Зарубежные источники по истории Руси как предмет исследования. 2 страница

[123] Сергеенко М. Е. Простые люди древней Италии. М.–Л., 1964. С. 87–88.

[124] Помяловский Н. Г. Сочинения в 2 томах. М., 1965; Пантелеев Л. Белых Г. Республика ШКИД. М., 1962.

[125] В замечаниях к докладу «Margarita: жемчуг или нефрит?» на XIV Жебелевских чтениях, проводимых Центром антиковедения и кафедрой истории древней Греции и Рима СПбГУ (31 октября — 2 ноября 2012 г.).

[126] Мы не находим форм с корнем marg у Саллюстия (86 — 35 до н. э.), у Корнелия Непота (100 — 24 до н. э.), у Проперция (50 — 15/2 до н. э.), у Валерия Максима (I в. н. э.), у Сенеки Старшего (54 до н. э. — 39) и у Персия (34 — 62). Во времена Августа низкоштильное margo, как впрочем, и корень marg, все еще не часты у авторов. У Горация (65 — 8 г. до н. э.) и Вергилия (70 — 19 г. до н. э.), мы их не встречаем. А вот у Федра (ок. 20 до н. э. — ок. 50 н. э.) в басне о лисе и козе, мы видим форму margine (Phaedr. 4, 9, 4; в третьей книге встречаем корень marg в басне Pullus ad Margaritam). У Тита Ливия (59 до н. э. — 17 н. э.) в 41 книге его грандиозной истории появляется форма marginandas (41, 27, 5): Glarea extra urbem substruendas marginandasque primi omnium locaverunt. Ну и еще в 44 книге Ливий использует слово margo для обозначения места на щите (44, 33, 9): Capite super marginem scuti posito sopitos stare. А вот у Силия Италика (25/26 — 101) есть margine parmae (Punica. 4, 537), margine ripae (6, 165), mediae stat margine puppis (6, 360), in margine puppis (14, 376). Любит слово margo Овидий (43 г. до н. э. — 17/18 г. н. э.). Лукан (39 — 65) также использует слово margo: к примеру: stagnique quieta voltus vidit aqua posuitque in margine plantas et se dilecta Tritonida dixit ab unda (9, 352–354), nec sidera tota ostendit Libycae finitor circulus orae, multaque devexo terrarum margine celat (9, 495–497), stabant in margine siccae aspides (9, 608–609), qua se protulit in medios audaci margine fluctus luxuriosa domus (10, 486–488).

[127] Sora S. Nouvelles acquisitions lexicales franҫaises dans le langage de l'essai et de la critique littéraire romains // Revue de Linguistique Romane. T. 52. Strasbourg, 1988. P. 25.

[128] Акельев Е. В. Повседневная жизнь воровского мира Москвы во времена Ваньки Каина. М., 2012. С. 127, 147–153, 269.

[129] Ной и жалобы 50-летнего Овидия напоминают по содержанию письма молодого городского солдата СА, еще не освоившегося в непривычном новом месте и просящего маму и папу забрать его домой.

[130] Дунай.

[131] Созвездие Большой Медведицы.

[132] Происхождение этого племени неясно: то ли кельтское, то ли германское. Слово похоже на появившееся и распространившееся позже в Европе слово бастард (англо-норманское bastard), называвшее внебрачных, незаконных детей.

[133] С начала нашей эры в Западном Причерноморье возникает союз греческих городов, который носил имя Понт или Левый Понт.

[134] Законами Рима. Ausones = средне- и южноиталийские племена.

[135] Trist. 2, 185–204. Пер. А. В. Подосинова.

[136] В курдском merk, бел. mark, брахун (из бел.) mark, ав. mahrka-, maraka- смерть, др. инд. marka- затмение солнца, умирание. Значение смерть было, по-видимому, и в осетинском. В «Сравнительном словаре Палласа» (1787) русское смерть переводится двумя осетинскими словами: малат и марг. Значение смерть (а не яд) распознается также в сложном слове margas: Абаев В. И. Историко-этимологический словарь осетинского языка. Т. II: L–R. Л., 1973. С. 72: Абаев возводит marg к иран. marka- смерть, от предположительных реконструкций *mar- убивать, умирать, *mar-k- уничтожать.

[137] Etymological Dictionary of Latin and the other Italic Languages by Michiel de Vaan // Leiden Indo-European Etymological Dictionary Series / Edited by Alexander Lubotsky. Vol. 7. Leiden-Boston, 2008. P. 365.

[138] Борис Акунин (Григорий Чхартишвили). Любовница смерти. М., 2010.

[139] О Маргиане и сопредельных странах: Ртвеладзе Э. Цивилизации, государства, культуры Центральной Азии. Ташкент, 2002. С. 7–24.

[140] Olusoga D. Erichsen C. W. The Kaiser’s Holocaust. Germany’s Forgotten Genocide and the Colonial Roots of Nazism. L., 2010; надо учитывать, что весь прикаспийский регион тогда выглядел иначе: C. H. Mуравьев. Проблема Аракса-Яксарта-Танаиса и уровень Каспия в VI–III вв. до н. э. // Mathesis, из истории античной науки и философии / Под ред. И. Д. Рожанского. М., 1991. С. 115–175.

[141] Аверинцев С. С. Типология отношения к книге в культурах древнего Востока, античности и раннего средневековья // Античность и античные традиции в культуре и искусстве народов советского Востока. М., 1978 г. С. 6–28; Дуров В. С. Как читали древние римляне // Hyperboreus. Petropoli. Vol. 7, 2001. Fasc. 1–2, C. 219–224.

[142] Особенно усилилось положение арамейского языка в эпоху правления Ахеменидов (VI–IV вв. до н. э.), при которых он стал государственным языком Персидской империи. В эллинистическую эпоху и вплоть до арабского завоевания (VII век н. э.) арамейский успешно конкурировал с греческим, оставляя за всеми остальными семитскими языками роль местных наречий: Церетели. К. Г. Сирийский язык. М., 1979.

[143] Сергеенко М. Е. Простые люди древней Италии. М.–Л., 1964. С. 156–158.

[144] Пер. Ф. А. Петровского. Во времена СССР мужики также жаловались на разбавление пива водой ларечницами-чепельницами. Во время правления Б. Н. Ельцина паленая водка стала повсеместной.

[145] Epig. 3, 57. Пер. Ф. А. Петровского.

[146] Гостиницы и харчевни часто служили притонами разврата с попустительства хозяев, а то и при их участии. Харчевница в стихотворении Вергилия не только предлагает посетителю еду и выпивку, но и зовет в свои объятия. Харчевниц считали колдуньями: у Апулея приведен целый перечень их чудес. Августин пишет, что в некоторых местах Италии трактирщицы умеют превращать людей во вьючных животных и заставляют их возить поклажу: Сергеенко М. Е. Простые люди древней Италии. М.–Л., 1964. С. 156–158.

[147] Дьяконов И. М. Дьяконов М. М. Лившиц В. А. Масон М. Е. Налоговые парфянские документы II века до н. э. из Нисы.

[148] Изображение и материалы: https://www.facebook.com/photo.php?fbid=533889150006573

[149] Sat. 10. 77–81. Пер. Д. Недовича и Ф. Петровского.

[150] Иоанн. 19, 29; Марк. 15, 36.

[151] Его состав сообщает М. Юнкельман: Колобов А. В. Римские легионы вне полей сражений (Эпоха раннего принципата): Учебное пособие по спецкурсу. Пермь, 1999.

[152] Среднеазиатский генцентр по Н. И. Вавилову (Вавилов Н. И. Избранные произведения в 2 Т. Л., 1967. Т. 1. C. 24). По А. Л. Тахтаджяну: северная часть Ирано-Туранской области (Тахтаджян А. Л. Флористическне области земли. Л., 1978).

[153] Купцов А. И. Введение в географию культурных растений. М., 1975. С. 295.

[154] Знаю из опыта службы в войсках 12 ГУ МО СССР (ДМБ89). См. также: Антонюк Н. П. Котов В. А. Стол российского солдата (страницы истории) / Под ред. А. И. Юрченко. М., 1995.

[155] Дибвойз Н. К. Политическая история Парфии / Пер. научная редакция и библиографическое приложение В. П. Никонорова. СПб, 2008: https://www.roman-glory.com/debevoise-indo-iranskoe-prigraniche

[156] Семенов Ю. И. Философия истории. (Общая теория, основные проблемы, идеи и концепции от древности до наших дней). М., 2003. С. 462–475.

[157] Крестьянский двор входил в состав особого хозяйственного организма — крестьянской общины. Поэтому можно говорить о существовании особого общественно-экономического уклада — крестьянско-общинного, а тем самым и крестьянско-общинного способа производства: Семенов Ю. И. 4. Эпоха Средних веков (VI—XV вв.) / Введение во всемирную историю. Вып. 3. История цивилизованного общества (XXX в. до н. э. — XX в. н. э.). Учебное пособие/ МФТИ. М., 2001.

[158] Iust. 42, 1, 4–5. Юстин, Марк Юниан. Эпитома сочинения Помпея Трога Historiae Philippicae / Пер. А. А. Деконского, М. И. Рижского; Под ред. Μ. Е. Грабарь-Пассек; Комм. К. В. Вержбицкого, Μ. М. Холода; вст. cт. К. К. Зельина. СПб, 2005. Здесь и далее переводы приводятся по этому изданию.

[159] Iust. 41, 2, 5–6.

[160] Победоносный Лабиен чеканил монету со своим портретом и легендой: Q. Labienus Parthicus Imp.: Cohen H. Description historique des monnaies frappées sous l'Empire Romain... Graz, 1955. T. I. P. 30. №1–2; Grueber Η. A. Coins of the Roman Republic in the British Museum. Vol. 11. L., 1910. P. 500, n. 131.

[161] Bellum servile Августа.

[162] Dio Cass. 48, 24, 5. Пер. В. В. Рязанова.

[163] Первые рейнские лагеря (Майнц, Ксантен и другие, менее долговечные) были из дерна и дерева: Колобов А. В.: Подобно другим легионным лагерям времени Августа — в Испании, Далмации — они строились с расчетом на размещение двух легионов и, вероятно, вспомогательных войск, а потому отличались гигантскими размерами (в среднем 600х900 м.). Там же располагались ремесленные мастерские, обслуживающие войско. В середине I в. — при Клавдии и Нероне — на Рейне и в Далмации произошла перестройка деревянно-земляных лагерей в каменные и, по крайней мере, часть ремесленного производства была вынесена в канабы. Легионный лагерь из форпоста экспансии начал превращаться в крепость.

[164] Именно на римской колее в начале XIX в. проходили испытания первого паровоза Дж. Стефенсона.

[165] Не здесь ли надо искать истоки масонства?

[166] А. В. Колобов: Используя эту карту, израильтяне во время войны 1948 г. провели по полузасыпанной песком римской трассе колонну бронетехники и заняли Эйлат под носом у арабов.

[167] Подосинов А. В. Восточная Европа в римской картографической традиции. Тексты, перевод, комментарий. М., 2002. С. 287–378.

[168] Ртвеладзе Э. Цивилизации, государства, культуры Центральной Азии. Ташкент, 2002. С. 115–116.

[169] О связи греческого massagetai и иероглифов, обозначавших юечжи в ханьскую эпоху: Толстов С. П. Древний Хорезм. Опыт историко-археологического исследования. М., 1948. С. 242–245.

[170] Мошкова М. Г. Заключение // Степная полоса Азиатской части СССР в скифо-сарматское время. / Археология СССР. Т. 10. М., 1992. С. 316.

[171] Боровкова Л. А. 1) Запад Центральной Азии во II в. до н. э. — VII в. н. э. Историко-географический обзор по древнекитайским источникам. М., 1989; 2) Царства «западного края» во II–I веках до н. э. (Восточный Туркестан и Средняя Азия по сведениям из «Ши цзи» и «Хань шу»). М., 2001; 3) Кушанское царство (по древним китайским источникам). М., 2005.

[172] Fides dicti promissique nulla, nisi quatenus expedit.

[173] Iust. 41, 3, 1–10.

[174] Кляшторный C. Г. Рабы и рабыни в древнетюркской общине (по памятникам рунической письменности Монголии) // Древние культуры Монголии. Новосибирск, 1985. С. 162–163.

[175] Рахманалиев Р. Изгнание хуннами юэчжей из Западного Ганьсу и его последствия в евразийском мире / Империя тюрков. Великая цивилизация. М., 2009 г.

[176] Боровкова Л. А. Кушанское царство (по древним китайским источникам). М., 2005. С. 63–78.

[177] Паркер Э. Период борьбы за власть с Китаем // Татары. История возникновения великого народа / Пер. Т. Е. Любовской. М., 2009.

[178] Hirth Fr. The story of Chang-k'ien // Journal of the American Oriental Society. Vol. 37, 2, 1917. P. 96.

[179] Рерих Ю. Н. Тибет и Центральная Азия. Статьи, лекции, переводы. Самара, 1999. С. 43.

[180] Новокшонов Д. Е. Гораций о римских пленных.

[181] Камалиддинов Ш. С. Историческая география Южного Согда и Тохаристана по арабоязычным источникам IX — начала XIII вв. Ташкент, 1996

[182] Ptol. 6, 11, 6. Земля серов Θαγουροι (Ptol. 6, 16, 2), Θoγάρα πόλις (Ptol. 6, 16, 8), Thocari (Plin. N. H. 6, 55), в Согдиане Τάχοροι (Ptol. 6, 12, 4): Пьянков И. В. Средняя Азия в античной географической традиции. М., 1997. С. 328.

[183] Pinault G.-J. Introduction au tokharien. Paris, 1989; Adams D. Q. Tocharian historical phonology and morphology. New Haven (Connecticut), 1988; Бурлак С А. Историческая фонетика тохарских языков. М., 2000.

[184] 2, 237. Пер. Б. А. Старостина.

[185] Пугаченкова Г. А. Скульптура Халчаяна. М., 1971. С. 5. Согласно сообщению А. А. Хушвактова, Контаг или Кони таг, где кон — месторождение чего либо таг — низ, в низу, — нижнее месторождение

[186] Strabo. 8, 2; Iust. 42, 2, 2.

[187] Воробьева-Десятовская М. Предисловие // Рерих Ю. Н. Тибет и Центральная Азия. Статьи, лекции, переводы. Самара, 1999. С. 9.

[188] Ртвеладзе Э. Цивилизации, государства, культуры Центральной Азии. Ташкент, 2002. С. 35.

[189] Ptol. 6, 11.

[190] Herrmann A. Tocharoi // RE. Bd. 6. 1937. Stuttgart, S. 1632–1641.

[191] Воробьева-Десятовская М. По книге Ю. Н. Рериха «Тибет и Центральная Азия». СПб, 1998.

[192] Herrmann A. Tocharoi. Вижу связь между названием кушаны и латинским custos.

[193] Тохарские языки / Под ред. Иванова В. В. М., 1959.

[194] Рерих Ю. Н. Тибет и Центральная Азия. Статьи, лекции, переводы. Самара, 1999. С. 94.

[195] Чебоксаров Н. Н. Антропологический состав населения современного Китая в палеолите, мезолите и неолите // Ранняя история народов Восточной Азии. М., 1977. С. 74–97.

[196] Herrmann A. Tocharoi // RE. 1937. Stuttgart, S. 1634: Sind diese nun dasselbe Volk wie die T., oder haben sie mit ihnen nichts zu tun? Sind sie anderseits identisch mit den Άσιoι Strb. XI, 511, oder auch mit den Ārśi womit sich in den Turfan-Fragmenten die Trager der toχrϊ–Sprache bezeichnet haben?

[197] Гамкрелидзе Т. В. Иванов В. В. Индоевропейский язык и индоевропейцы. II. Тбилиси, 1984. С. 935–940.

[198] Заимствования зафиксированы в текстах раннего средневековья. Цзы Сянь-линь. Тохарский язык; его открытие, расшифровка и значение для китайско-индийских связей // Тохарские языки / Под ред. Иванова В. В. М., 1959. C. 136–150.

[199] Гамкрелидзе Т. В. Иванов В. В. Индоевропейский язык и индоевропейцы. С. 936.

[200] Шер Я. А. «Господин коней» на берегу Енисея // ПАВ. №6. 1993. С. 17–22.

[201] Сверчков Л. М. Тохары. Древние индоевропейцы в Центральной Азии. Ташкент, 2012.

[202] Сверчков Л. М. Тохары. С. 189–192.

[203] Лившиц В. А. Парфянская ономастика. СПб, 2010. С. 133.

[204] Мисюгин В. М. Три брата. СПб, 2009. С. 238-239.

[205] Машкин Н. А. История Древнего Рима / Отв. ред. А. Г. Бокщанин. М., 1949. С. 83.

[206] Немировский А. И. Этруски. От мифа к истории. М., 1983; Акимова Л. И. Борисковская С. П. Мавлеев Е. В. Неверов О. Я. Северкина И. И. Тугушев О. В. Мир этрусков. Археологические памятники из музеев социалистических стран. Государственный Эрмитаж. М.–Л., 1990; Залесский Н. Н. К истории этрусской колонизации Италии в VII-IV вв. до н. э. Этруски в Кампании. Этруски, греки и Карфаген в V и IV вв. до н. э. Л., 1965.

[207] Иловайский Д. И. Древняя история. Средние века. Новая история. М., 1997 (https://www.bibliotekar.ru/polk-8/47.htm).

[208] Flor. 2, 20; Liv. Epit. 130.

[209] Vel. Pat. 2, 82, 2–3. Пер. А. И. Немировского.

[210] Flor. 2, 20, 4; Рlut. Anton. 41, 1; Веллей Патеркул и Флор считают рассказ достоверным: Г. Г. Дебс. Военное соприкосновение между римлянами и китайцами в античное время.

[211] Возникают в памяти слова Фридрих II-го: «Русского солдата мало убить, его нужно еще и повалить»: Суворов А. В. Письма / Сост. В. С. Лопатин. М., 1987. С. 414–415, 651; Семилетняя война. М., 1948. С. 482–489.

[212] Flor. 20, 4, 10; Пер. А. И. Немировского.

[213] Plut. Ant. 69. И далее: Пер. С. П. Маркиша.

[214] Plut. Ant. 69–70.

[215] Берзина С. Я. Корабль "Исида" в контексте взаимоотношений Египта и Боспора в конце IV-пер. пол. III в. до н. э. // Боспорский город Нимфей: новые исследования, материалы и вопросы изучения античных городов Сев. Причерноморья. СПб, 1999. С. 8–9.

[216] Фрегат «Паллада», спущенный на воду 1 сентября 1832 г. на Охтенской верфи Санкт-Петербурга имел длину 52,73 м.

[217] Хейердал Т. Экспедиция Кон-Тики. Ра / Пер. Л. Л. Жданова. Посл. А. А. Губера. М., 1972. С. 190–470.

[218] Райна, ныне рей, поперечное дерево на мачте, к которому привязан парус (прямой, косые без реев).

[219] Шеркова Т. А. Египет и Кушанское царство. М., 1991. С. 34–42.

[220] Петров А. М. Несколько страниц в защиту Клеопатры (исторический источник и литературная несправедливость) // Восток-Запад-Россия. Сб. статей. М., 2002. С. 383–390.

[221] Шеркова Т. А. Египет и Кушанское царство. М., 1991. С. 19–38.

[222] Plut. Ant. 81.

[223] Ставиский Б. Я. Кушанская Бактрия: проблемы истории и культуры. М., 1977. С. 11–31.

[224] Новокшонов Д. Е. Война и язык: margo, маргарита и узбеки // Клио. Журнал для ученых. №10 (70). 2012. С. 46–50.

[225] Похлёбкин В. В. Кулинарный словарь. М., 2002.

[226] Сергеенко М. Е. Ремесленники древнего Рима. Л., 1968. С. 36–48; 120–134.

[227] Seres etiam habitantesque sub ipso sole Indi, cum gemmis et margaritis elephantos quoque inter munera trahentes, nihil magis quam longinquitatem viae inputabant — quadriennium inpleverant; et tamen ipse hominum color ab alio venire caelo fatebatur.

[228] Текст приведён по изданию: Луций Анней Флор — историк древнего Рима / Немировский А. И., Дашкова М. Ф. Воронеж, 1977. Переводчик справедливо замечает, что первая часть отрывка является почти дословным повторением RgDA 31, 1, 2 (Suet. Aug. 21, 3).

[229] Hermmann A. Seres // RE. 1923. Stuttgart, S. 1679–1683.

[230] Rommel. Μαργαριται (margaritae) // RE. 1930. Stuttgart, S. 1682–1702.

[231] Древний Восток в античной и раннехристианской традиции. Индия, Китай, Юго-Восточная Азия / Подбор, пер., примеч. и указ. Г. А. Тароняна. М., 2007. С. 403.

[232] Suet. Calig. 37, 1–2. Здесь и далее: Пер. М. Л. Гаспарова: Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати Цезарей. М., 1993. С. 39.

[233] Пример, у Лиддл-Скотт-Джонса ссылка на Теофраста (Teoph. 22). Вставка: Theophrastus on stones / Introduction, greek text, english translation, and commentary Earle R. Caley and John F. C. Richards. Columbus–Ohio, 1956.

[234] Ивик Олег. История загробного мира. М., 2010. С. 117–118.

[235] Китайское изобразительное искусство. По материалам выставки 1950 года в Москве. М., 1952. С. 36. Также: Элиаде Мирча. Азиатская алхимия / Пер. с рум., фр., англ. М., 1998. С. 41–76, С. 479–489; Сидихменов В. Я. 1) Маньчжурские правители Китая. М., 1985. С. 51–55; 2) Китай: страницы прошлого. М., 1987. С. 26–27.

[236] Большой китайско-русский словарь // Под рук. и ред. И. М. Ошанина. М., 1983. Т. 2. С. 175–179.

[237] Лубо-Лесниченко Е. И. Китай на шелковом пути. М., 1994. С. 211–217.

[238] Ферсман А. Е. Очерки по истории камня; Петров В. П. Рассказы о драгоценных камнях. М., 1985. С. 109–126.

[239] 古玉图谱, пер. названия Го Юйцзы (Yujie Guo).

[240] Ферсман А. Е. Очерки по истории камня. М., 2003. Т. 1. С. 201–213.

[241] Фащук Д. Я. В погоне за “желтым дьяволом” // Природа. №10. 2004; Лейбов М. Боцманов А. Амосов Р. Горева О. Золото в природе // Золото мира. М., 2003; Эта проблема требует своего разрешения, однако пока власти Монголии практически ничего не могут сделать: https://zoloto.net/glavnaya/dobycha_zolota/zolotye_mestorozhdeniya/dobycha_zolota_v_mongolii/

[242] Обручев В. А. В дебрях Центральной Азии. Новосибирск, 1988. С. 9–35.

[243] Ферсман А. Е. Очерки по истории камня. С. 109–126.

[244] Трофимов С. А. Чётки. М., 2001.

[245] Ферсман А. Е. Очерки по истории камня. С. 212–213.

[246] Путешествия Н. М. Пржевальского в Центральной Азии / Обработаны М. А. Лялиной. СПб, 1910. С. 288–289.

[247] Кожанов С. Т. Снаряжение и одежда воинов эпохи Хань // Древние культуры Китая, палеолит, неолит и эпоха металла. Новосибирск, 1985. С. 116–117.

[248] Горбунова Н. Ивочкина Н. Монеты ушу из могильников Ферганы // Сообщения Государственного ордена Ленина Эрмитажа. LIII. Л., 1988. С. 45–50; Кожомбердиев И. Культура кочевников Тяньшано-Алая первой половины I тысячелетия нашей эры (по материалам катакомбных курганов) // Центральная Азия в Кушанскую эпоху. Т. 2. М., 1975. С. 299.

[249] Седов А. В. Кобадиан на пороге раннего средневековья. М., 1987. С. 59–60.

[250] Trousdale W. The Long Sword and Scabbard Slide in Asia // Smithsonian Contributions to Anthropology. November 17. Washington. 1975.

[251] Пугаченкова Г. А. О художественной культуре античного Согда // Памятники культуры. Новые открытия. Письменность, искусство, Археология. Ежегодник. 1983. Л., 1985. С. 524.

[252] Навершие в виде головы волка: Литвинский Б. А. Пичикян И. Р. Открытие шедевров бактрийского искусства // Памятники культуры. Новые открытия. Письменность, искусство, Археология. Ежегодник. 1983. Л., 1985. С. 519–520.

[253] Rostovtzeff M. 1) Dura Europos and its Art. Oxford, 1938; 2) The excavations at Dura-Europos. New Haven, 1929–59.

[254] R. du Mesnil, Les ouvrages du siege a Doura-Europos // Mémoires de la Société Nationale des Antiquaires de France. T. 81, 1944, P. 5–60. В 2011 г. Саймон Джеймс опубликовал статью, в которой предложил весьма убедительную интерпретацию событий, связанных с подкопом под башню 19 Дуры-Европоса и гибелью персидских и римских солдат, чьи тела были обнаружены во время раскопок 1933–1934 гг. (James S. Stratagems, Combat, and Chemical Warfare in the Siege Mines of Dura-Europos // American Journal of Archaeology. 2011. Vol. 115, №1. Р. 69–101): https://strator.livejournal.com/26810.html

[255] Bujuklev H. ‘Au sujet des relations thraco-sarmates pendant le premier et le debut du deuxième siecle (d’après des donnees archèologiques) // Archeologjia, 2. 1991, fig. 6. P. 13; Д’Амато Р. Воин Рима. Эволюция вооружения и доспехов. 112 год до н. э. — 192 год н. э. / Пер. А. Колина. М., 2012. С. 239.

[256] Скульптура и живопись древнего Пяджикента // Ответственные редакторы: А. М. Беленицкий и Б. Б. Пиотровский. М., 1959; Скульптура и живопись древнего Пяджикента // Отв. ред.: А. Ю.Якубовский и М. М. Дьяконов. М., 1959.

[257] Marko Aleksi. Some typological features of Byzantine spatha // Zbornik radova Vizantoloshkog instituta 48 (Recueil des travaux de l’Institut d’etudes byzantines 48), 1, 2010. C. 121–138.

[258] Носов К. С. Традиционное оружие Индии. М., 2011. С. 172–173.

[259] Кубарев В. Д. Палаш с согдийской надписью из древнетюркского погребения на Алтае // Северная Азия и соседние территории в средние века. Новосибирск, 1992. С. 25–36.Кардини Франко. Истоки средневекового рыцарства. М., 1987.

[260] Любкер Ф. Словарь классических древностей / Под ред. Й. Геффкена, Э. Цибарта. Тойбнер. 1914: https://dic.academic.ru/dic.nsf/lubker/7895/Ritus

[261] Дьяконова Н. В. Сорокин С. С. Хотанские древности. Каталог хотанских древностей, хранящихся в отделе Востока Государственного Эрмитажа. Л., 1960. С. 33–37.

[262] Тихонов Д. И. Культурные связи народов Центральной Азии с кушанами // Центральная Азия в Кушанскую эпоху. Т. 2. М., 1975. С. 158; Новокшонов Д. Е. Римский след в Центральной Азии.

[263] Богаевский Б. Л. Раковины в расписной керамике Китая, Крита и Триполья // Известия Государственной Академии истории материальной культуры. Т. VI. Вып. 8–9. Л., 1931.

[264] Седов А. В. Кобадиан на пороге раннего средневековья. С. 71–72.

[265] Применение к человеку: Petron. 63; Macrob. Sat. 2, 4, 12; CIL. 6, 13637 (margaritarion, о любимом мальчике): Rommel. Μαργαριται (margaritae) // RE.

[266] Лившиц В. А. Парфянская ономастика. СПб, 2010. С. 109.

[267] Абу-р-райхан Мухаммед ибн Ахмед Ал-Бируни. Собрание сведений для познания драгоценностей (минералогия) / Пер. А. М. Беленицкого. М., 1963. С. 122.

[268] Алиев А. Бораев К. Русско-туркменский словарь. Ашхабад. 1929. С. 64.

[269] Узбекско-русский словарь / Под ред. Т. Н. Кары-Ниязова и А. К. Боровкова. Ташкент. 1941. С. 254.

[270] https://linguodiversity.narod.ru/Links/Ieulang/Iranian/daritaj.htm

[271] https://soz.kzhost.kz/

[272] Бартольд В. В. Работы по исторической географии. М., 2002. С. 136–156.

[273] Брагинский В. И. Проблемы типологии средневековых литератур Востока. М., 1991. С. 40.

[274] Кочергина В. А. Санскритско-русский словарь / Под ред. В. И. Кальянова. М., 1987. С. 545; Фортунатов Ф. Ф. Сравнительная фонетика индоевропейских языков. Краткий очерк. М., 2010. С. 87–95.

[275] Успенская Е. Н. Антропология индийской касты. СПб, 2010. С. 132–133.

[276] Лубо-Лесниченко Е.И. Трифонов Ю. И. Китайская камчатая ткань из древнетюркского кургана в Туве // Взаимодействие кочевых культур и древних цивилизаций. Алма-Ата, 1989. С. 406–416.

[277] В народной медицине с лечебной целью используют соплодия, листья и кору. Ветви и соплодия заготавливают в июле — августе, кору — весной, корни — осенью. Сырье провяливают на солнце 2–3 дня и сушат на чердаке или в хорошо проветриваемом помещении, периодически помешивая. Кору можно хранить в матерчатых мешках 2–3 года, листья и плоды 1,5–2 года, почки — 1 год. Сок плодов обладает отхаркивающим, потогонным и мочегонным действием, регулирует деятельность кишечника и сердечно-сосудистой системы. При местном использовании он проявляет ранозаживляющее и бактерицидное действие: https://www.1000listnik.ru/lekarstvennie-travi/18/24-tut-tutovnik-shelkovica.html

[278] 980 — 1037 гг.

[279] Ибн Сина. Канон врачебной науки. В 5 т. Ташкент, 1956–1960.

[280] Седир П. Магические растения. Оккультная ботаника. Герметическая медицина. Палингенезия. Универсал из росы. Ботанический словарь / Пер. А. В. Трояновского. СПб, 1912.

[281] Materia Medica of Ayurveda. Based on Madanapala’s Nagnantu by Vaidya Bhagwan Dash, assisted by Ku. Kanchan Gupta. Delhi, 1991. P. 294, 674.

[282] Оранский И. М. Фольклор и язык Гиссарских Парья (Средняя Азия). Введение, тексты, словарь. М., 1977. С. 360: marjonpuruś: afγonho-y-iI marjonpuruś «афганцы», занимающиеся мелкой галантерейной торговлей вразнос (букв. продавцы кораллов, коралловых бус).

[283] Margarita / De verborum significat // Boehmerus Justus Henningius. Dictionarium Juridicum. Berolini, 1745. P. 796–800.

[284] Iust. 42. 4. 7–10.

[285] Сайм Р. Сыновья Красса / Пер. С. Э. Таривердиевой и О. В. Любимовой по изданию: Syme R. The Sons of Crassus // Latomus. T. 39, 1980. P. 403–408.

[286] Luc. 7, 427–436. Марк Анней Лукан. Фарсалия или поэма о Гражданской войне. Пер. Л. Е. Остроумова. М., 1993. С. 158.

[287] Luc. 10, 1, 13–20. Пер. В. В. Латышева.

[288] Plut. Pomp. 76. Пер. Г. Стратановского.

[289] Plut. Sulla. 5. Пер. В. Смирина.

[290] App. B. Civ. 2, 83. И далее пер. под ред. С. А. Жебелева и О. О. Кригера. См.: Аппиан. Гражданские войны. М., 1994. С. 129; Махлаюк А. В. Солдаты Римской Империи. С. 25.

[291] Юлия Цезарис (дочь Цезаря) — (83 или 82 до н. э. — 54 до н. э.), единственная законная дочь Юлия Цезаря, рождённая в браке с Корнелией Циниллой. Была замужем за Помпеем Великим. Умерла во время родов.

[292] Suet. D. Iul. 1, 1. И далее: Пер. М. Л. Гаспарова.

[293] Plut. Caes. 1, 1. И далее: Пер. Г. А. Стратановского и К. П. Лампсакова, обраб. пер. С. С. Аверинцева.

[294] Suet. D. Iul. 6–7.

[295] Plut. Caes. 10.

[296] Suet. D. Iul. 52; Volkmann H. Ptolemaios XV. Kaiser // RE. 1959. S. 1760–1761. Пер. Е. П. Гнеденко.

[297] Смыков Е. В. Парфия и Рим в 44–40 гг. до н. э.: от ограниченного вмешательства к массированному вторжению // «Античный мир и археология». Вып. 14. Саратов, 2010. С. 138–151.

[298] Svet. D. Iul. 42, 1.

[299] Svet. D. Iul. 43, 1.

[300] Svet. D. Iul. 44, 3. D. Avg. 8, 2.

[301] Plut. Caes. 58. Здесь и далее пер. Г. А. Стратановского и К. П. Лампсакова.

[302] Лубо-Лесниченко Е. И. Китай на шелковом пути. М., 1994.

[303] Plut. Caes. 77.

[304] Нет ли связи со словом пасюк (поросенок)?

[305] Svet. D. Iul. 79, 3.

[306] Suet. D. Aug. 7, 2.

[307] Дуров В. C. Юлий Цезарь, человек и писатель. Л., 1991. С. 132; Parain Ch. Jules Cesar. Paris, 1968. P. 238.

[308] Plut. Brut. 25. И далее пер. С. П. Маркиша.

[309] Геше Х. Назначал ли Цезарь Октавиана своим начальником конницы? (К проблеме оценки усыновления Октавиана Цезарем) / Перевод с нем. С. Э. Таривердиевой и О. В. Любимовой под редакцией Г. Ранге // Historia: Zeitschrift für Alte Geschichte. Vol. 22. №3. 3rd Qtr. 1973. P. 468–478: https://ancientrome.ru/publik/article.htm?a=1262117183

[310] Цезарь отослал Октавиана, Агриппу и сына одного из своих друзей — Гая Мецената — на учёбу в Аполлонию, в расположение македонских легионов.

[311] Svet. D. Avg. 8, 2.

[312] Федорова Е. В. Введение в латинскую эпиграфику. МГУ, 1982. С. 19.

[313] Д’Амато Р. Воин Рима. Эволюция вооружения и доспехов. 112 год до н. э. — 192 год н. э. / Пер. А. Колина. М., 2012. С. 339: tribunus angusticlavius: трибун всаднического ранга, младший трибун; tribunus laticlavius: трибун сенаторского ранга, старший трибун.

[314] Svet. D. Iul. 5.

[315] Svet. D. Iul. 88; Plin. 2, 93–94.

[316] Plut. Brut. 25.

[317] Just. 42, 4, 7.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: