Лисипп
Лисипп
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
Леохар. Аполлон Бельведерскии. Римская копия. IV в. до и. э.
Леохар. Артемида Версальская (Диана-охотница). Римская копия. IV в. до н. э.
сальская», «Похищение Ганимеда»), отличает такая же виртуозность технического исполнения при холодном, официально-придворном характере образов. Тем не менее искусство Л. пользовалось широкой известностью и славой. Творчество его высоко ценил Платон.
ЛИСИПП (1л51рроз), знаменитый древнегреческий скульптор IV в. до н. э.; был третьим великим скульптором эпохи поздней классики наряду с Прак-сителем и Скопасом. Л. родился в г. Сикионе (Пелопоннес), вероятно, в первое, а умер в последнее десятилетие века. Творческая деятельность Л. охватывает период с 370 по 300 г. до н. э.
Он обладал редкой творческой продуктивностью и за свою жизнь, по свидетельствам древних авторов, создал 1500 бронзовых статуй. Среди них были и колоссальные фигуры богов, и группы, изображающие все подвиги Геракла.
|
|
Имеются описания его гигантских изваяний Зевса в Таренте, Гелиоса с колесницей на острове Родос, аллегорической фигуры Кайроса в Олимпии. Эти
колоссальные произведения предвосхищают появление в эпоху эллинизма несоразмерных масштабу человека гигантских скульптур (Колосс Родосский). Наряду с мифологическими образами в творчестве Л. нашли отражение исторические события. Будучи придворным мастером Александра Македонского, он запечатлел в большой композиции из двадцати пяти фигур всадников в натуральную величину одно из сражений Александра.
Отличительные качества искусства Л. заключались прежде всего в стремлении приблизить изображаемые сюжеты к новому эстетическому идеалу. С этим связана и новая система пропорций человеческой фигуры, которую разработал Л. В отличие от Поликлета Л. придавал скульптурным изображениям более утонченный облик; головы статуй он делал несколько меньшими, а фигуры с легкими удлиненными пропорциями представлял в сложном, многоплановом пространственном движении. По словам Плиния, Л. изображал людей не «какими они есть», но «какими они кажутся».
Художественные поиски скульптора ярче всего проявились в статуе «Апоксиомен» — фигуре юноши, счищающего с себя пыль после гимнастических упражнений. Статуя сохранилась в мраморной римской копии. Юноша опирается на левую ногу, правая отставлена назад, слегка наклоненный корпус дан в энергичном повороте. Л. стремился учитывать возможность восприятия скульптуры со зсех сторон и с разных точек зрения. В искусстве Л. преобладают сюжеты, связанные с подвигами мифических героев, войнами и охотой. Скульптора привлекала сложность человеческого характера, он часто изображал своих героев полными энергии, напряжения, в сложных движениях, достигая невиданных прежде эффектов в передаче внутреннего состояния человека.
|
|
При этом лисипповский герой вовсе не утверждает более своего превосходства над миром, не обладает он и неизменной идеальной сущностью; он подвижен и изменчив. Человек у Л. живет в окружающем его пространстве, связан с ним, он — часть большого мира. Поэтому и световая среда из нейтральной становится активным средством выражения. Светотеневая моделировка представляет
одну из важнейших художественных задач, решенных скульптором с новых позиций.
Значительное место занимает творчество Л. и в истории портрета. В своей серии семи мудрецов он стремится передать, пусть в самой общей форме, характер и духовную жизнь героев. Так, в образе философа Биаса (сохранилась копия, восходящая к портрету Л.) скульптор передает состояние глубокой сосредоточенности; в портрете Еврипида (произведение круга Лисиппа) воплощен образ великого трагика, размышляющего над смыслом отношений человека и неумолимой Судьбы. Патетической выразительности полна мраморная голова Александра Македонского, дошедшая до нас в превосходной римской копии. В обобщенном варианте здесь передана противоречивость и сложность характера Александра, контраст противоборствующих страстей и трагическая неудержимость. Среди достоверных произведений Л. (также дошедших лишь в римских мраморных копиях) — «Отдыхающий Гермес», «Атлет Агий», «Геракл со львом». Л. был мастером, выразившим, вероятно, наиболее глубинные потребности культуры своего времени. Динамика и острая выразительность творений Л.
Лисипп. Голова Александра Македонского из Пергама. Эллинистическая копия. I в. до н. э.
Лисипп. Отдыхающий Гермес. Римская копия. I в. н. э.
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА