Финикийское искусство

Финикийское искусство

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА




ность, резкость контуров, каноническое фрон­тальное изображение.

Все портреты выполнялись либо темперой, либо (как ранние Ф. п.) в технике энкаустики, весьма широко распространенной в эту эпоху. Эн­каустика представляла собой живопись красками, в которых в качестве связующего пигмента ис­пользовался воск. Художник мог работать расплав­ленными горячими восковыми красками (следы их стекания отчетливо заметны на многих Ф. п.). Осо­бенность этой техники состояла также в объемнос­ти живописных мазков, которые в своем направле-


нии следовали форме лица. В области носа, подбо­родка, щек краски накладывались густым слоем, контуры волос и лица писались более жидкой краской. Ранние Ф. п. выполнены преимущественно на тонких дощечках из тутовой смоковницы (сико­моры) или ливанского кедра.

Живописная специфика Ф. п. проявлялась в заме­чательном разнообразии линий контуров, теней, бликов или штриховки. К ранним памятникам, на­писанным восковыми красками, относится «Мужс­кой портрет» (вторая половина I в.), автор которо­го отказывается от традиционно египетского фронтального изображения и поворачивает голову своего персонажа вправо. Изображение является, несомненно, прижизненным, как и «Портрет пожи­лого мужчины» (конец I в.). В этом произведении присутствует не только тонкая игра светотени, характерная для Ф. п., но и едва ли не первый случай использования в древнем искусстве цвето­вого рефлекса. Оба портрета созданы мастерами, прошедшими эллинистическую школу живописи, и по стилю близки стенным картинам из Помпеев или Геркуланума. Художниками того же круга со­зданы «Портрет нубийца» и один из лучших женс­ких образов II в., известный под условным названи­ем «Госпожа Алина». Он написан кистью на холсте с применением очень жидких красок. Этот портрет обладает необычной индивидуальностью, гораздо более свойственной античному, нежели египетско­му искусству. Исключительно живописен его фон, цветные блики которого мастерски использованы в создании цветовой гаммы произведения.

В начале II в. в портретах повсеместно применя­лась восковая темпера, но при этом к воску вмес­то смолы примешивался яичный белок, благодаря чему краски становились жиже и объемный мазок не использовался. Поздние произведения написаны исключительно темперой, придающей изображени­ям плоскостность. Однако и здесь зачастую исполь­зовались приемы, обеспечивающие изображение рельефностью. Прорисовкой выполнялась обводка глаз, носа и губ, орнаментально решались завитки волос и бороды. Со второй половины II в. и позднее в Ф. п. усиливаются условные, декоративные тен­денции; все большее значение приобретает плос­костное письмо и линеарность.

Литература:

Стрелков А. Фаюмский портрет. М.-Л., 1936.

Чубова А. П., Касперавичюс М. М., Саверкина И. И., Сидо­рова Н. А. Искусство Восточного Средиземноморья 1~1У вв. М., 1985.

ФИНИКИЙСКОЕ ИСКУССТВО, памятники ар­хитектуры, изобразительного и прикладного ис­кусства древнесемитских племен финикийцев, чье государство на побережье Средиземного моря (бе-




ДРЕВНИЙ ВОСТОК





Золотое блюдо из Угарита. XIV в. до н. э.


Богиня плодородия, кормящая козлов. Резьба по слоновой кости. Угарит. XIV в. до н. э.



реговая полоса современного Ливана и Сирии) раз­вивалось параллельно со становлением мощной вавилоно-ассирийской культуры Древнего Двуре­чья и в значительной степени взаимодействовало с нею. В широком смысле Ф. и. входит в вавилоно-ассирийскую культуру как одна из самобытных ло­кальных культур. Уже во II тыс. до н. э. Финикия была конгломератом крупных городов-государств (Сидон, Тир, Библ), находившихся под владыче­ством Египта, что, однако, не мешало им поддер­живать дипломатические, торговые и культурные связи с Месопотамией. В конце XIII в. до н. э. на территории Финикии, добившейся независимости, возникло объединенное Тиро-Сидонское царство, вошедшее в военно-политический союз с Израильс­ко-Иудейской державой.

Позднее, с утратой лидерства Тира и обретением городами Финикии самостоятельности, началось за­воевание Центрального и Западного Средиземномо­рья, и все финикийские колонии вошли в состав Карфагенской державы (ок. VII в. до н. э.). Два века войн с ассирийцами завершились разрушением или захватом крупнейших финикийских городов, а после падения Ассирии (605 г. до н. э.) Финикия ста­ла объектом соперничества между Нововавилонс­ким царством и Египтом. В VI—IV вв. до н. а Фини­кия входила в состав государства Ахеменидов, а затем, после греко-персидских войн, находилась з составе империи Александра Македонского. С се-


редины III в. до н. э. культура Финикии переживает процесс интенсивной эллинизации; одновременно ее целостность сменилась возникновением отдель­ных финикийских колоний, тираний; на Кипре суще­ствовало Греко-Финикийское государство (II—I вв. до н. э.). Завершение самостоятельной истории Фи­никии ознаменовано ее слиянием с Сирией.

Ф. и. представляет собой такое историческое на­правление в художественной культуре Древнего Востока, для которого типично естественное со­прикосновение и взаимодействие с художественны­ми традициями других стран и племен. В архитекту­ре Финикии преломлялись египетские и хеттские черты, однако финикийские зодчие первыми осво­или применение бетона в строительстве. К числу древнейших памятников Ф. и. относится т. н. храм Обелисков в Библе (начало II тыс. до н. а.), постро­енный из необработанных каменных монолитов. Влияние искусства хеттов проявилось в возведе­нии построек типа бит-хилани. По библейским сви­детельствам, в храмовом декоре широко исполь­зовались бронзовые украшения и кедр: святилища представляли собой гигантские обелиски, строив­шиеся под открытым небом, по своей композиции не связанные с общепринятым на соседних терри­ториях типом зиккурата. К концу I тыс. до н. а ста­ли строиться святилища и храмы эллинистическо­го типа, прямоугольные, с фронтонами и статуями внутри. Своеобразие финикийского зодчества свя-






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: