-х гг. миллионы трудолюбивых, экономически и творчески активных россиян (предприимчивых крестьян, фабрикантов, купцов, инженеров и других зажиточных слоев общества) были насильственно лишены накопленной ими собственности (земли, домов, заводов мастерских, магазинов и пр.). В результате эти люди утратили свой прежний социальный статус, свою экономическую самостоятельность и независимость, возможность личного успеха и превратились, по советской терминологии, в «трудящиеся массы», в безликую «рабсилу» (а по существу - в рабов) государства.
♦ (4) Фактическое запрещение основных прав и свобод личности в обществе (права на жизнь и личную неприкосновенность; на свободу передвижения; на свободу мысли, убеждений, слова и совести; на свободу демократических организаций, собраний и демонстраций; права на частную собственность и предпринимательство; на свободу творчества и др.); подавление гражданского общества. Индивид утрачивает всякую автономию и всецело зависит от государства (обеспечение работой, жильем, прописка по месту жительства и т. д.). ♦ (5) Тотальный контроль за всеми сферами социальной жизни, особенно за средствами массовой информации, образованием, культурой, идеологией.
|
|
♦ (6) Господство в обществе единой общеобязательной идеологии - марксизма-ленинизма и крайняя нетерпимость к инакомыслию; идеологизация всей социальной жизни (без соблюдения определенных «марксистско-ленинских стандартов» нельзя было ни строить дом, ни писать пьесу, ни учить детей ботанике или пению, ни выезжать за рубеж и т. д.).
♦ Подавление личности коллективом (школьным классом; пионерской, комсомольской или партийной организацией; трудовым коллективом; обществом); вмешательство коллектива в частную жизнь людей. Например, партийное собрание могло всерьез обсуждать (и осуждать) образ мыслей или взаимоотношения с женой кого-либо из своих работников.
Отдельный человек рассматривался прежде всего как один из представителей данного коллектива, социальной группы или всего советского народа, как «винтик» огромной государственной машины страны. Поэтому индивидуальная свобода «растворенного» в коллективе «человека-винтика» недопустима, ибо она угрожает единству и целостности всей группы и общества. Отсюда и укрепление в людях стадных чувств: стремление «не высовываться», «не выступать», быть как все и чтобы у всех всего было поровну.
♦ (8) Постоянное нагнетание в обществе атмосферы «нравы чайного положения» и запугивание людей (страна живет во «враждебном империалистическом окружении», под угрозой «агрессии со стороны империализма», в условиях «жесточайшей идеологической борьбы»; вокруг нас «враги народа», «предатели», «отщепенцы», «антисоветчики», «диверсанты», «немецкие и американские шпионы», «вражеские радиоголоса» и т. д.; поэтому необходимы постоянная «революционная бдительность», готовность «принять бой», «пожертвовать собой» и т. п.). Результатом подобного коммунистического психоза явились всеобщая подозрительность, взаимные слежка и доносительство, невиданный произвол судебных и «силовых» органов, массовые аресты, репрессии, издевательства и насилие над людьми, высылка их из страны, заключение в концлагеря и психиатрические больницы, расстрелы. Точную характеристику советской государственной машины дал бывший член Политбюро и секретарь ЦК КПСС Александр Яковлев (род. в 1923): «Это было уголовное государство, подмявшее под себя людей. Уголовное!»
|
|
♦ (9) Проведение империалистической внешней политики, подавление свободы и независимости народов других стран, своеобразный экспорт в них коммунистического тоталитаризма. Это выразилось в насильственном присоединении к СССР в 1940 р. Латвии, Литвы, Эстонии; в принудительном вовлечении в «строительство социализма» народов Болгарии, Восточной Германии Польши, Румынии, Северной Кореи и еще десятка других стран; в военном пресечении советскими танками попыток перехода к демократии народов Венгрии в 1956 и Чехословакии в 1968 гг.; в подавлении 17 июня 1953 г. восстания немецких рабочих против коммунистической диктатуры в Восточном Берлине (погибли десятки людей, в том числе и казненные советские солдаты, отказавшиеся стрелять в восставших); в насаждении в странах-сателлитах послушных Москве правителей через поддержку их обильными поставками вооружений, работой на них советских спецслужб, советниками, соответствующей идеологической обработкой, обучением национальных кадров и т. д.
Согласно данным изданной в Париже «Черной книги коммунизма: преступления, террор, репрессии» (ноябрь 1997), от коммунистического террора, насилия и репрессий в XX в. на нашей планете погибло 85 млн. человек (в том числе в Китае - примерно 40 млн., а в СССР - около 15 млн.).
Казалось бы, после столь чудовищных и вопиющих преступлений большевиков, после очевидного краха командной экономики коммунисты должны на коленях умолять человечество о прощении и уж во всяком случае прекратить жестоко обманывать людей коммунистической сказкой. Ан нет, они не просят прощения (уверяя, что гибель миллионов и несостоятельность экономики были «отдельными недостатками» советской системы) и продолжают звать общество в «светлое будущее». Но главный парадокс в другом - в целом ряде стран коммунисты собирают немало голосов избирателей.
Этот феномен можно объяснить, в частности, следующим. ♦ С одной стороны, существует (особенно в неустроенных обществах) широкая социальная база для тоталитаризма. ■ Это, во-первых, беднейшие и обездоленные слои общества, которые (если говоритьРоссии) крепко обижены сегодняшним малоэффективным, ным, забюрокраченным и коррумпированным государством. ■ Это, во-вторых, люди, которым удобнее жить под опекой государства (непредприимчивые, неактивные, неприкаянные, не привыкшие к регулярному энергичному груду, или даже просто ленивые, предпочитающие несвободу, но с гарантией дармового куска хлеба и бесплатной крыши над головой). ■ Это, в-третьих, люди с тоталитарным мышлением, которые (а) сами привыкли к рабской покорности любому «начальнику» и которых (б) раздражают свободный образ жизни и успехи других людей, и потому (в) им хотелось бы снова заставить всех думать и жить одинаково1.
♦ С другой стороны, есть ловкие и циничные политики, готовые делать свою карьеру на любых идеях, лишь бы они находили отклик в обществе. Есть спрос на тоталитаризм, есть и предложение. На ловца и зверь бежит. В материально благополучной Америке ничтожно мало «ловцов» (неустроенных граждан), практически нет и «зверей» (тоталитарно-коммунистических политиков). Однако в современных условиях все более открытого мирового сообщества несвободные, тоталитарные государства не могут быть долговечными, и скорый (по историческим меркам) крах сверхмощного СССР тому подтверждение. На фоне в целом процветающих демократических государств со свободной рыночной экономикой неэффективность коммунистического тоталитаризма стала разоблачительно очевидной (хотя его правители пытались всячески скрыть невыгодную для них правду: поддерживая закрытость общества, отгораживаясь от остального мира «берлинскими стенами», ограничивая поездки за рубеж, «фильтруя» и давая ложную информацию, глуша западные радиостанции и т. д.).
Тоталитаризм и коммунизм усредняют людей, обрезая крылья тем, кто готов взлететь, и опуская их до уровня серой посредственности. Они порождают общество не хозяев, а людей с психологией временщиков (которым наплевать на «народную», т. е. ничейную, собственность), мелких воришек (думающих, что бы еще утащить у государства) и иждивенцев (мечтающих на диване о получении очередной порции «бесплатных» благ). Такое общество не способно к эффективному созиданию, инициативному ирачительному хозяйствованию. Это закрытое и застойное общество, лишенное внутренних стимулов к творчеству, саморазвитию и живительному обновлению своего бытия.