ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
ДРЕВНИЙ ВОСТОК
Элама культура
Стела Эанантума («Стела коршунов»). Середина III тыс. до н. э.
памятников имеются истинные шедевры лаконизма и выразительности. Такова знаменитая алебаст-ровая голова богини из Урука. Инкрустация глаз л головной убор ее утрачены, но сохранившееся изображение являет собой классический образец вдохновенно воспринятого канона шумерского искусства.
Среди памятников храмовой скульптуры обычно зыделяют две основные группы: северная отличается более вытянутыми пропорциями и тщательной обработкой (каменная статуэтка бога Аб-У); для южной характерны массивность и сохранение исходной фактуры материала (статуя Курлиля; статуя сановника Эбих-иля). Все эти фигуры ставились в храмах в качестве заступников; на спинах статуй высекались их имена.
Изображения на традиционных рельефах-стелах периода Ш. к. плоскостны, носят статичный характер: голова и ноги персонажей обычно изображаются в профиль, глаза и плечи — анфас; фигуры божеств и царей обязательно выделены размером. Многочисленные стелы служили не только украшениями и памятниками, но и своего рода пластическими летописями (триумфальная «Стела коршунов», посвященная победе правителя Лагаша над городом Уммой и отмеченная чертами повество-вательности). О совершенстве владения обработкой металлов свидетельствуют золотые предметы из царских гробниц Ура (см. Ура памятники); развитая орнаментальность присуща резным печатям. Декор храмов и дворцов Ш. к. напоминает прославленный «Штандарт из Ура».
Особенную выразительность Ш. к. обретает в искусстве периода Аккада, в эпоху, когда полностью сформировалось идеальное представление шумеров о герое и возник эпос о Гильгамеше. Традиции шумеро-аккадской пластики нашли отражение и в последующих периодах искусства Двуречья, воздействовали на культуру Вавилонии и других крупных цивилизаций Азии и Ближнего Востока.
Литература:
Крамер С. Я. История начинается в Шумере. М., 1965.
ЭЛАМА КУЛЬТУРА, самобытная древняя культура, сложившаяся на территории государства Элам (совр. Хузистан в Иране), соседнего с Двуречьем. В ранний период (У1~У тыс. до н. э.) памятники Э. к. обнаруживают черты сходства с образцами халафской культуры Двуречья. Начиная с IV тыс. до н. э. и весь последующий период своего развития Э. к. не только находится в непосредственном контакте с месопотамским искусством, но и сама в некоторых отношениях влияет на него.
Расцвет раннеэламской культуры отражен в памятниках т. н. комплекса Сузы А (первая половина IV — начало III тыс. до н. э.). Они в значительной степени превосходят художественные достижения Двуречья этой эпохи, в первую очередь в области керамики и глиптики.
Керамические изделия из Суз выполнены специально для погребений (т. к. стенки сосудов пропускают воду), без применения гончарного круга. Это хорошо лощеные сосуды, расписанные по светлому фону черным, коричневым или лиловым узором.
Сосуды из Суз. Конец IV тыс. до н. э. |
Орнамент на этих изделиях, характерно геомет-ричный, декоративен и свидетельствует о тонком чувстве формы. Треугольники, полосы, ромбы, стилизованные пальмовые ветви и колосья под-
Эламская керамика периода Сузы А. Конец IV — начало III тыс. до н. э.
черкивают вытянутую или округлую форму сосуда; красочной полосой маркируется горловина и дно. Иногда на сосудах из Суз изображаются сцены из быта земледельцев, охотников, скотоводов (сосуды с изображением гончих, фламинго, стилизованного козьего стада, копья, алтаря).
Ритмическое подчинение орнамента и стилизованных сценок форме изделия свидетельствует о новой стадии художественного мышления.
К концу IV тыс. до н. а в Эламе, как и в Двуречье, ремесло отделяется от земледелия; появляется гончарный круг; чаши и сосуды с росписью заменяются керамикой с гладкой поверхностью, без узора.