ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
АНТИЧНОСТЬ
Арка триумфальная
АПУЛИИСКАЯ ВАЗА, разновидность краснофи-гурных ваз IV в. до н. э. из Апулии. А. в. относятся к группе раннеиталийской керамики (вторая половина V в. до н. э.). В дальнейшем А. в. делились на два направления: крупные, со свободными фигурными композициями, например вазы Мидия и Да-рия, и меньшего размера, к которым принадлежит группа флиакских ваз.
АРИБАЛЛ, небольшой шарообразный или грушевидный сосуд из обожженной глины, обычно с художественной росписью. Известны т. н. протоко-ринфские и коринфские А. VIII-VI вв. до н. э.
Мидий. Гидрия «История Фаона» из Популонии. Ок. 410 г. до н. э.
Протокоринфский арибалл. Вторая четверть VII в. до н. э.
Орест и Эринии. Апулийский кратер из Руво. Ок. 370-360 г. до н. э.
АРКА ТРИУМФАЛЬНАЯ, ворота триумфальные; постоянные или временные монументальные арочные ворота, воздвигавшиеся в память знаменательного события, в честь божества или какого-либо знатного лица и служившие украшением городов античного Рима. Смысл названия связан с триумфом (лат. т.гштргш5) — высшей в Риме военной наградой, назначенной сенатом и представлявшей собой торжественное вступление в столицу полководца-победителя с войском.
|
|
До получения триумфа претендент не имел права переходить городскую черту (померий) и ожидал начала церемонии на Марсовом поле. После разрешения сената полководец, сложив титул командующего (империй), торжественно входил в Рим. Триумфатор облачался в специальную тунику и тогу, обшитую золотыми пальмовыми листьями, на его голову возлагался лавровый венок. Колесницу его везли четыре белые лошади, а над его го-
Однопролетная Триумфальная арка императора Тита. Рим. 81 г. н. э.
Трехпролетная Триумфальная арка Константина. Рим. 315 г. н. э.
<%^К?^ |
Тетрапилон (т. н. Преториум). Ламбезис. III в. н. э. |
ловой раб держал золотую корону Юпитера в виде дубового венка. В Риме триумфальную процессию открывали сенаторы и магистраты, за ними следовала колесница с триумфатором, музыканты; далее шествовало войско, несли добычу и вели пленных. Поднявшись на Капитолий, триумфатор приносил жертву Юпитеру. Имена триумфаторов вносились в т. н триумфальные фасты. При малом триумфе — т. н. овации — победитель вступал в город пешком или верхом на лошади. После этого в миртовом венке и тоге-претексте он в со-
провождении сената торжественно шествовал от Марсова поля к Капитолию, где приносил в жертву овцу, а не быка, как это делал триумфатор.
Традиция дарования и проведения триумфов широко распространилась во всех провинциях, находившихся под владычеством Рима, и могла быть позднее связана с торжественным приездом правителя. А. т. чаще всего ставились на пересечении двух основных улиц города, при входе на форум. А. т. могли также представлять собой входные в город ворота. Обычно они имели от одного до трех пролетов и перекрывались полуцилиндрическими сводами, которые завершались антаблементом и аттиком. Украшением А. т. служили статуи, декоративные и сюжетные рельефы и памятные надписи, составлявшиеся в соответствии с выработанными правилами. Разнообразные типы арок — чаще одно- и трехпролетные — нередко несли на себе яркий отпечаток местных художественных традиций. В провинциях Римской империи строились тетрапилоны — арки, имеющие проемы на четырех сторонах. Ярчайшим образцом тетрапило-на является арка в честь Септимия Севера в североафриканском городе Лептис Магна, откуда император был родом. Каждая сторона тетрапилона представляла собой портик с коринфскими колоннами на высоких пьедесталах с разорванными фронтонами и антаблементом, украшенным рельефом.
|
|
Излюбленное изображение на римской арке — фигура летящей Виктории-Победы с пальмовой веткой. Образцом римских А. т. являются арки императоров Тита и Константина (I в. н. э.).
Литература:
Всеобщая история архитектуры: В 5 т. М., 1948. Т. 2. Кн. 2.