Место России в мировой цивилиз ации

В период средневековья начин ает ся вхождение в мировой исторический процесс снач ала Руси, а за тем и России. Совершенно закономерно встает вопрос: к каком у типу цивилизации ее можно отнести. Дискуссии по этому вопросу не прекращались на протяжении всей российской истории. Решение этого вопроса и м еет не только метод о логическое знач ение в плане и с следов ания истории России, но и политическое, духов но - нрав ственно е. С решением этой


проблемы связан выбор пути развития нашей страны,

определение ее главных ценностных ориентиров.

Рассмотрим основные точки зрения по данному вопросу.

В XIX в. западники (А. И. Гер ц ен, Н. Г. Черны шев ски й, В. Г Белинский, Т. Н. Грановский) предложили рассматривать Россию как составную часть Европы. Они счи т али, чт о Россия, хотя и с некоторым отстав ани е м, развивалась в русле запад н ой цивилизации. В пользу такой точ к и зрения говорят определенные х а ракт еристики Российской истории.

Реформаторская деятельность многих гос у дарственных деятелей (Петра I, Ек атери н ы II, Александра II) была направлена на включение Р о ссии в запад н ую цивилизацию. Большинство населения России исповедует христианство, поэтому по духовным, религиозно - ценностным ори ентациям близко к зап а д н ой цив илизации.

Приверженцы другого подхода относят Россию к восточно й цивилизации. Они считают, что все по пытки приобщ ения России к запад н ой цивилизации закончились неудачно. Россия всегда представляла собой ра зновидн о сть во сточной деспот ии: отсутствие в российском государстве демократических традиций, уваж ения к достоинству ли чности, коллективистский характер народного мент али т ета, цикличность истории (за периодом реформ неизбежное следован ие контрреформ).

Наиболее кр упным течением в истории российской обществ е нной мысли является идейно - теоретическое течение, отстаив а ю щ ее идею самобытнос т и России. Славяно филы (А. С. Хомяко в, K.C. Аксаков, Ф. Ф. Самарин, И. И. Ки риевски й) полагали, что Россия развивает ся по своему собственному историческому пути, который ничего не имеет общего ни с Западом ни с Востоко м. Ид ею само бытности


российской истории они свя з ывали с ис к л ю ч ите л ь н ым своеобразием русской культуры, особенностями общинного устройства соц и альной жизни. Славян офильст во базируется на идеологии панславянизма, в основе которой лежит идея исключительно с ти, о с обенности славянств а. Другим направлением, отстаивающим идею самобытнос т и Росси и является евразийство. Эго те чение сформировалось в 20 е годы XX века среди молодой интеллигенции в эмиграции. Группа молодых российских ученых (Н. С. Трубецкой, П. Н. Севицкий, Г. В. Флоровский) выпустила з a границей несколько сборников, в которых ставилась пр облема поиска смы с ла ро ссийской истории. Евразийцы, в отличие от слав янофилов, наст аив а ли на исключительности Ро ссии и русского этноса. По их мнению, Россия прсдставля ет собой особый тип цивилизации, который отличается ка к от Запада, так и от Востока. Этот особый тип цивилизации они называли евразий с ки м.

В евразийской концепции цивилизационного процесса особое место отводилось географическому фактору, который определяет особенности развития различных стран и народов, их само с ознание и судьбу. Россия занимает громадные п ространства Европы и Ази и, которые способствовали созданию своеобразного культурного мира. Значительн ая роль в а р гументации евразийцев принадлежит особенностям этногенеза русской нации. Русский этнос формировался не только на основе славян ск ого этноса, но и под сильн ы м влиянием тю рк с к их и угро - финнских племен. Особо подчеркивалось влияние на российску ю историю и русское самосоз н ание восточного, тюрско - татарского элемента, связанного с монголо - татарским игом.


Идеи евразийцев разделял известный русский филосо ф Н

. А. Бе рдя е в.

Рассмотренные концепции имеют сегодня немало сторонн иков среди историков, политологов, политиков и публицистов. Проблема места России в мировой цивилизации по - преж нему остает ся н е решен ной.

Для ст удентов, изучаю щих вузовский курс истории Отечест в а, ва жно поня ть своеобразие пути России в контек ст е истории мировой цивилизации.

Тема III. ДРЕВНЯЯ РУСЬ: ИСТОКИ ГОСУДАРСТВЕ ННОСТ И


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: