Зарубежные источники по истории Руси как предмет исследования. 3 страница

[318] App. B. Civ. 4, 88, 373.

[319] Hor. Carm. 2, 7.

[320] Смыков Е. В. Парфия и Рим в 44–40 гг. до н. э.: от ограниченного вмешательства к массированному вторжению // Античный мир и археология. Вып. 14. Саратов, 2010. С. 138–151.

[321] App. B. Civ. 4. 59. 257. Пер. Е. Г. Кагарова.

[322] Gaius Cassius Longinus.

[323] Πολὺ προύχομεν καὶ συμμάχοις βασιλεῦσί τε καὶ ἔθνεσι τοῖς μέχρι Μήδων καὶ Παρθυαίων: App. B. Civ. 4, 99, 414.

[324] Dio Cass. 48, 24.

[325] История Азербайджана с древнейших времен до начала XX века. АН Азербайджана. Институт истории им. А. Бакиханова. Институт археологии и этнографии. Баку, 1995. С. 78–79; Машкин Н. А. Принципат Августа. Происхождение и социальная сущность. М.–Л., 1949. С. 522.

[326] Brut. 43–44. Пер. С. П. Маркиша.

[327] О сентябрьско-октябрьских боях при Филиппах см.: Егоров А. Б. Антоний и Клеопатра. Рим и Египет: встреча цивилизаций. СПб, 2012. С. 179–182.

[328] Svet. D. Aug. 13, 1.

[329] Гаврилов А. К. Речь на праздновании 70-летия А. И. Зайцева // Древний мир и мы. Классическое наследие в Европе и России. III. СПб, 2003. С. 215–230.

[330] Gaius Cilnius Maecenas (родовое имя Cilnius: Tac. Ann. 6, 11) из древнего рода Лукумонов этрусского города Арреции, который когда-то имел царскую власть. Hor. Od. 1, 1, 1; 3, 29, 1. Sat. 1, 6, 1. Prop. 3, 9, 1.

[331] Hor. Serm. 1; 6, 52–60.

[332] Егоров А. Б. С. 188.

[333] Греч. Κιλικία, лат. Cilicia — в древности юго-восточная область Малой Азии, Тарс.

[334] Pap. Oxy. 11, 1380.

[335] 5, 13.

[336] P. Terenti Afri. Evnvchvs. 734; Теренций. Комедии / Пер. А. Артюшкова. М., 1985. С. 246.

[337] Егоров А. Б. Антоний и Клеопатра. Рим и Египет: встреча цивилизаций. СПб, 2012. С. 190; Смыков Е. В. Парфия и Рим в 44–40 гг. до н. э.: от ограниченного вмешательства к массированному вторжению // «Античный мир и археология». Вып. 14. Саратов, 2010. С. 148–150.

[338] Suet. Calig. 4, 16.

[339] App. B. Civ. 3, 65.

[340] Carla Compostella. Un gruppo di sculture marmoree di eta romana nel Museo Civico di Cremona. Firenze, 1985. С. 75–76. Tav. VIc. 2012 г. Пер. и примечания: И. Ш.: https://ancientrome.ru/art/artwork/img.htm?id=4464

[341] https://ancientrome.ru/numizm/catalog/coin.htm?id=1256

[342] Gaius 1, 55.

[343] Сергеенко М. Е. Дети / Жизнь древнего Рима. СПб, 2000.

[344] Just. 41, 2, 3–7.

[345] Dio Cass. 48, 25–27. Пер. С. Э. Таривердиевой и О. В. Любимовой.

[346] Болотов В. В. Лекции по истории древней Церкви. СПб, 2011. Т. 1. С. 81–82. Ссылкой обязан В. А. Дворецкому.

[347] Пер. А. А. Фета. Carm. 3, 6, 9–12: Iam bis Monaeses et Pacori manus inauspicatos contudit impetus nostros et adiecisse praedam torquibus exiguis renidet.

[348] Dio Cass. 49, 20, 4.

[349] Flor. 19, 4, 9; Пер. А. И. Немировского.

[350] Wallmann P. Das Abkommen von Philippi: ein Diktat des Antonius? // Symbolae Osloensis. 1976. Bd. 51. S. 230.

[351] Pelling C. The triumviral period // The Cambridge Ancient History. Vol. 10. The Augustan Empire, 43 B. C. — A. D. 69 / Ed. by A. K. Bowman, Ed. Champlin, A. Lintott. Cambridge, 2008. P. 13.

[352] Cohen H. Description historique des monnaies frappées sous l'Empire Romain. T. I. Graz, 1955. P. 30. №1–2. Suet. G. Cal. 4, 16.

[353] Ziegler K. H. Die Beziehungen zwischen Rom und dem Partherreich. Ein Beitrag zur Geschichte des Volkerrects. Wiesbaden, 1964. S. 35.

[354] Смыков Е. В. Парфия и Рим в 44–40 гг. до н. э.: от ограниченного вмешательства к массированному вторжению. С. 150.

[355] App. B. Сiv. 5, 133; 554. Пер. А. И. Тюменева.

[356] Рязанов В. В. Современная историография об участии рабов в движении Секста Помпея в 43–36 гг. до н. э. // Норция. Вып. 4–5. Воронеж, 1999: https://ancientrome.ru/publik/ryazanov/ryaz01.htm

[357] App. B. Civ. 5, 17, 25. Пер. А. И. Тюменева.

[358] Schol. Ad Hor. Epod., 16, 6.

[359] Жебелев С. А. Ковалев С. И. Великие восстания рабов II–I вв. до н. э. в Риме // Из истории античного общества. М.–Л., 1934. С. 139–180.

[360] Iust. 42, 4, 7–10.

[361] 42, 4.

[362] Dio Cass. 48, 39-40. Пер. С. Э. Таривердиевой и О. В. Любимовой.

[363] Смирнов К. Ф. Сарматы на Илеке. М., 1975; Древности нижнего Дона / Отв. ред. Д. Б. Шелов. М., 1965.

[364] Хазанов А. М. Шкурко А.И. Воздействие античной культуры на искусство и культуру скифо-сарматского мира // Античность и античные традиции в культуре и искусстве народов советского Востока. М., 1978. С. 72–80: Воздействие одного общества на другое тем полнее и эффективнее, чем ближе они в стадиальном и типологическом отношениях, поскольку сила внешнего импульса во многом зависит от того, насколько он совпадает с тенденциями внутреннего развития (по крайней мере не противоречит ли им).

[365] Мандельштам А. М. Памятники кочевников Кушанского времени в Северной Бактрии // Труды Таджикской археологической экспедиции Института археологии АН СССР и Института истории им. А. Дониша АН Таджикской ССР. Том VII. Л., 1975. С. 147–149; Лоховиц В. А. Подбойно-катакомбные и коллективные погребения могильника Тумек-Кичиджик // Кочевники на границах Хорезма // Труды Хорезмской археолого-этнографической экспедиции / Под ред. С. П. Толстова. XI. М., 1979. С 134–147.

[366] Дибвойз Н. К. Политическая история Парфии / Пер. научная редакция и библиографическое приложение В. П. Никонорова. СПб, 2008. С. 71–72. См. также: О римском колумбарии Статилиев Тавров: Сергеенко М. Е. Ремесленники Древнего Рима. Л., 1968. С. 55–71.

[367] Толстов С. П. По древним дельтам Окса и Яксарта. М., 1962. С. 204–245; Ставиский Б. Я. 1) Кушанская Бактрия: проблемы истории и культуры. М., 1977; 2) Кара-тепе — буддийский культовый центр кунаского Термеза как памятник древних среднеазиатско-индийских связей // Центральная Азия. Новые памятники письменности и искусства. М., 1987. С. 282–289; Узянов С. А. О серебряной статуэтке, найденной на Тахти-Сангине // Центральная Азия. Новые памятники письменности и искусства. М., 1987. С. 290–294. Буддийские памятники Кара-Тепе в Старом Термезе. Основные итоги работ 1974–1977 гг. М., 1982.

[368] Клейн Л. С. Феномен советской археологии. СПб, 1993.

[369] Клейн Л. С. Археологическая типология. Л., 1991. С. 3.

[370] Седов А. В. Кобадиан на пороге раннего средневековья. М., 1987. С. 114–115.

[371] Церен Э. Библейские холмы. М., 1986. С. 19. В русской передаче А. В. Арциховского не так: «Археология — история, вооруженная лопатой»: Канторович А. Р. Кузьминых C. B. Введение // Археология / Под ред. В. Л. Янина. М., 2006. С. 27. В дальнейшем понятие археологии становится все более и более мутным: «Археология — отрасль исторической науки, изучающая прошлое человечества преимущественно на основе вещественных исторических источников, или археологических памятников в широком смысле слова».

[372] 9, 9, 12–13. Пер. Н. В. Брагинской.

[373] Isid. Etym. 9, 3, 44: Dicta autem castra quasi casta, eo quod illic castaretur libido. Nam nunquam iis intererat mulier. Сервий пишет о посещении Клеопатрой Антония: mulier castra sequebatur, quod ingenti turpitidine apud maiores fuit (Serv. Ad Aen. 7, 688). Махлаюк А. В. Солдаты Римской империи. Традиции военной службы и воинская ментальность. СПб, 2006.

[374] Лившиц В. А. Парфянская ономастика. СПб, 2010. С. 105–106.

[375] Goldsworthy A. K. 1) The Roman Army at War 100 BC — AD 200. Oxford, 1996; 2) Roman Warfare. Cassell, 2000; 3) Antony and Cleopatra. Yale, 2010.

[376] Колобов А. В. Глава 5.

[377] Быт русской армии XVIII — начала XX века / Автор-сост. С. В. Карпущенко. М., 1999; Охлябинин С. Д. Повседневная жизнь Русской армии во времена Суворовских войн. М., 2004.

[378] Маяк И. Л. Женщина в раннем Риме (V–IV вв. до н. э.); Чаплыгина Н. А. Римская женщина в правление Августа; Илюшечкин В. Н. Cara mea Photis; Колосовская Ю. К. Образ римской женщины в Паннонии // Женщина в античном мире: Сб. статей. М., 1995. С. 75–156.

[379] Грач А. Д. Древние кочевники в центре Азии. М., 1980. С. 55–56.

[380] Книга Марко Поло. М., 1956. С. 78, 81.

[381] Штернберг Г. Я. 1) Семья и род у народов Северо-Восточной Азии. Л., 1933. С. 136; 2) Материалы по изучению Гиляцкого языка и фольклора. Т. 1. Образцы народной словесности. Ч. 1. Эпос (поэмы и сказания, первая половина). СПб, 1908.

[382] Козлов П. К. Трехлетнее путешествие (1899–1901 гг.) по Монголии и Тибету. Экспедиция Императорского Русского географического общества. СПб, 1913. С. 78–99.

[383] Plut. Ant. 24. И далее пер. С. П. Маркиша.

[384] Егоров А. Б. Антоний и Клеопатра. Рим и Египет: встреча цивилизаций. СПб, 2012. С. 186.

[385] Iust. 41, 3, 1–2.

[386] Д’Оссон К. История монголов от Чингиз-хана до Тамерлана. Чингиз-хан. Т. I / Пер. и пред. Н. Козьмина. Иркутск, 1937. С. 38.

[387] Владимирцов Б. Я. Общественный строй монголов. Монгольский кочевой феодализм. Л., 1934; Марков Г. Е. Кочевники Азии. Структура хозяйства и общественной организации. М., 1976; Вайнштейн С. И. Мир кочевников Центра Азии. М., 1991; Раевский Д. С. Очерки идеологии скифо-сакских племен. М., 1977; Сагалаев А. М., Октябрьская И. В. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Знак и ритуал. Новосибирск, 1990. Татары Среднего Поволжья и Приуралья // Отв. редакторы Н. И. Воробьев и Г. М. Хисамутдинов. М., 1967.

[388] Сагалаев А. М. Октябрьская И. В. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Знак и ритуал / Отв. ред. И. Н. Гемуев. Новосибирск, 1990. С. 3–63.

[389] Стасевич И. В. Брак и семья у казахов в конце XIX — начале XX в. // Центральная Азия. Традиция в условиях перемен. Вып. 2 / Отв. ред. Р. Р. Рахимов, М. Е. Резван. СПб, 2009. С. 95; Кычанов Е. И. Чжурчжэни в XI в.: Материалы для этнографического исследования // Материалы по истории Сибири. Древняя Сибирь. Новосибирск, 1966. Вып. 2. С. 275.

[390] Пиков Г. Г. Семейно-брачное право у киданей // Центральная Азия и соседние территории в средние века. История и культура Востока Азии / Отв. редактор К. Е. Ларичев. Новосибирск, 1990. С. 25–43.

[391] Серебрякова М. Н. О некоторых представлениях, связанных с семейно-обрядовой практикой сельских турок // Символы культов и ритуалов народов зарубежной Азии. М., 1980. С. 165–176.

[392] Col. 12, praef. Пер. М. Е. Сергеенко.

[393] Домовые и Пенаты — родственники? / Автор-cост.: Л. А. Дебаркадер: https://interesko.info/domovye-i-penaty-rodstvenniki/

[394] Королев К. Комментарии // Афанасьев А. Н. Славянская мифология. СПб, 2008. С. 423, 1494; Журавлёв А. Ф. Язык и миф. Лингвистический комментарий к труду А. Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу». М., 2005.

[395] Пер. Н. А. Федорова: Вергилий. Энеида. С комментариями Сервия. М., 2001.С. 284–285.

[396] Иванов С. В. Скульптура алтайцев, хакасов и сибирских татар. М., 1979. С. 152–155.

[397] Ляпустин Б. С. Женщины в ремесленных мастерских Помпей // Быт и история в античности. М., 1988. С. 69–87.

[398] Svet. D. Iul. 2, 3; 7, 1; 4, 2. И далее пер. М. Л. Гаспарова.

[399] Стасевич И. В. Брак и семья у казахов в конце XIX — начале XX в. // Центральная Азия. Традиция в условиях перемен. С. 95.

[400] Козлов П. К. Трехлетнее путешествие (1899–1901 гг.) по Монголии и Тибету. Экспедиция Императорского Русского географического общества. С. 15.

[401] Потанин Г. Н. Очерки Северо-Западной Монголии. СПб, 1883. Вып. 4. С. 27.

[402] Грумм-Гржимайло Г. Е. Западная Монголия и Урянхайский край. Т. III. Вып. 2. Л., 1930. С. 176.

[403] Тихонов Д. И. Культурные связи народов Центральной Азии с кушанами // Центральная Азия в Кушанскую эпоху. Т. 2. М., 1975. С. 160.

[404] Хаким Абулькасим Мансур Хасан Фирдоуси Туси (перс. حکیم ابوالقاسم منصور حسن فردوسی توسی‎; род. 935, Тус (Иран) — 1020.

[405] Rostam, Ростем; пехл. Rodastahm, Rostahm — легендарный герой персидского народного эпоса, одна из центральных фигур написанного Фирдоуси Шахнаме (https://www.angelfire.com/pe/rudaki/firdawsi.htm).

[406] Возможное указание на монголоидность удачливой красавицы.

[407] Фирдоуси. Рустам и Сухраб (Из эпоса «Шахнаме») / Редкол.: Х. С. Сулейманов и др. Ташкент, 1979. С. 15–17.

[408] Plin. 28, 4, 7. Cic. Verr. 1, 58.

[409] Д’Амато Р. Воин Рима. С. 74.

[410] 6, 250–285. Пер. С. Ошерова.

[411] О нравах и взглядах армейцев Рима: Махлаюк А. В. Солдаты Римской империи. Традиции военной службы и воинская ментальность.

[412] Д’Амато Р. Воин Рима. Эволюция вооружения и доспехов. 112 год до н. э. — 192 год н. э. / Пер. А. Колина. М., 2012. С. 338.

[413] Комментарий архимандрита Палладия Каѳарова на путешествие Марко Поло по Северному Китаю с пред. Н. И. Веселовского. СПб, 1902. С. 38–39.

[414] Рубинчик Ю. А. Лексикография персидского языка. М., 1991. С. 82.

[415] Кардини Франко. Истоки средневекового рыцарства. М., 1987; Малинин Ю. П. Франция в эпоху позднего средневековья. СПб, 2008. С. 30–95.

[416] Макдауэлл С. Адрианополь 378 г. н. э. Разгром римских легионов / Пер. Л. Синицыной. М., 2011.

[417] Prbḥtk (ср. bḥtdtk — имя мадубара, чиновника-счетовода, непосредственного сборщика налогов или их приемщика).

[418] Ср. *Fratafarnah, известно по греческой передаче (Arrian. Anab. 3, 28, 2); согдийское и. с. ßtwprn (Fatufarn), мугский документ А–14.

[419] Лившиц В. А. Парфянская ономастика. СПб, 2010. С. 223–224.

[420] Diod. 17, 80; Luc. De hist. scrib. 31. Слово было заимствовано и в другие языки, ср. сирийское tgm’, t’gm’ «ряд, отряд; поручение; толпа, когорта».

[421] Парф.-ман. ‘strtywt’ = греч. stratiwths «воин, солдат».

[422] Лившиц В. А. Ibid.

[423] Лившиц В. А. С. 148.

[424] Словарь тюремно-лагерно-блатного жаргона. Речевой и графический портрет советской тюрьмы / Сост.: Д. С. Балдаев, В. К. Белко, И. М. Исупов. М., 1992; знаниям о жизни в продолжительном заключении я обязан своему армейскому другу В. Л. Лопатину, некоторым учителям, упомянутым в предисловии, и другим замечательным людям.

[425] Suet. D. Aug. 17, 1.

[426] Hor. Carm. 3, 6, 9; Plut. Anton. 31, 1–2; 46, 4–5; Cass. Dio XLIX, 23, 5; 24, 2–4).

[427] Plut. Ant. 37.

[428] Monaeses, латинская (из греч.) передача парфянского имени Manec или Manez: Лившиц В. А. Парфянская ономастика. СПб, 2010. С.108.

[429] Dio Cass. 49, 24; Plut. Ant. 37.

[430] Егоров А. Б. Антоний и Клеопатра. Рим и Египет: встреча цивилизаций. СПб, 2012. С. 199–202.

[431] Iust. 42, 5, 5–7.

[432] Кошеленко Г. А. О внутриполитической борьбе в Парфии // Вестник древней истории. 1963. №3. С. 60.

[433] RgdA 32, 2. Перевод М. Ф. Дашковой по изд.: «Римская история» Веллея Патеркула / Немировский А. И., Дашкова М. Ф. Воронеж, 1985. C. 211.

[434] Iust. 42, 5, 10–11.

[435] Дуров В. С. История римской литературы. СПб, 2000, С. 311–314; Юстин, Марк Юниан. Эпитома сочинения Помпея Трога Historiae Philippicae. С. 6–20.

[436] Равдоникас Т. Д. Очерки по истории одежды населения северо-западного Кавказа (V в. до н. э. — конец XVII в.). Л., 1990. С. 24-25.

[437] Свобода, ведущая народ (La Liberté guidant le peuple) — картина французского художника Эж. Делакруа, написанная по мотивам июльской революции 1830 года.

[438] Statue of Liberty, Свобода, озаряющая мир, Liberty Enlightening the World — скульптура в США, называемая символом Нью-Йорка и США, свободы и демократии, Леди Свобода. Подарок французских граждан к столетию американской революции.

[439] Андерсон Дж. К. Древнегреческая конница / Пер. М. Н. Серафимова. СПб, 2006. С. 110–126.

[440] М. Р. Фасмер: Лука, изгиб, луговое или лесное пространство в излучине реки, изгиб седла, укр. лука́, мыс, образуемый рекой; заливной луг, блр. луковíна, излучина, др.-русск. лука, изгиб, залив, хитрость, коварство, ст.-слав. лѫка, цслав. лѫка, болг. лъка́, изгиб, луг, выгон, сербохорв. лу́ка, луг, гавань, словен. lǫ́kа, болотистый луг в долине, чеш. louka, луг, слвц. lúka, польск. ɫąka, местн. н. Ostroɫęka, в.-луж., н.-луж. ɫuka. Родственно лук, ляка́ть.

[441] Понарядов В. В. Распространение названий седла в индоевропейских языках // Индоевропейское языкознание и классическая филология — XVII. Материалы чтений памяти И. М. Тронского. 24–26 июня 2013 г. СПб, 2013. С. 728–736.

[442] Комиссаров C. A. К вопросу о происхождении стремян // Снаряжение кочевников Евразии. Барнаул, 2005. С. 127–129; Тишкин А. А. Горбунова Т. Г. Методика изучения снаряжения верхового коня эпохи раннего железа и средневековья: Учеб.-метод. пособие. Барнаул, 2004. С. 126; Вайнштейн С. И. Мир кочевников центра Азии. М., 1991. С. 296.

[443] Фирдоуси. Рустам и Сухраб (Из эпоса «Шахнаме») / Редкол.: Х. С. Сулейманов и др. Ташкент, 1979. С. 6–11.

[444] Дари سمنگان = Samangān, пушту سمنګان‎.

[445] Ср. с узбекским городом Наманган, выводят из персидского Намак кан — соляная копь. Археологические раскопки показали наличие поселения на территории современного города (в районе каменного моста через Намангансай) в первые века нашей эры (https://namangan.vo.uz/).

[446] Vereri autem mihi videris ne maiores libelli tui sint, quam ipse es; sed tibi statura deest, corpusculum non deest. Itaque licebit in sextariolo scribas, ut circuitus voluminis tui sit ogkodestatos, sicut est ventriculi tui.

[447] Suet. Hor. 6. Пер. М. Л. Гаспарова.

[448] Книга о лошади / Под ред. С. М. Буденного. В 5 т. М., 1952.

[449] Башкирская лошадь: https://elite-pets.narod.ru/horse_31.htm

[450] Кожанов С. Т. 1) Колесный транспорт эпохи Хань // История и культура востока Азии. Новосибирск, 1984. С. 67–75; 2) Снаряжение и одежда воинов эпохи Хань // Древние культуры Китая, палеолит, неолит и эпоха металла. Новосибирск, 1985. С. 112; 3) Организация военного дела в Китае конца I тыс. до н. э. // Китай в эпоху древности. Новосибирск, 1990. С. 76–87.

[451] Ростовцев М. И. Срединная Азия, Россия, Китай и звериный стиль // Seminarium Kondakovianum. Гл. 3. Прага, 1929; Ginters W. Das Schwert der Skythen und Sarmaten in Süd Russland. Berlin, 1928. S. 75.

[452] Рерих Ю. Н. Тибет и Центральная Азия. Статьи, лекции, переводы. Самара, 1999. С. 46–49.

[453] Нестеров С. П. Конь в культах тюркоязычных племен Центральной Азии в эпоху средневековья. Новосибирск, 1990; Ковалевская В. Б. Конь и всадник (пути и судьбы) / Посл. Н. Я. Мерперта. М., 1977. С. 30–31.

[454] Быстроногий, Incitatus (Борзой, переводит Ильинский): Дион уверяет, что Калигула сделал бы коня консулом, если бы не был убит (59, 14).

[455] Пер. М. Л. Гаспарова. Cal. 4, 2; 55, 3.

[456] Карутц Р. Среди киргизов и туркменов на Мангышлаке / Пер. Е. Петри. СПб, 1911. С. 18–19. Львович Дм. По киргизской степи. Путевые очерки. Петроград, 1914.

[457] Сулейменов О. О. Собака // Язык письма / Татарская электронная библиотека: https://kitap.net.ru/sulejmenov/yazykpisma5-15.php

[458] Рассудова Р. Я. Желтая собака (к истории этнонимов населения северной Сырдарьи и южного Казахстана // Бестиарий II. Зооморфизмы Азии: движение во времени. СПб, 2012. С. 84.

[459] Самойлович А. К вопросу о сартах // Живая старина отделения этнографии Императорского Русского географического общества. Вып. 3. СПб, 1910. С. 269.

[460] Георги И.-Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов: их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопамятностей / И.-Г. Георги; пред. и прим. В. А. Дмитриева. Перепеч. с изд. 1799 г. СПб, 2007. С. 785.

[461] Махлаюк А. В. Солдаты Римской империи. C. 174–182.

[462] Гумилёв Л. Н. Древние тюрки. М., 1967. С. 22–29: Это был язык команды, базара, дипломатии. С этим языком Ашина в 439 г. перешли на северную окраину Гоби. Слово «Ашина» значило «волк». По-тюркски волк — бури или каскыр, а по-монгольски шоночино. «А» — префикс уважения в китайском языке. Следовательно, «Ашина» значит «благородный волк». Не подвергшееся китаизации слово сохранилось в арабской записи этого имени Шанэ. Вопрос о том, насколько правомерно называть ханов Ашина тотемистами, при современном состоянии наших знаний не может быть разрешён, но ясно, что название «волк» имело для тюрок VI в. огромное значение.

[463] Ртвеладзе Э. В. Из недавних открытий узбекистанской искусствоведческой экспедиции в Северной Бактрии-Тохаристане // Вестник древней истории. 1990. №4. С. 143–144. Там же: Устинова Ю. Б. Наскальные латинские и греческая надписи из Кара-Камара. С. 145–147.

[464] Бартольд В. В. Тюрки. Алматы, 1998. С. 19.

[465] Данные, в частности, о традиционном жилище узбеков: Жилище народов Средней Азии и Казахстана // Отв. ред. Е. Е. Неразик, А. Н. Жилина. М., 1982 г.

[466] Самые ранние упоминания слова узбек в качестве личного имени относятся к XII веку: Усама ибн Мункыз. Книга назидания. Пер. Ю. И. Крачковского. М., 1958. С. 134; Рашид ад-дин Сборник летописей. Т. 1. Кн. 1. М., 1952.

[467] Ромодин В. А. Материалы по истории киргизов и Киргизии. М., 1973. С. 202.

[468] Султанов Т. Кочевые племена Приаралья в XV–XVII вв. // Вопросы этнической и социальной истории. М., 1982; Савельев П. С. Бухара в 1835 году: С присоединением известий обо всех европейских путешественниках, посещавших этот город до 1835 года включительно. СПб, 1836. С. 17; Ханыков Н. В. Описание Бухарского ханства. СПб, 1843. С. 58–66; https://en.wikipedia.org/wiki/Uzbeks

[469] Вернадский Г. В. Монголы и Русь. Золотая Орда, Литва и Московия, 1419–39 гг. Ч. 1. https://oldru.com/vernadsky/ver03/30.htm

[470] Откупщиков Ю. В. К истокам слова: Рассказы о науке этимологии. СПб, 2005.

[471] Кадырбаев А. Ш. Великие переселения народов с востока в центр Азии: юэчжи, сюнну, канцзюи, усуни и их государства. III век до н.э. — V век н.э. (по материалам китайских династийных историй) // Иран-Наме. Научный востоковедческий журнал. 1 (9). Алматы, 2009. С. 35–57. Зуев Ю. А. 1) К вопросу о взаимоотношениях усуней и канцзюй с гуннами и Китаем // Известия АН Казахской ССР, серия общественных наук. Вып. 2. Алма-Ата, 1957; 2) Исторические проекции казахских генеалогических преданий. К вопросу о пережитках // Казахстан в эпоху феодализма. Алма-Ата, 1981. С. 69–76; 3) К этнической истории усуней // Труды Института истории, археологии и этнографии. Т. 8. Алма-Ата, 1960.

[472] Георги И.-Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов. Перепеч. с изд. 1799 г. С. 789.

[473] 42.

[474] Козлов П. К. Трехлетнее путешествие (1899–1901 гг.) по Монголии и Тибету. Экспедиция Императорского Русского географического общества. СПб, 1913. С. 13.

[475] Георги И.-Г. С. 423.

[476] Анисимов Н. А. Алкоголь — главный враг северян / Профессия и здоровье // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. №24 (217), 2003: https://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2003/vestniksf217-24/vestniksf217-24050.htm

[477] Айбек М. Очерк развития узбекской поэзии // Антология узбекской поэзии. М., 1950. С. 3–5.

[478] Там же. С. 19–90.

[479] Тимофеев А. В. Русские народные былины. Ч. 1–2. СПб, 1883.

[480] Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986; Новиков Н. В. Образы восточнославянской волшебной сказки. Л., 1974; Иванов В. В. Топоров В. Н. Славянская мифология (https://pagan.ru/slowar/i/iwancarewich0.php)

[481] Серебрянников Б. А. Гаджиева Н. З. Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков. М., 1986. С. 65; Языки Мира. Тюркские языки / Отв. ред. Э. Р. Тенишев. Бишкек, 1997; Этимологический словарь тюркских языков: Общетюркские и межтюркские основы. / Сост. Э. В. Севортян, Л. С. Левитская, А. В. Дыбо, В. И. Рассадин. Т. 1–7. М., 1974–2003.

[482] https://en.wikipedia.org/wiki/Uzbek_language

[483] Бромлей Ю. В. Этнос и этнические процессы // Наука стран социализма. Семидесятые года. М., 1980. С. 328–337.

[484] Кляшторный С. Г. Каган, беги и народ в памятниках тюркской рунической письменности // Востоковедение. 9. Филологические исследования / Ученые записки ЛГУ № 412. Серия востоковедческих наук. Вып. 25. Л., 1984. С. 143–153.

[485] Philipp H. Togati // RE. 1937. Stuttgart, S. 1662–1663.

[486] Тронский И. М. Очерки из истории латинского языка. М.–Л., 1953, С. 179, 265.

[487] Comm. Epist. Ad Galatos, 2, 3. Пер. И. М. Тронский.

[488] Джуури принадлежит к юго-западной группе иранских языков и по своему грамматическому строю и лексическому составу близок к персидскому и таджикскому языкам. Лексика отличается от персидского большими заимствованиями из древнееврейского. По сообщению А. А. Хушвактова, язык этот таджиками именуется Джухуди и от персидского сильно отличается.

[489] В знаковом смысле мужской тоге в Риме соответствовала женская stola (латинизированное заимствование греческого слова στολή).

[490] Постепенно тогу стали вытеснять другие виды одежды. Понятийные поля, в которые входит слово тога: обозначение каких-то исконных римских свойств и того, что приличествует римлянину в отличие от других людей. Togatus — это civis Romanus, toga — это vestis forensis, одежда официальная. У Марциала (10, 18, 4): Eheu! quam fatuae sunt tibi, Roma, togae! — Сколько глупых тог? Слово тога было разнозначно слову римлянин. Тога была явным опознавательным знаком: Каган Ю. М. О латинских словах, обозначающих одежду // Быт и история в античности. М., 1988, С. 127–142.

[491] Пер. Н. А. Федорова: Вергилий. Энеида. С комментариями Сервия. М., 2001.С. 260–285.

[492] Пер. Н. А. Федорова.

[493] Мерцалова М. Н. Костюм древнего Рима // Костюм разных времен и народов. Т. I. М., 1993. С. 107.

[494] https://maximus101.livejournal.com/43691.html

[495] Буддизм. Каноны. История. Искусство / Рук. С. Д. Намсараев. Отв. ред. Н. Л. Жуковская. М., 2006. Passim.

[496] Буколики 1, 59–72. Пер. С. Ошерова.

[497] Сулейменов О. О. Золотая латынь // Язык письма / Татарская электронная библиотека: https://kitap.net.ru/sulejmenov/yazykpisma7-09.php

[498] Vorderasiatische Knupfteppiche aus Alter zeit von Wilhelm Bode (2/-3/ Tausend). Leipzig, 1935; Гогель Ф. В. Ковры. М., 1950; Morgenlandishe Teppiche ein Auskunftsbuch fur Sammler und Liebhaber von H. Ropers. Berlin, 1922; Береснева Л. Г. Ковровые изделия каракалпаков. М., 1994.

[499] Достоевский М. Старина и быт Средней Азии. М., 1917. С. 10–12.

[500] Китайское изобразительное искусство. По материалам выставки 1950 года в Москве. М., 1952. С. 44.

[501] Яковлева Е. Г. Русские ковры. М., 1959; Фалеева В. А. Русское народное кружево. Л., 1983.

[502] Гумилев Н. С. Заблудившийся трамвай / Вступ. ст. А. И. Павловского. Биогр. очерк В. В. Карпова. Сост. и прим. М. Д. Эльзона // Стихотворения и поэмы. Л., 1988. С. 331–332 (https://www.gumilev.ru/verses/467/).

[503] Сулейменов О. О. 1) Улыбка бога. Рим, San Paolo, 1998 // В Татарской электронной библиотеке; 2) Пересекающиеся параллели (введение в тюркославистику), Алматы, 2001; 3) Тюрки в доистории (о происхождении древнетюркских языков и письменностей). Алматы, Атамұра, 2002.

[504] Мир Амман. Сад и весна. История четырех дервишей / Пер. Г. А. Зографа. М., 1962. С. 248;.Бескровный В. М. Краснодембский В. Е. Урду-русский словарь / Под ред. А. П. Баранникова. М., 1951.

[505] Griffint M. The intellectual developments of the Ciceronian age // The Cambridge Ancient History. Vol. 9. The Last Age of the Roman Republic, 146–43 B.C. / Ed. by J. A. Crook, A. Lintott, El. Rawson. Cambridge, 2008. P. 699.

[506] Виноградов В. А. Лингва франка // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. С. 267; Беликов В. И. Пиджины и креольские языки Океании. Социолингвистический очерк. М.,1998.

[507] Радлов В. В. Из Сибири: Страницы дневника / Пер. К. Д. Цивиной и Б. Е. Чистовой. Прим. и посл. С. И. Вайнштейна. М., 1989. С. 539–541.

[508] Камалиддинов Ш. С. Историческая география Южного Согда и Тохаристана по арабоязычным источникам IX — начала XIII вв. Ташкент, 1996: https://www.kroraina.com/casia/kamalid/kamal1_2.html

[509] 27, 85–91. Махабхарата. Кн. 3. Лесная (Араньякапарва) / Пер., пред. и комм. Я. В. Василькова и С. Л. Невелевой. М., 1987. С. 102.

[510] 30, 57–73. Пер., пред. и комм. Я. В. Василькова и С. Л. Невелевой.

[511] Гревс И. М. Лик и душа средневековья // Анналы. Журнал всеобщей истории / Под ред. Ф. И. Успенского и Е. В. Тарле. Петербург, 1922. С. 23.

[512] Скородумова Л. Г. К характеристике пространственного мышления монголов (по материалам обрядового фольклора). (https://rubur.ru/article/l-g-skorodumova-k-harakteristike-prostranstvennogo-myshlenija-mongolov-po-materialam-obrjado?page=show) Дипломатическая академия. М.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: