Арка триумфальная

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

АНТИЧНОСТЬ

Арка триумфальная




АПУЛИИСКАЯ ВАЗА, разновидность краснофи-гурных ваз IV в. до н. э. из Апулии. А. в. относятся к группе раннеиталийской керамики (вторая поло­вина V в. до н. э.). В дальнейшем А. в. делились на два направления: крупные, со свободными фигур­ными композициями, например вазы Мидия и Да-рия, и меньшего размера, к которым принадлежит группа флиакских ваз.


АРИБАЛЛ, небольшой шарообразный или гру­шевидный сосуд из обожженной глины, обычно с художественной росписью. Известны т. н. протоко-ринфские и коринфские А. VIII-VI вв. до н. э.



Мидий. Гидрия «История Фаона» из Популонии. Ок. 410 г. до н. э.


Протокоринфский арибалл. Вторая четверть VII в. до н. э.




Орест и Эринии. Апулийский кратер из Руво. Ок. 370-360 г. до н. э.


АРКА ТРИУМФАЛЬНАЯ, ворота триумфаль­ные; постоянные или временные монументальные арочные ворота, воздвигавшиеся в память знаме­нательного события, в честь божества или какого-либо знатного лица и служившие украшением го­родов античного Рима. Смысл названия связан с три­умфом (лат. т.гштргш5) — высшей в Риме военной наградой, назначенной сенатом и представлявшей собой торжественное вступление в столицу полко­водца-победителя с войском.

До получения триумфа претендент не имел пра­ва переходить городскую черту (померий) и ожи­дал начала церемонии на Марсовом поле. После раз­решения сената полководец, сложив титул команду­ющего (империй), торжественно входил в Рим. Триумфатор облачался в специальную тунику и тогу, обшитую золотыми пальмовыми листьями, на его голову возлагался лавровый венок. Колесни­цу его везли четыре белые лошади, а над его го-









Однопролетная Триумфальная арка императора Тита. Рим. 81 г. н. э.


Трехпролетная Триумфальная арка Константина. Рим. 315 г. н. э.



       
   


 

<%^К?^

Тетрапилон (т. н. Преториум). Ламбезис. III в. н. э.

ловой раб держал золотую корону Юпитера в виде дубового венка. В Риме триумфальную про­цессию открывали сенаторы и магистраты, за ними следовала колесница с триумфатором, музы­канты; далее шествовало войско, несли добычу и вели пленных. Поднявшись на Капитолий, триумфа­тор приносил жертву Юпитеру. Имена триумфато­ров вносились в т. н триумфальные фасты. При ма­лом триумфе — т. н. овации — победитель всту­пал в город пешком или верхом на лошади. После этого в миртовом венке и тоге-претексте он в со-


провождении сената торжественно шествовал от Марсова поля к Капитолию, где приносил в жерт­ву овцу, а не быка, как это делал триумфатор.

Традиция дарования и проведения триумфов широко распространилась во всех провинциях, на­ходившихся под владычеством Рима, и могла быть позднее связана с торжественным приездом прави­теля. А. т. чаще всего ставились на пересечении двух основных улиц города, при входе на форум. А. т. могли также представлять собой входные в го­род ворота. Обычно они имели от одного до трех пролетов и перекрывались полуцилиндрическими сводами, которые завершались антаблементом и аттиком. Украшением А. т. служили статуи, деко­ративные и сюжетные рельефы и памятные над­писи, составлявшиеся в соответствии с выработан­ными правилами. Разнообразные типы арок — чаще одно- и трехпролетные — нередко несли на себе яркий отпечаток местных художественных традиций. В провинциях Римской империи строи­лись тетрапилоны — арки, имеющие проемы на четырех сторонах. Ярчайшим образцом тетрапило-на является арка в честь Септимия Севера в северо­африканском городе Лептис Магна, откуда импера­тор был родом. Каждая сторона тетрапилона представляла собой портик с коринфскими колонна­ми на высоких пьедесталах с разорванными фрон­тонами и антаблементом, украшенным рельефом.

Излюбленное изображение на римской арке — фигура летящей Виктории-Победы с пальмовой веткой. Образцом римских А. т. являются арки им­ператоров Тита и Константина (I в. н. э.).

Литература:

Всеобщая история архитектуры: В 5 т. М., 1948. Т. 2. Кн. 2.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: