Образование Древнеру сского государства

В отечественной и с ториографии большое внимание уделяется изу ч ению предпосылок и процесса стано вления государства у восточных слав ян. Вни м ани е историков к этим проблемам св яз ано прежде вс его с тем, что начальный период


образования государства у восточных слав ян мало отражен в источниках. Основным и источниками по этому вопросу являют ся летописные сообщения, носящи е нер е дко черты легенды.

Самые ранние летописи связывают начало Р у сского государства с княже н ие м Кия, считав шегося основателем Киева и Киев ского княжества. Эта легенда была з а п и сана в армян с к о й хронике уже в VIII в. Другие летописцы началом государственно сти счи т али " признание варяг о в ”. Летописный рассказ о призвании в 862 году 1 на княжение в Новгороде варяжских князей Рюрика, Синсуса и Трувора послужил основанием для создания так называемой норманской теории возникновения Русского государства. Она появилась в XVIII в. и была сформулирована немецкими учеными Иоганном Готфридом Байером и Герхардом Фридрихом Шлетцером.

Норманизм отвечал тог да политическим интересам Голштинской династии, которая со вт орой половины XVIII в. под фамилией Романовых пр авила в России. Норманисты отрицали роль внутренних ф а кторов в стан овлении русско г о государства. Они утверждали, что норманцы - скандинавские викинги (на Руси их называли варягами) создали Русск о е государство. Спор в исторической ли тературе между норманистами и их противниками зат янулся на ст олетия. Норманистскую теорию критиковали М. ВЛомоносов, русские историки Ю. М. Всислин, И. Е. Забелин, Н. И. Костомаров,

академик Б. А. Рыбаков и др. В современной отечественной и

1 Изучая историю Древн е й Руси, следует учитывать тот факт, чо большинство летописных лат IX-XI вв. условны, т. к. они

являют ся результатом хрон ологических выкладок летописцев

более поз д не го времен и (XI-XII вв.), а не погодными записями современников


зарубежной и с ториографии существует неонорманизм, не отрицающий роль внутренних факторов в создании государств а на Руси, но несколько преувеличивающий роль варягов в эт о м процессе.

В лег е нде о призввании варягов до си х пор многое неясно. Большинство историков приз нает в ы мышленность Синсуса и Трувора, так как древнесканди навские слова " синс хус трувер " означают не име н а братьев Рюрика, а переводятся " с домом и дружин ой ". Историчность же Рюрика не отрицает ся, потому что в исландских сагах IX в. имеются упоминания о да тском конунге Рюрике Фрисландском.

Серьезн ого вл ияния на ход русского ис торического процесса и на развитие русской культу ры варяги не о к аз али.

Русское государство образовалось из племенных объединений восточных славян 1. Складывание государства шло параллельно с процессом формирования древнерусской народности, ядром которой ст али славя н ские племена, проживаю щие в VI в. на территори и лесост епной полосы от Киев а до Ворон ежа.

Отрывок первоначального летописного текста, уцелев ший в " Повест и временных лет ", позволяет определить размеры государства Руси первой половины IX века. В его состав входили следу ющие племенные союзы, имев ши е ранее самосто я тельные княжения: поляне, северяне, древляне. драговичи, полочане, новгородские славяне. Кроме того, летопись перечисляет до полутора десятков финно - угорских и балтийских племен, плативших дань Руси. Русь этого времени

представляла собой обширное государство, объединившее уже

1В глубокой древности восточное славянство состоя ло из 100-

200 небольших племен


половину восточнослав янских племен и собиравшее дань с народов Поволж ья и Прибалтики.

Накану не призвания варяг о в в Новгороде правил старей шина Гостомысл. Он пригласил к себ е на службу норманского коненгу Рюрика с дружин ой. После смерти Гостомысла Рю рик захватыв ает власть в Новгороде. Рюрик умирает, не оставив наследников, и власт ь в Новгороде берет в свои руки предводитель одного из варяжских отрядов Олег (882-912 гг.), по некоторым источникам родственник Рюрика. Игорь, сын Рюрика, согласно летопи си, был тогда малолет ним. Олег начал объединение восточнославянских пле мен за пределами Новгородской земли.

В 882 г. он с дружи ной отравился на юг, взял Любе ч, служив ший своего рода северными воротами Киев ского княжест ва. Из Любе ча Олег приплыл в Киев, где ему обманом и хитрост ь ю удалось убить киев ского князя Аскольда и захватит ь власть. Объединение под властью одного князя Киев а и Новгорода, важнейши х центров двух основных ветвей восточного славянст в а, было важн ейши м этапо м развития древнерусской государственно сти. Если до взятия Киева Олегом можно говорит ь о существов а нии государст венност и на Руси, то с этого мо мен т а уже можно говорит ь о существов а нии Древнер у сского государства.

Таким образом, Киев станови т ся центром объединенного государства.

Вопрос об этническом происхождении княжеской дина стии не являет ся важным в изучении проблемы генезиса государственно сти у восточных слав ян. Известно, что версия об иноземном происхождении власти типична для древности и среднев е ковъя (рассказ ы об основании Рима бра т ь я м и Ромулом


и Рэмом, о признании брит гами англо - саксов и создании Английского государства и т. п.). Важно другое: государственно сть не может быть предметом экспорта или импорта. Возникновение государства - закономерный проце с с многовекового исторического пути н а рода. Даже исходя из логики самой легенды, можно заметить, что для того, чтобы пригласить на княжение, надо уже иметь у себя эту форму власти. Славян е и варяги находились в IX в. примерно на одной стадии социального ра звития. Синхронность развития позволила славянам приглашать на Русь варяжски х конунгов с дружинами. В исто рии из вестны факты, когда норманск ие князья захваты вали власт ь на Руси. Варяги быстро асси мили ровались с местным населением. Возвращаясь в Швецию, они приносили с собой русски е вещи, русски е технические пр иемы в гончарном деле. Позднее швед ск ие короли чеканили монеты по образцу русских монет. В ск андинавск и х сагах сохранились воспоминании о богатствах " стр а ны городов " - Руси.

В совр еменной историографи и вопрос о социально - политическом строе Древнер у сского государства является спорным. Чтоб ы рассмотреть его, необходим о остановиться на тех источниках, которыми располагают историки для его характеристики. В основном это своды законов Руси. Древнейшим из них являет ся Русск ая правда. Под этим общим названием известны три памятника: Крат кая Правда, являю щ ая ся древней ш ей; Пространная, относя щая ся ко второй половине XII в., и Сокращен ная, основанная на Пространной правде, а также на некоторых, не дошед ших до нас, законодательных актах более раннего времен и. Краткая Пр авда делится, в свою очередь, на Правду Ярослава (ок. 1016 г.), Правду Ярославичей (2- я половина XI в.) и дополнительные


статьи. Отдельные юридические норм ы содержат ся во включенных в текст летописи договорах Олег а (911 г.) и Игоря (444 г.) с Византией. В этих догов орах упоминается более ранний юридический документ - " закон русский ", который учитывался в делах, затрагивавши х споры византийцев и русских. " Повесть временных лет " (древнейшая дошед шая до нас летопись) в основном со держит св еден ия, относящи еся к политической истории, но она также дает мат е риал и для изучения социального строя.

Основным населением страны были свободн ы е общинники, " люди ", как их называет Русск ая Прав да.

На Руси имелся целый ряд категорий крест ьян, зависи мых от землев ладельц е в. Ср еди них - смерд ы, холопы, челядь, закупы, рядовичи.

Сущест вует мн ого гипо тез о социальной сущности смердов, но большинство исследоват елей считают, что смерды были свободн ы ми или полусвободными княжескими данниками, несшими повинности в пользу кн язя. Су ществов а ло право " мертво й руки ", по которому после смерти смерда, не оставив шего потомков муж с кого пола, его имущество переходило к князю. Кроме то го за у б ийство людина полагался штраф в размере 40 гривен, а за убийство смерда всего лишь -

5. Это подтверждает неполноправное положение смердов.

Значительное место Р у сск ая Правда уделяет рабам. Они были известны под разными названиями: челядь и холопы. Исследователи по - ра зному решают вопрос о соотнош е нии челядинной и холопьей зависимости. Возможно, " челядь ” - термин более раннего периода, который некоторое время существ о вал одновременно с более но вым термином " холоп ". Холопы были полностью бесправной категорией населения.


Они не имели нрава свидетельствов ать на суде. За убийство холопа господин не отвечал пе ре д суд о м, а подвергался церковному покоянию. Вопрос о холопах наиболее детально излагается в Пространной Правде (XII в.). В это время уже известн ы два вида холопства: обельное (полное) и неполное. Источн иками обельного холоп ства были: плен, а также продажа себя в хол о п с т в о. Холопом ст ановился человек, женившийся на рабыне.

Пространная Правда упомин ает закупов, воспринимавшихся как непо лные, необельные холопы. Это сравнит ельно поздняя категория зави симых людей, возникшая только в XII в. Закуп - разорившийся общинник, пошедши й в долговую каб а лу к князю или его друж иннику за ка кую - то ссуду (" купу "). Получив ссуд у, он должен был работать на господина. Хозяин имел право подвергать заку па телесным на ка з а ния м; попытка к бегству наказывалась превращением в обельного холопа. Закуп отличался от раба: он имел право выкупаться на волю, вернув купу. Закуп продолжал вести свое хозяйство. Такое положение закупа, лишенного личной свободы, но не отделенного от сред ст в производства, бл изк о к положению будущего крепостного крестьянина.

Другой категорией зависимого населения были рядовичи, т. е. лю ди, вынужденные заключит ь с госполином ка кой - то договор (" ряд "), и выполнять различные работы согласно этому ряду. Рядовичи часто исполняли роль мелких административных агентов своих господ.

Сущест вовало еще несколько терминов, обозн а чивших различные категории неполноправного населения: " изгой " - человек, порвавший свя з ь с общиной, " пущенник " - отпущенный на волю раб и др.


В историографии остает ся спорным вопрос о времен и возникновения феодального землевладения на Руси. Некоторые авторы относят его появление к IX- Х вв., но большинство полагает, чго феодальн ая вотчина образует ся в первой полов ине XI в. Имею тся и другие точки зрения. Так, историк И. Л. Фроянов считает, что в древнерусском обществе IX-XI вв. существ о вало несколько социально - экономических укладов, ни один из которых не был преобладающим. Большинство отечест в енных исследователей считает Древнюю Русь раннефеодальным государством. Ранн ефеодальное общество не тождест венно феодальному. В нем еще не развились до зрело г о состоян и я основные характерные черт ы фео д ализма и продол жают существовать многие явления, характерные для родоплеменных отношений.

По устройству сист емы государственной власти Киев ску ю Русь мо жно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял ве л и к и й киев ски й князь. На Руси признавался родов о й сюз е р е нитет. Власт ь над территорией принадлежала всему роду Рюриковичей, но это не означало коллект ивного управ л ения. Старши м был великий Киевски й князь, которому подчинялись князья подвластных земель. Его сыновья, братья сидели наместниками в главных городах и платили дань. Наследование шло по прямой нисходящий мужской линии.

Велики й киевский князь был законодателем, во енным предводителем, верховным c удьей, адресатом да ни. Князя окружала дружина. Дружинники жи ли на княжеском дворе, пировали вмест е с князем, участвовали в походах, делили дань и военную добычу.


Различают два вида отношений межд у властью и подданными: вассальные и подданнические. Отношения князя и дружинников были далеки от отношений подданства. Между ними установились в а ссальны е отношения. Кн язь сов е товался с дружной по все м вопросам. Дружи на делилась на стар шу ю (мужи) и млад шую (гриди, отроки, ча дь). Наиболее уважаемые, старши е дружинники состав ляли постоянный совет, " думу " при князе и назывались боярами. Бояре часто вы ступали в рол и воевод, а младшие дружинники исполняли обязанности младших администраторов: мечников (судебных исполнителей), вирников (сборщиков штр а фов) и др.

Появление дружины как постоянной военной силы было шагом на пути изживания характерного для периода родоплеменного строя в сеобщег о вооружения народа.

Княж еская вл ас ть была ограничена элементами сохранившегося народного самоуправления. Народное собрание

– вече активно действовало в I Х -XI вв. и позднее. Народные старей шины - " старцы градск ие ” - уч аствов а ли в княжес кой думе.

В руках Киев ск ого князя были значит ельны е военные силы. Они состояли из войск вассальных князей и бояр, из собственной дружины. В особых случаях соб и ралось народн о е ополчение.

В Древней Руси был флот, действов авший на реках и на

Черном море.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: