Эпоха революций

Вступление

Ныне, когда клеветники на нашу страну и народ, говорят о революциях 1905-1917 годов, то непременно выставляют на показ мнимые огромные успехи страны до них. Из этого их изложения, как правило, создаётся впечатление, что весь народ России, по какой-то совершенно не понятной причине ударился в яростное всеразрушение.

Так как эта жажда разрушения существующего государства, жажда слома существующих порядков в стране, охватила почти все слои общества, то надо бы сделать вывод, исходя из текстов тех самых клеветнических учебников, что у нас тогда весь народ попросту сошёл с ума.

Но такого не может быть в принципе.

А если такого не может быть в принципе, то какова действительная причина постигшей страну катастрофы?

Часто, чтобы хоть как-то криво и непоследовательно соединить несоединяемое, во всех бедах и революциях винят "злую волю вождей социал-демоктаров и эсеров". Но опять-таки, несколько тысяч человек на всю страну (а именно столько было всего членов в т.н. революционных партиях), если бы она действительно была бы благополучной, не могли бы сделать революцию.

Следовательно, если мы оставим за нашими предками хоть каплю здравомыслия, то надо признать тот факт, что к этой вспышке ненависти к "верхам" могли привести только очень серьёзные проблемы в стране.

Революция 1905 года

Предпосылки революции

С 1880 года количество губерний, периодически охватываемых голодом, сильно возросло. В период 1880-1890 годы это количество колебалось от 6 до 18, в 1890-1900 от 9 до 29. В 20-м веке были голодными 1901 и 1905 годы. Выросло и количество умерших от голода. Если по докладам царю в 1892 году было отмечено что в голод "погибло до двух миллионов православных душ", то "В зиму 1901-1902 года голодало 42 миллиона человек, умерло же из них 2 миллиона 813 тыс. православных душ".

Причиной такого голода - не только засухи и недороды, но и усиление налогового гнёта государства, стремящегося ускорить индустриализацию за счёт ограбления крестьян. Крестьяне справедливо считали, что помещичье землевладение - одна из главных причин их бедственного положения. Дело в том, что, обладая огромными посевными площадями, помещики сплошь и рядом допускали ситуацию, когда земля попросту не распахивалась и не засевалась.

Разоряющиеся крестьяне бежали от голода в города, на заводы. Но и там положение рабочих было не менее тяжёлым.

Крестьянское движение. Бунты и "Разборки".

Всё началось с крестьянских выступлений. Крестьяне требовали передачи земли помещиков в распоряжение сельской общины. При этом, они считали, что это должно сделать государство.

Совсем лишать помещиков земли по началу никто не собирался. Это считалось аморальным. По их понятиям, сельская община далее должна была так распределить землю, чтобы каждому двору (в том числе и самим помещикам) досталось столько, сколько он может и в состоянии обработать сам. Крестьяне справедливо видели в помещиках именно паразитов, и эта мера, когда земля будет распределена по справедливости, лишала их этого статуса, и, по мнению крестьян, давала возможность самим жить на своей земле - не чужим, а своим трудом. По справедливости.

Так как правительство царской России заняло позицию полностью на стороне помещиков, то крестьяне, разуверившись в государстве, решили сами, не дожидаясь того, когда государство одумается, привести положение с землёй и собственностью в соответствие с их представлениями о справедливости. Крестьяне решили раз и навсегда избавиться от паразитов-помещиков. По всей территории, охваченной восстанием, крестьяне заявляли, что их цель - навсегда "выкурить" помещиков и сделать так, чтобы дворянские земли были оставлены крестьянам для владения и обработки.

Начались "разборки" имений. Фактически это было тихое восстание крестьян. Несмотря на то, что в среде крестьян не было общепризнанных лидеров или идеологов, мощной, существующей долгое время организации, единой общепринятой теории переустройства общества и общенациональной системы связи, во всех местах, гдепроисходили "разборки",крестьяне продемонстрировали удивительное единство целей и средств.

Их действия были весьма упорядочены. Они никак не были похожи на тот разгул ненависти и вандализма, который ожидали увидеть как враги крестьян, так и те, кто превозносил крестьянскую жакерию. Все эти действия были хорошо организованы на местах и обходились без кровопролития. Кроме этого они сами следовали строго тем правилам, что сами же для себя установили. Например, они не брали тех вещей, что считали личной собственностью помещиков.

Крестьянское движение 1905 г. хронологически началось 14 февраля в Дмитровском уезде Курской губернии. В ту ночь было совершено нападение на одно из имений, а в следующие дни "разобрано" еще 16 имений в округе.

Историк Т. Шанин, исследовавший этот период, пишет: "Описания тех событий очень похожи одно на другое. Массы крестьян с сотнями запряженных телег собирались по сигналу зажженного костра или по церковному набату. Затем они двигались к складам имений, сбивали замки и уносили зерно и сено. Землевладельцев не трогали. Иногда крестьяне даже предупреждали их о точной дате, когда они собирались "разобрать" поместье. Только в нескольких случаях имел место поджог и одному-единственному полицейскому были, как сообщают, нанесены телесные повреждения, когда он собирался произвести арест. Унесенное зерно часто делилось между крестьянскими хозяйствами в соответствии с числом едоков в семьях и по заранее составленному списку. В одной из участвующих в "разборке" деревень местному слепому нищему была предоставлена телега и лошадь для вывоза его доли "разобранного" зерна. Все отчеты подчеркивали чувство правоты, с которым обычно действовали крестьяне...

Другие формы крестьянского бунта распространились к тому времени на большей части территории России. Массовые "порубки" начались уже в конце 1904 г. Так же как и "разборки", "порубки" обычно происходили в виде коллективных акций с использованием телег. В ходе "порубок" крестьяне стремились обходиться без насилия. Тем не менее, когда в одном случае крестьянин был схвачен полицией на месте преступления и избит, его соседи в ответ полностью разрушили пять соседних поместий, ломая мебель, поджигая здания и забивая скот..."

Важно отметить, что до этих событий у крестьян ещё были какие-то иллюзии насчёт верховной власти. После начала "разборок" и "порубок", вся крестьянская масса стала выступать как враг существующих порядков и государства. В их среде был сломан очень важный стереотип о том, что государство и верховная власть радеют за их интересы. Сломан именно действиями властей.

Попытки представить выступления крестьян следствием подстрекательской работы интеллигенции, масонов, эсеров, большевиков и т.д., были несостоятельны и в то время, и, тем более, сегодня, когда те события хорошо изучены. "Страшны не книжки, а то, что есть нечего ни тебе, ни скотине", - ответил в 1902 г. на суде по поводу "беспорядков" один сельский староста.

Эта власть показала предметно с кем она и против кого она. После этого, того массового доверия к ней не было уже никогда. Что и явилось одной из главных движущих сил наступающей революции. Нежелание правительства царской России решать их проблемы загнало ситуацию абсолютный тупик, вылившийся в революцию 1905-го. Выступления превратились в бунты.

Положение рабочих

В условиях России любое производство в разы более затратно, чем в странах Запада. Этому виной неизмеримо более суровые природно-климатические условия России.

Вопрос: в чём состояли эти самые природно-климатические условия и как они влияли на увеличение себестоимости продукции Российских заводов?

Пользуясь всемерной поддержкой властей и желая получить максимум прибыли, буржуазия установила крайне жестокие условия эксплуатации рабочих. Рабочий день продолжался от 10 до 12 часов в сутки при весьма маленькой оплате труда. Жестокая система штрафов приводила к тому, что и эта зарплата существенно уменьшалась.

Травмы и заболевания, неизбежные в отсутствие какой-либо защиты труда, техники безопасности на предприятиях (ТБ и защита труда стоит денег, а это вредно для максимизации прибыли), приводили лишь к потере работы травмированными и заболевшими, результатом чего обычно была полная нищета и гибель. В условиях вседозволенности и избытка трудовой силы, буржуазия просто экономила на технике безопасности.

Рабочие были полностью лишены какой-либо возможности противиться скотским условиям работы и собственного существования, отстаивать свои интересы. Общественные объединения рабочих, такие как профсоюзы или им подобные - были запрещены.

Тем не менее, в среде рабочих стихийно, вопреки запретам, возникали многочисленные кружки и объединения, в том числе и политического характера. Чувство справедливости и коллективизм крестьянского самосознания, характерный для вчерашних крестьян пришедших работать в промышленность, толкало их на стихийное объединение несмотря ни на какие запреты. Они помнили Общину, из которой вышли и знали, как оно должно быть.

Желая хоть как-то поставить это явление под свой контроль, царская охранка санкционировала создание некоторых массовых организаций и объединений, как правило, религиозного толка.

Через эти организации и объединения царская охранка пыталась укрепить уважение к монархии и перенацелить усилия трудового народа в области неопасные для существующей власти. Такая область была только одна - религия, но этого для рабочих было крайне недостаточно. "Бог далеко на небе, а наши проблемы здесь и сейчас" - говорили они.

Однако пропаганда, нацеленная на укрепление уважения к монархии, сработала. Перед революцией сложилось убеждение у большинства трудящихся, что если сановники поступают неправильно, а царь молчит, то значит "ему не докладывают". А это означало, что надо попытаться прямо донести свои горести и печали до царя-батюшки, попросив его, их облегчить и наказать виновных. Это вылилось в идею массового шествия к царю на поклон и вручения ему коллективного прошения.

"Кровавое воскресенье"

Подстрекаемые популярным в среде рабочих попом Гапоном, рабочие Петербурга, в воскресенье 9 января 1905г. вышли на массовое шествие. В ходе шествия предполагалось вручить царю петицию, где граждане Петербурга просили царя облегчить их невыносимую участь. В шествии участвовало около 150 000 человек. Среди манифестантов было множество женщин и детей. Они несли портреты царя и царицы. Путь шествию преградили отряды полиции и кавалерии. Выстроенные войска открыли огонь по безоружным манифестантам. Было убито около 1500 и ранено около 5000 человек.

Впоследствии поп Гапон бежал за границу, но был пойман боевым крылом эсеров и казнен как провокатор.

Более поздние исследования показали, что Гапон провокатором не был. По всей видимости, это был психически нездоровый человек, подверженный влиянию окружения, в которое входило немало провокаторов охранки.

Кровавое Воскресенье нанесло страшный удар авторитету власти. И не только пролитая в большом количестве, в центре столицы, невинная кровь, а и поистине подлый, провокационный характер действий власти. 6 января было решено, что царь уедет из Петербурга, об этом будет сообщено рабочим, и шествие не состоится. Царь уехал, но населению об этом не сообщили - напротив, над Зимним дворцом 9 января развевался царский штандарт, означавший, что царь во дворце. Войскам выдали боевые патроны по максимальной норме боевых действий - и неизвестно, кто и когда принял решение о такой беспрецедентной мере.

Вооружённое восстание

Чудовищность и подлость злодеяния, совершённого царской властью 9 января шокировали страну. По всей стране начались массовые антиправительственные выступления, в ходе которых народ всерьёз попытался взять власть в свои руки. Во время стачки в Иваново-Вознесенске, город фактически оказался в руках рабочих. Они создали свой орган власти - Совет и Рабочую милицию.

Так как именно эта форма власти - через Совет - максимально соответствовала культуре рабочих и крестьян и прямо вытекала из их представлений о справедливой власти, то этот случай не стал единичным. Советы, как форма власти рабочих и крестьян стихийно возникла, во время революции, в более чем 50 городах страны. Заметную роль в работе Советов сыграли немногочисленные пока в России социал-демократы.

Всё более решительных перемен требовали и земства.

Восстание охватило армию и флот. 14 июня 1905 года восстали матросы на новейшем броненосце "Князь Потёмкин Таврический". Непосредственным поводом для восстания стала выдача матросам тухлого червивого мяса, а причиной - непрерывные издевательства офицерского состава. 12 дней корабль под красным знаменем шёл по Чёрному морю. Не встретив поддержки со стороны других экипажей, экипаж броненосца сдался румынским властям в порту Констанца.

Солдаты, выводившиеся с маньчжурского фронта, после завершения войны с Японией, отказывались подчиняться офицерам, громили станции вдоль Транссибирской магистрали.

В конце сентября в Москве началась общегородская политическая стачка. Наряду с требованиями введения демократических свобод - слова, собраний, демонстраций, установления 8-часового рабочего дня, всё чаще выдвигался лозунг "Долой самодержавие!". В первых числах октября стачка распространилась на большинство городов России и стала всероссийской.

Полностью потеряв доверие к царской власти, подняли восстание и крестьяне. Встретив сопротивление помещиков своим справедливым требованиям, в ходе "разборок" они перешли к насильственным действиям. Там, где они встречали серьёзное сопротивление, помещичьи усадьбы сжигались, а помещики изгонялись.

Царское правительство, напуганное размахом антиправительственных выступлений, было вынуждено пойти на уступки. Николай II назначает убеждённого сторонника реформ С. Ю. Витте председателем Совета Министров и по его инициативе 17 октября 1905 года подписывает Манифест "Об усовершенствовании государственного порядка".

Провозглашались демократические свободы - неприкосновенность личности, свобода слова и собраний, создания профсоюзов, политических и иных объединений. Было обещано учреждение высшего представительного органа, обладающего законодательными функциями - Государственной Думы. Но народ царскому правительству уже не верил.

Как показало уже ближайшее будущее, царская власть и не собиралась выполнять в полном объёме заявленные в Манифесте положения. Более того, оно сплошь и рядом поступало прямо противоположным образом. Этими действиями оно подтвердило самые худшие ожидания народа о полной аморальности власти.

Принятие Манифеста на фоне происходящих событий и действий властей, в народе было воспринято как изощрённое издевательство. Размах выступлений шёл по нарастающей.

В ноябре 1905г. под руководством лейтенанта П.П. Шмидта восстал экипаж крейсера "Очаков". По приказу царя, лишённый боеприпасов и хода, стоящий на рейде, полный безоружных матросов крейсер был расстрелян береговой артиллерией и потоплен. Спасшиеся матросы были сосланы на каторгу, а П.П. Шмидт и двое матросов были расстреляны.

В декабре 1905 года, начавшаяся всероссийская стачка уже шла под общим лозунгом "Долой самодержавие!". Царизм, не желая признавать своё полное политическое и моральное банкротство, пошёл на крайние меры и начал топить в крови выступления народа.

Столкновения с полицией и войсками вылились в вооружённое восстание. В одной только Москве баррикады охватили весь центр города. Для подавления восстания, правительству пришлось использовать гвардейские части и артиллерию. Восставшие героически защищались, несмотря на абсолютное превосходство противника в вооружении и острейшую нехватку боеприпасов. Рабочие дрались камнями, топорами, голыми руками. Погибли многие тысячи людей.

Большевики и часть эсеров активно поддержали восстание. Владимиром Ульяновым (Лениным) была разработана тактика действия малых мобильных групп (пятерок), которая потом была перенята всеми повстанцами и войсками спецподразделений во всех странах.

Вооружённым восстанием в России были охвачены более 30 городов. Желая прекратить выступления как можно скорее, царская власть пошла на крайне жестокие меры. По сути, первая русская революция была потоплена в крови.

Итоги революции

Доверие к самодержавию в народе было подорвано полностью. В ходе революционных выступлений была сформулирована, в виде конкретных требований, та картина жизнеустройства в стране, которая была желательна для трудового народа. Эта картина жизнеустройства серьёзно расходилась не только с официальным мнением самодержавной монархии и нарождающейся буржуазии, но и с большинством представлений марксистов России - как правых, так и левых.

Волнения крестьян 1902-1903 гг., а затем революция 1905-1907 гг. больнее всего ударила по семьям 30-40 тыс. помещиков. Около 15% поместий были сожжены. Значительную часть земли в районах, охваченных волнениями, пришлось продать. Попытки деятелей дворянства восстановить давно уже иллюзорные патриархальные отношения с крестьянами полностью провалились.

Главным же уроком революции стало то, что народ почувствовал, что он реально может взять власть в свои руки. И не только взять власть, но и организовать её на гораздо более справедливых принципах - через Советы. На примере вооружённой борьбы было воспитано целое поколение молодых людей, которые впоследствии - в 1917-м году - стали главной движущей силой второй, уже победной, русской революции.

Причины поражения революции

Главной причиной поражения стало то, что выступления народа оказались полностью не скоординированными и стихийными. Для самих социал-демократов революция стала полной неожиданностью и они к ней оказались совершенно не готовы. Немалую роль здесь сыграла и их малочисленность. Им не удалось возглавить восставшие массы и повести их за собой. Также не удалось привлечь на сторону восставших армию. Отдельные выступления в армии были быстро задавлены.

Осмысление итогов революции

Правые марксисты посчитали картину будущего, которую считал правильной простой народ и его требования результатом его "азиатчины", дикости, отсталости и "извечного рабства". Эту "азиатчину" полагалось изжить в процессе модернизации страны, уничтожения общинного уклада жизни на селе с установлением крупных сельскохозяйственных предприятий с наёмным трудом, построения современной промышленности и конкуренцией между производителями. То же относилось и к промышленности - установление конкуренции между производителями, и конкуренции между рабочими за рабочие места.

Так как рабочий при капитализме продаёт свой труд, то конкуренция среди рабочих за место снижает общую стоимость их труда для капиталиста и увеличивает степень эксплуатации рабочих и норму прибыли капиталиста. Народ же требовал солидарного, полностью отрицающего конкуренцию, устройства общества. Именно это требование и было воспринято правыми марксистами как "азиатчина". Не в последнюю очередь благодаря тому, что требования справедливого распределения (солидарный тип справедливости), неизбежно снижал норму прибыли капиталистов. По самым элементарным подсчётам было ясно, что такая перспектива делала предприятия неконкурентоспособными по отношению к западным.

Правые марксисты также считали, что для модернизации страны необходимо ввести частную собственность на землю с ее куплей-продажей. Они полагали, что быстрый рост крупных хозяйств с наёмным трудом на селе быстро увеличит производительность труда на селе и общее производство зерна в России смягчив голод, а высвободившиеся в результате разорения мелких крестьянских хозяйств рабочие руки будут заняты в нарождающейся промышленность в городах.

Эти их представления находились в точном соответствии с экономической теорией марксизма и предыдущим опытом Западной Европы и Америки, правда, не совсем реальным, а как его представляли в западных учебниках.

Буржуазия воспринимала требования трудящихся как естественные, но чрезмерные для рабочих в зарождающемся классовом антагонистическом обществе. Относясь к трудящимся как к рабочему скоту, они не принимали их требования всерьёз и требовали от самодержавия решительных и жестоких, а если потребуется - кровавых мер по "укрощению быдла". Антагонистическое общество, как считается обычным на Западе, предполагает периодические революционные эксцессы с кровавым подавлением восстаний отчаявшихся от безысходной нищеты масс.

Помещики прекрасно были осведомлены о том, каковы настроения среди крестьянства, но осуществление их требований означало для помещиков уничтожение привычного им паразитического образа жизни. От них требовалось либо уйти из деревни, либо заняться производительным трудом.

Партия эсеров в целом поддерживала требования трудового народа. В отличие от правых марксистов, они считали, что крестьянские хозяйства и общинный уклад жизни на селе надо обязательно сохранить, и что в построении лучшего будущего для России есть свой, особый путь.

Их конкретные требования во многом совпадали с требованиями крестьян, выдвинутыми в ходе революции. Особенно в части полного запрета купли-продажи земли и её национализации, для предотвращения каких бы то ни было махинаций с землёй со стороны недобросовестных личностей. Также они были против навязывания народу чуждой ему системы конкуренции.

Эсеры были убеждены, что свержение существующего строя можно произвести только насильственным путём, через вооружённое восстание, а подтолкнуть к восстанию народные массы, по их мнению, можно было в ходе непрерывной пропаганды и осуществления терактов действий по отношению к властям. Убийства особо ненавистных сановников, по мнению эсеров, должны были расшатать власть, а также показу народу того, что с этой властью можно бороться. В общем, взгляды на то, что должно быть в России (в области желаемого будущего), а также то, каким образом этого будущего можно достичь, не сильно расходилось с представлениями их идейных учителей - народников.

Большевики. Владимир Ильич Ульянов(Ленин), как вождь РСДРП, проанализировав ситуацию в стране и ход революции 1905г., пришёл к неожиданному для всех тогдашних марксистов выводу, что будущая революция в России может быть совершена на основе союза рабочих и крестьян.

В этом он очень сильно отошёл от общепринятых тогда положений марксизма, который полагал, что крестьяне в своей массе являются реакционным классом - носителями мелкобуржуазной психологии мелких собственников, прямо заинтересованных в использовании наёмного труда и построении капитализма или сохранения полуфеодальных порядков. Рабочие же, в отличие от них, являются передовым классом, обладающим классовым самосознанием и передовым мышлением, заинтересованным в уничтожении капитализма и установлении режима свободного труда при полном устранении из общества паразитов-капиталистов. Отсюда получалось, что никакого союза меду крестьянами и рабочими быть не может. Рабочие делают революцию, а после установления своей диктатуры подавляют недовольство мелкобуржуазной крестьянской среды.

Будучи реальным политиком, а не догматиком (как большинство его оппонентов), он первым углядел то, что в случае с Россией теория марксизма не работает. Ленин понял, что русское крестьянство являлось носителем не только мелкобуржуазной психологии, но и психологии коллективистской, солидарной и по сути социалистической.

Ленин первым указал, что крестьянство уже не является однородным, а содержит в себе большую массу "материала" для социалистической революции - беднейшее крестьянство, не имеющее своего надела и средств производства. К беднейшему крестьянству примыкала большая доля середняков - крестьян, имеющих надел и лошадь, и не использующих наемный труд. Реальная, а не лубочная, жизнь середняка была весьма тяжелой и, как показала практика, большинство середняков поддержало революцию.

Особенностью России было и то, что капитализм только формировался и самосознание рабочих также было не классовым, а крестьянским, общинным - до 90% рабочих тогда были именно вчерашние крестьяне. Также он пришёл к выводу, что если подавляющая масса трудового народа уже обладает социалистической психологией, то именно в России возможна не буржуазная, а сразу социалистическая революция. Посему получалось, что Россия, после свержения самодержавия, может, минуя построение капитализма, сразу же приступать к строительству социализма. Эту задачу должен был выполнить рабочий класс в союзе с беднейшим крестьянством.

В этом он вынужден был серьёзно отойти от своих же утверждений, опубликованных ещё в 1899 году, в книге "Развитие капитализма в России", где он категорически оценил тех же крестьян как нарождающуюся мелкую буржуазию, а их уклад как мелкобуржуазный и докапиталистический.

Так как влияние идей Маркса в среде социал-демократии было исключительно велико, то он, чтобы его утверждения не были отвергнуты с порога, вынужден был сформулировать их на языке марксизма. Тем не менее, эти его положения были встречены с крайним недоверием и жестокой критикой.

И марксисты (правые и левые) и эсеры сходились в том мнении, что России просто необходимы кардинальные реформы. Дальнейшие попытки сохранить устаревший и отживший своё уклад жизни, грозил катастрофой.

Россия после революции 1905г.

Новое политическое устройство России

Необходимость экономических и политических реформ была очевидна всем. Самодержавие пошло на частичные уступки, но не желая ничего не меняя принципиально. Так как землевладельцы и частично буржуазия были сторонниками сохранения монархии, то упор был сделан на них.

Показавший в ходе революции свою большую революционность и самосознание рабочий класс и крестьянство должны были получить в Думе как можно меньшее представительство. Причём, как главная ударная сила революции, именно рабочий класс, должен был получить наименьшее количество мест.

По закону о выборах в Государственную Думу выборы предполагалось проводить на основе неравного представительства сословий в несколько этапов. Выделялось четыре группы избирателей (курии). От каждой из них избирались выборщики. При этом один выборщик представлял 2 тысячи землевладельцев, или 4 тысячи горожан, или 30 тысяч крестьян, или 90 тысяч рабочих.

Права голоса не получали женщины, молодёжь до 25 лет, военнослужащие, кочевые народы - всего более половины населения страны. Выборы проводились по многоступенчатой системе. Так, крестьяне избирали представителей от каждых 10 дворов на волостной сход. Волостной сход определял выборщиков, которые собирались на уездном съезде, те, в свою очередь, посылали представителей уездов в губернские избирательные собрания, где и проводились выборы депутатов в Думу.

Полномочия Думы были ограничены. Правительство несло ответственность только перед назначившим его государем. Николай II оставил за собой руководство внешней политикой, командование армией и флотом, право досрочного роспуска Государственной Думы. Законопроект, принятый Думой, становился законом только после его одобрения Государственным Советом и утверждения императором. Этим самым самодержавие защитило себя от нежелательных для него депутатских инициатив.

Народ видел и понимал лживость системы выборов, которая была создана для имитации политических реформ. Вполне естественно, что все это воспринималось как очередное издевательство. Тем не менее, питая определённые надежды, в большинстве своём принял активное участие в избрании депутатов и работе Государственной Думы.

Политические партии и движения эпохи 1905 -1917гг.

Либеральные партии

В октябре 1905 г. либералы, после опубликования "Манифеста" учредили свою партию конституционных демократов во главе с П.Н.Милюковым.

Кадеты выступали как приверженцы преобразования российской монархии в конституционную монархию западноевропейского типа - с сильным ограничением власти императора, вплоть до перехода к республиканской форме правления. Они выступали за введение всеобщего равного избирательного права, создание системы разделения властей по типу западных демократий, и расширение законодательных полномочий Государственной Думы.

Они допускали уступки рабочим, предлагая ограничить рабочий день наёмного работника 8 часами и разрешив им создавать профсоюзы.

В аграрном вопросе предполагался выкуп за счёт государства части помещичьих земель крестьянству. При этом они считали, что надо ввести частную собственность на землю, с введением купли-продажи земли, ликвидировать сельскую общину и общинное право.

По отношению к Польше и Финляндии они отстаивали идею самоуправления в рамках Российской Империи, а другим народам предоставить право культурной автономии.

В отличие от них, партия "Союз 17 октября" (октябристы), созданная в конце 1905 года, считали главным создание условий для развития промышленности и торговли, ликвидацию крестьянской общины, но по отношению к национальным окраинам они отстаивали идею унитарности (единства и неделимости) Российского государства.

Все либеральные партии выступали за слом существующей социально-политической системы страны и построения на ее месте классового общества с рыночной экономикой.

Крестьянский союз

В июле 1905 г. возникла первая в истории общенациональная крестьянская организация - Всероссийский Крестьянский Союз. Его создание значительно опередило либералов и выдвижение "Манифеста". Уже на учредительном съезде он высказался против частной собственности на землю. Состоялось шесть его съездов, хотя только один из них (в ноябре 1905 г.) легально. Через несколько дней все избранное на нем руководство ("главный комитет") было арестовано. Делегаты избирались общинными или волостными сходами. Среди делегатов первого съезда только 9% считали себя членами или сторонниками какой-либо партии.

К сентябрю 1905 г. были собраны отчеты о деятельности Союза из 42 губерний. В нем состояло около миллиона человек, но документов осталось мало, протоколы собраний не велись, делегатов и активистов постоянно арестовывали. Например, в одном только Сумском уезде было арестовано или отправлено в ссылку 1100 активистов Всероссийского Крестьянского Союза. К концу 1907 г. Союз был разгромлен и прекратил существование, но роль сыграл большую.

Из обзора выступлений делегатов двух съездов Всероссийского Крестьянского Союза в 1905 г., можно с полной уверенностью судить о том, каково было представление членов Крестьянского союза относительно идеального будущего. По нему было достигнуто полное согласие. Крестьянские делегаты продемонстрировали высокую степень ясности своих целей.

Идеальная Россия их выбора была страной, в которой вся земля принадлежала крестьянам, была разделена между ними и обрабатывалась членами их семей без использования наемной рабочей силы. Все земли России, пригодные для сельскохозяйственного использования, должны были быть переданы крестьянским общинам, которые установили бы уравнительное землепользование в соответствии с размером семьи или "трудовой нормой", т.е. числом работников в каждой семье. Продажу земли следовало запретить, а частную собственность на землю - отменить.

Не менее жёстким требованием было и требование выборности государственных чиновников. В этом крестьяне видели возможность прекратить чиновничий произвол и обеспечить беспрекословное исполнение чиновниками своего долга перед гражданами страны и государством.

Данные представления были характерны для абсолютного большинства крестьян России и сыграли главную роль в последующих революционных событиях и установлении формы народовластия уже при Советской власти.

М.С.

Современными "историками" утверждается, что Крестьянский союз был, якобы, близок к кадетам (даже в школьном учебнике это записано!). Уже из простейшего сопоставления того, что требовали кадеты (напр. ликвидация общины, частная собственность на землю), ясно, что Крестьянский союз мог быть и был только противником, врагом кадетов.

Консервативные партии и движения

Консерваторы полагали, что самодержавная власть в наибольшей мере отвечает условиям и традициям России. В 1900 году было учреждено Русское собрание, которое явилось объединителем консерваторов. Во главе него стояли князья. Ведущим идеологом был издатель газеты "Новое время" А.С. Суворин. По началу они вели лишь просветительскую работу, но после опубликования Манифеста, выдвинули политическую платформу. Так как они выступали за сохранение монархии их стали называть монархистами.

Накануне выборов в Думу возникло ещё несколько монархических организаций среди которых наибольшим влиянием пользовался Союз Русского Народа, возглавляемый В.М. Пурышкевичем. В отличие от Русского собрания СРН был больше объединением мелких лавочников. Лидеры СРН, также как и Русское собрание придерживались классической формулы самодержавной власти "православие, самодержавие, народность". Но кроме этого, они подвергали резким нападкам инородцев и в особенности евреев.

Лидеры Союза Русского народа и позднее отделившегося от него Русского Народного Союза имени Михаила Архангела создали боевые дружины. Эти дружины были названы чёрной сотней. Именно от этого названия все монархические организации той поры получили название черносотенных.

По городам России прокатились погромы. Черносотенцы были настроены враждебно не только против евреев, но и против наиболее революционно настроенной части населения - рабочих, из-за этого пострадали и лидеры рабочего движения.

Так как в народе чётко укрепилось желание свалить самодержавие, то во время выборов даже при такой их откровенно дискриминационной системе серьёзной поддержки монархисты не получили и в Думу не прошли.

Русская православная церковь и Дума

Так как церковь считалась неотъемлемой частью государства (православие - государственная религия), то царскими властями РПЦ была попросту "пристёгнута" к процессу выборов в Думе. Священников обязали участвовать в политическом процессе, причём исключительно для протаскивания в Думу правых политических партий, движений и отдельных депутатов.

Именно посредством усилий православных священников в Думу прошло очень большое число депутатов от правых. РПЦ была всегда одной из главных опор самодержавия и однозначно приняла сторону самодержавия, а не народа. Так как РПЦ отказалась, по сути, от защиты народа пред властями то это вызвало резкое падение её авторитета в массах.

Следует, однако, отметить, что авторитет РПЦ и религиозность общества вещи разные. Если авторитет РПЦ упал, то в результате жесточайших испытаний, выпавших за последние годы народу, общая религиозность выросла из-за иллюзорно-компенсаторной функции религии.

Работа Думы

Вполне естественным было то, что при таком избирательном законе и такой организации выборов, максимум мандатов в Думе получат сторонники самодержавия. Вот как распределились места в Думе: Кадеты - 179 мест, октябристы - 16 мест, беспартийные депутаты - 105, депутаты представляющие крестьянство ("трудовики") - 97 мест, социал-демократы - 18, представители национальных окраин- 68. Эсеры и монархисты в Первую Думу не попали вовсе.

Так как желание устроить земельный вопрос было обоюдным, как со стороны либералов, так и социал-демократов с трудовиками, Первая Дума выдвинула законопроекты, включающие предложения немедленного наделения крестьян землёй за счёт казённых, монастырских и помещичьих владений. Либералы и часть социал-демократов, следовали в этом вопросе чисто своим теориям построения капитализма в России в полном соответствии с западными экономическими теориями. Трудовики же опирались на положения, выработанные Крестьянским союзом.

Все эти законопроекты правительством были отвергнуты. Через два месяца своего существования, Дума была разогнана специальным указом царя. Работа второй думы также оказалась недолговечной она успела проработать с февраля по июль 1907г. Причина разгона та же - полное неприятие её деятельности самодержавием.

Государственная Дума вошла в 1906 г. в неминуемый конфликт со всем политическим устройством самодержавия и потому, что депутаты, связанные с крестьянством, привнесли в работу Думы общинное начало, идущее от традиций самоуправления.

Третья Дума

Несмотря на дискриминационную систему выборов, способствовавших совершенно непропорциональному представительству слоёв общества в Думе, уже первая и вторая Дума показали серьёзный настрой общества на реформы.

После её разгона царским правительством была существенно скорректирована система выборов, чтобы протащить в депутаты как можно больше консерваторов и монархистов, которых народ перед этим попросту "прокатил". Новый избирательный закон от 3 июня 1907 года был принят с серьёзным нарушением порядка установленного Манифестом.

Этот закон так изменял пропорции, чтобы увеличить представительство, прежде всего, помещиков. Только в третьей Думе царизму удалось добиться своего - монархисты получили существенную часть мест - 147. В то же время как кадеты и им сочувствующие сократили своё представительство со 179 до 54, а "трудовики" с 97-104(первая и вторая Думы) до 13. Не получили достаточного представительства и социал-демократы с эсерами.

Такой состав Думы устраивал царское правительство, но не устраивал народ. Хоть она и проработала полный срок до новых выборов - 5 лет, но способствовала своими действиями, серьёзной дискредитации властей.

Крестьянский союз и Дума

Хотя между крестьянством и буржуазными либералами-конституционалистами имелись фундаментальные расхождения, выборы в Государственную думу породили в среде крестьян большие надежды на мирное разрешение земельного вопроса.

Подавляющее большинство крестьян приняло участие в выборах, хотя революционные партии и беспартийный Крестьянский Союз их бойкотировали. Тогда, в момент поражения революции, все "политические" и активисты были из деревни вычищены - арестованы, высланы или посажены в тюрьмы. Крестьяне "голосовали сердцем", никто на них не влиял.

Избрание в Думу большого числа беспартийных крестьян обрадовал власти - считалось, что политика Думы будет благодаря этому консервативной и монархической. Но они жестоко ошиблись, оказалось, что прав был Ленин. Крестьяне оказались настроенными явно социалистически.

Правительство сразу же постаралось "приручить" крестьянских депутатов. На деньги МВД для них было организовано прекрасное общежитие и роскошный стол по баснословно дешевым ценам. С другой стороны, в свою фракцию крестьян старались привлечь кадеты. Получилось наоборот - крестьянские депутаты объединились в Трудовую фракцию и выдвинули именно те требования, что выдвигались Крестьянским Союзом.

Вопрос: какие требования выдвигал Крестьянский Союз? Каков был их идеал общества?

После разгона I Думы было запрещено вновь избирать ее депутатов. Ни партии, ни другой внепарламентской организации, которая могла бы обеспечить преемственность программы, у крестьян не было. И, тем не менее, депутаты от крестьян во II Думе вновь образовали фракцию, вдвое более многочисленную, чем в первой! Они вновь повторили все требования трудовиков, проявив полную враждебность по отношению к начавшейся реформе Столыпина. Их поддержала казачья фракция.

Новый избирательный закон почти не пропустил крестьян в III Думу. Но и немногие депутаты-трудовики (часто сельские учителя, выдвинутые общинным сходом) повторили в этом "заповеднике консервативных помещиков" главные крестьянские требования - передел земли, выборность государственных чиновников и отмена столыпинской реформы.

Все это говорит о том, что у крестьян России имелась невидимая для европейского глаза, не выраженная в партиях, но целостная идеология и система общенациональной организации, способная четко выразить главные требования и поддержать своих депутатов, которые их выдвигали. Эта идеология сыграла главную роль в последующей революции 1917 года и построении Советского государства.

Столыпинская реформа


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: