Тема 4. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Беларуси с IX по XVIII век

Информационный блок:

Ф. Скорина – выдающийся деятель белорусской культуры 16 века, основатель белорусского и восточнославянского книгопечатания. Его разносторонняя деятельность имела общеславянское значение. Ученый, писатель, переводчик и художник, доктор философии и медицины, гуманист и просветитель Скорина оказал значительное воздействие на развитие многих сфер белорусской культуры. Ф.Скорина родился в Полоцке. Точная дата его рождения неизвестна. Предполагают, что он родился около 1490 г. Предположение это опирается на существование в те времена обычая отдавать на учебу в университеты мальчиков, как правило, в возрасте 14 – 15 лет. Но на возраст школяра руководство университетов не особенно обращало внимание. Год рождения не записывался, очевидно, это не имело существенного значения. Предполагают, что первоначальное образование Ф. Скорина получил в доме родителей, здесь научился читать по Псалтыри и писать кириллическими буквами. От родителей он перенял любовь и уважение к родному Полоцку, название, которое позднее всегда подкреплял эпитетом «славный». Чтобы заняться наукой, молодому человеку потребовалось освоить латынь – язык науки того времени. Поэтому есть основание предполагать, что он должен был определенное время учиться в школе при одном из католических костелов в Полоцке или в Вильно. В 1504 г. он отправляется в Кракоский университет и занимается там свободными науками. Через 2 года (в 1506) получает первую ученую степень бакалавра. Чтобы продолжать учебу, Ф. Скорине необходимо было получить еще и степень магистра искусств. Это он мог сделать в Краковском или в каком-либо ином университете (точных сведений не обнаружено). Степень магистра вольных искусств давала право Ф. Скорине поступать на самые престижные факультеты университетов Европы, которыми считались медицинский и теологический. Это образование уже позволяло получить должность, которая обеспечила ему спокойную жизнь. Предполагают, что около 1508 г. Ф. Скорина временно служил секретарем у датского короля. В 1512 он уже в итальянском городе Падуе, университет которого славился не только медицинским факультетом, но и как школа ученых-гуманистов. На заседании медицинской коллегии университета в костеле святого Урбана было принято постановление о допуске бедного, но способного и образованного русина Франциска Скорину к экзамену на получение ученой степени доктора лекарских наук. Два дня в диспутах с выдающимися учеными защищал Ф. Скорина свои научные тезисы и 9 ноября 1512 единогласно был признан достойным высокого звания ученого-медика. Это явилось знаменательным событием в его жизни и в истории культуры Белоруссии – купеческий сын из Полоцка подтвердил, что способности и призвание более ценны, чем аристократическое происхождение. После ученого триумфа сведения о Ф. Скорине снова теряются на целых 5 лет. Где-то между 1512 и 1517 Ф. Скорина появляется в Праге, где с времен гуситского движения существовала традиция использования библейских книг в формировании общественного сознания, установлении более справедливого общества и воспитании людей в патриотическом духе. Высказывают гипотезу, что Ф. Скорина еще после завершения обучения в Краковском университете мог жить и продолжать учебу в Праге. Ведь для перевода и издания Библии ему необходимо было познакомиться не только с чешской библеистикой, но и основательно изучить чешский язык. Поэтому избрать Прагу местом для организации книгопечатания мог только тот, кто знал ее научно-издательскую среду. В Праге Ф. Скорина заказывает печатное оборудование, приступает к переводу и комментированию книг Библии. Образованный и деловитый полочанин положил начало белорусскому и восточнославянскому книгопечатанию.

Таблица 11.

Школы Беларуси в составе ВКЛ и Речи Посполитой

Типы школ Организатор Дата Категория населения
Католические Иезуитские (коллегии, академии)   Орден иезуитов   16-18 вв.   В первую очередь для шляхты
Пиарские Орден пиаров Нач.18 в. Всесословные
Других орденов (бернардинцев, доминиканцев, кармелитов и др.) Католические ордена   Для различных категорий населения
Униатские школы Орден базилиан С 1569 г. Для бедного населения
Протестантские школы (лютеранские, кальвинистские, арианские) Магнаты-протестанты 17- нач. 18 вв. Для различных категорий
Братские Братства Конец 16- перв.пол. 17 вв. Всесословные

Контрольный блок:

Заполните таблицу 12:

Просветитель Годы жизни Содержание деятельности
    Церковный деятель, один из основателей минского православного братства, преподавал в Виленской братской школе, был ректором Киевской братской школы впоследствии Киево-Могилянской Академии. Автор 3-й грамматики словенской.
    Просветитель, идеолог реформационного движения в Белоруссии и Литве. Издал первый печатный учебник для школы на территории Белоруссии. Выступал за предоставление права на образование для всех сословий. Осужден как еретик (1582).
    Церковный и общественный деятель, педагог, писатель. Организовал в Москве Спасскую латинскую школу и преподавал в ней. Был учителем царских детей. Открыл в Кремле типографию, первым изданием которой стал «Букварь языка словенского». Подготовил проект Устава Славяно-греко-латинской академии.
    Украинский и белорусский просветитель, переводчик, учитель братских школ в Бресте, Львове, Вильно, автор печатной азбуки, «Катехизиса», «Грамматики словенской» с рисунками в тексте. С 1619 г. преподаватель школы в Киево-Печерской лавре.
    Восточнославянский первопечатник, ученый-просветитель. В 1517-19 г. в Праге в организованной им типографии выпустил 20 изданий. Первым был Псалтырь. В 1522 г. организовал типографию в Вильно, где за три года выпустил 22 книги. Перевел всю Библию на славянский язык. Отстаивал идею распространения грамоты среди простого населения.

(Н.Гусовский, И.Капиевич, В.Тяпинский, С.Соболь, Л.Зизаний,С.Полоцкий, М.Смотрицкий, С.Будный, Ф.Скорина, К.Лыщинский)

Разгадайте кроссворд:

                     
         
                     
                     
                 
                     
                 
                     
                     
                     
               
                 

1. Выдающийся проповедник ХП века, епископ в одном из городов Беларуси. 2. Сокращенное название государства, возникшего на территории Беларуси в середине ХШ века. 3. Название собора в Полоцке, при котором находилась богатейшая библиотека. 4.Светское имя Ефросиньи Полоцкой. 5. Белорусский просветитель и первопечатник. 6. Итальянский университет, который закончил Ф.Скорина. 7.Наихудший, по мнению К.Туровского, из человеческих пороков. 8. Печатный учебник для школы, изданный С.Будным на древнебелорусском языке. 9. Магнат, создавший в Слуцке кальвинистское училище, прозванное «Слуцкими Афинами». 10. Распространенное название иезуитской средней школы. 11. Глава братской школы. 12. Белорусский просветитель, учитель братских школ в Бресте, Вильно, автор печатной азбуки и «Грамматики словенской».

Тема 5. Школа и педагогика в странах Западной Европы в XVII – XVIII веках

Информационный блок:

Таблица 13.

Возрастная периодизация Ж.Ж.Руссо

Возраст Период Задачи воспитания Средства воспитания
0-2 Младенчество Забота о физическом развитии Грудное вскармливание. Не следует отнимать у ребенка свободу.
2-12 Детство Период «сна разума» Развитие внешних чувств ребенка, укрепление здоровья Учить пока не стоит. Велика воспитывающая роль примера
12-15 Отрочество Умственное и трудовое воспитание Выбор предмета исходя из интересов ребенка, использование наглядности., труд как основное воспитательное средство.
15-18 Юность Период «бурь и страстей» Нравственное воспитание (воспитание добрых чувств, добрых суждений, доброй воли) Наблюдение картины человеческих страданий, горя, нужды, добрых примеров. Изучение биографий великих людей, истории. Совершение добрых дел

Контрольный блок:

1. Дайте определение следующих понятий: дидактика, дидактические принципы, классно-урочная система, естественное воспитание, метод «естественных последствий», академия, гимназия.

2. Заполните таблицу 14 «Педагогические труды Я.А.Коменского»

Труд Год издания Жанр Адресат Аннотация Значение
Великая дидактика         Теоретическая база средней ступени образования
Открытая дверь языков и всех наук   Учебник латинского языка      
Всеобщий совет об исправлении дел человеческих          
Материнская школа       Рекомендации по воспитанию детей дошкольного возраста  
Мир чувственных вещей в картинках          

3. Вставьте пропущенные слова:

Д. Локк, известный … философ, политический деятель и педагог. Более 30 лет его жизни были связаны с … университетом, где в разные годы он преподавал греческий язык, риторику, этику. В своем основном философском труде «…» (1690) Локк разработал эмпирическую теорию познания, исходный пункт которой – принципиальный отказ от концепции существования врожденных идей и обоснование опытного происхождения человеческого знания. По его мнению, человек появился на свет, будучи … доской (tabula rasa), готовый воспринимать окружающий мир посредством своих чувств, через внутренний опыт. Отсюда вытекала идея о решающей роли воспитания. Педагогическая система Дж. Локка изложена в трактате «… … о …» (1693). Цель воспитания - подготовка «…», делового человека, умеющего разумно и прибыльно вести свои дела. Программа воспитания включает три аспекта: … воспитание, воспитание души или … воспитание и образование. Помимо родного языка считал необходимым изучение … языка, латыни, арифметики, истории, географии, геометрии. Подготовил «Записку о … …» (1696), где предлагал создать для детей бедняков сеть приютов.

4. О каком французском философе идет речь?

А) В книге «О человеке, его умственных способностях и его воспитании» трактовал воспитание как совокупность всех условий жизни индивида. Отрицал наличие у человека врожденных идей и способностей и считал, что различия в человеческих воззрениях, идеях, умственных способностях зависят от влияния внешней среды. В его взглядах выделяются четыре основные идеи:

- характер воспитания определяет политическая система;

- врожденное равенство всех людей;

- движущей силой индивидуального развития является личный интерес;

- воспитание – направляющая сила в развитии интересов.

Был последовательным сторонником общественного воспитания, которое, будучи организовано государством, может сформировать из людей патриотов, обеспечив их счастье и благополучие нации. Он полагал, что схоластическая школа, в которой детей одурманивают религией, не может воспитать здравомыслящего человека. Школу необходимо сделать светской и государственной, уничтожить монополию дворян на образование.

Б) Не получивший систематического образования, благодаря постоянному самообразованию, он стал одним из самых просвещенных людей своего времени. Был сторонником верности природе («естественности»). Основу его мировоззрения составляют: естественное право, естественная религия, естественное воспитание. По своим взглядам был деистом, т.е. признавал бога как первопричину и творца вселенной, развивающейся после сотворения по своим естественным законам. Поэтому отвергал обряды, церковь, богослужение и само духовенство. Цель воспитания видел в подготовке к жизни в обществе и считал, что правильно поставленное воспитание есть средство разрешения коренных социальных проблем. Считал, что воспитание получают из трех источников: от природы; от окружающей среды; от вещей. Правильным будет такое воспитание, при котором все эти три фактора действуют согласованно, в одном направлении. Следуя принципу природосообразности, в своем основном педагогическом труде предложил возрастную периодизацию. Его педагогические идеи были необычны и радикальны для своего времени. Тотчас после выхода в свет его педагогический трактат оказался под запретом, а спустя 10 дней после публикации парижский тираж сожгли на костре.

5. Разгадайте кроссворд.

                     
             
             
                         
               
                       
                 
               
                       
               
                         
                   

1. Автор трактата «О человеке, его умственных способностях и его воспитании». 2. Французский философ, приглашенный Екатериной П в Россию. 3. Мужское имя, ставшее заголовком известного труда Руссо. 4. Издание, вокруг которого объединились французские философы. 5. Родной город Руссо. 6. Что нас делает тем, чем мы есть по мысли К.А.Гельвеция. 7. Один из трех факторов воспитания по Руссо. 8. Научно обоснование отрицание религии, приверженцами которой были Руссо и Гельвеций. 9. Философское учение, признающее ощущения единственным источником познания. 10. Школьный предмет, против которого выступал Гельвеций, призывая покончить с его засильем в школе. 11. «Золотое правило дидактики». 12. Перерыв занятий в учебных заведениях.

6. Кому из философов принадлежат следующие высказывания?

«Воспитание делает нас тем, чем мы являемся» (---------)

«Воспитание не всесильно, но оно означает очень многое» (-----)

«Труд есть неизбежная обязанность общественного человека» (-----)

«Истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях» (-----)

7. Подготовьте биографию Я.А.Коменского по нижеприведенной схеме (дата рождения, семья, образование, род занятий, жизнь и деятельность в Польше, Венгрии, Голландии и т.д.)

8. Выберите правильный ответ:

1. Заслуга теоретической разработки и обоснования классно-урочной системы принадлежит:

а/ Песталоцци б/ Дистервегу в/ Гербарту г/ Коменскому

2. Принцип обучения, известный под названием «золотого правила дидактики»?

а/ сознательности б/ наглядности в/ прочности г/ системности

3. Какая из ниже перечисленных работ принадлежит Ж.Ж. Руссо:

а/ Великая дидактика б/ Мысли о воспитании в/ Эмиль или о воспитании г/ Мир чувственных вещей в картинках

4.Основной труд Я.А. Коменского:

а/ Великая дидактика б/ Родное слово в/ Педагогическая энциклопедия г/ О воспитании

5. Автором концепции воспитания джентльмена::

а/ Руссо б/ Локк в/ Гельвеций г/ Дистервег

6.Автор возрастной периодизации, определивший для каждого возрастного периода тип учебного заведения:

а) Базедов б) Руссо в) Дидро г) Коменский

7. Основоположник метода «естественных последствий»:

а) Песталоцци б) Руссо в) Локк г) Гельвеций

8. Автор книги «Мир неизвестных вещей в картинках»::

а) Дж. Локк; б) Д. Дидро; в) Я.А. Коменский; г) Ж.-Ж. Руссо

9. Какой тип учебного заведения соответствовал у Коменского юности (12 – 18 лет)?

а) академия; б) материнская школа; в) школа латинского языка; г) школа родного языка

10. Кто у педагогов считал, что должность учителя «настолько превосходна, как никакая другая под солнцем»?

а) Ж.-Ж. Руссо; б) Я.А. Коменский; в) Дж. Локк; г) Д. Дидро

11. Какой новый учебный предмет предложил Дж. Локк для воспитания джентльмена?

а) чтение; б) письмо; в) бухгалтерия; г) родной язык

12. Кому принадлежит высказывание: «Девять десятых людей делаются такими, какие они есть, только благодаря воспитанию»?

а) К.А. Гельвеций; б) Д. Дидро; в) Дж. Локк; г) Я.А. Коменский

13. Кто из русских правителей предложил Д. Дидро составить «План университета для России»?

а) Петр I; б) Екатерина II; в) Павел I; г) Николай II

14. произведение Ж.-Ж. Руссо:

а) Мысли о воспитании; б) Эмиль, или о воспитании; в) Энциклопедия г) Об управлении человеческим разумом

15. Автор теории естественного свободного воспитания:

а) Ж.-Ж. Руссо; б) Дж. Локк; в) Я.А. Коменский; г) Д. Дидро

8. Прокомментируйте высказывания педагогов:

«Доколе мы будем жаждать чужих школ, книг, дарований?... Или вечно будем мы, как здоровые нищие, выпрашивать у других народов разные сочиненьица, книжицы, диктовочки … Зачем мы всегда лишь в чужих колодцах ищем воды? Зачем мы не открываем своих собственных источников?» (Я.А.Коменский).

«… какие бы наставления не давали ребенку и какими мудрыми бы уроками благовоспитанности ни пичкали его ежедневно, наибольшее влияние на его поведение будет оказывать компания, в которой он находится, и образ действий тех, кто ходит за ним» (Дж.Локк).

«Если отменить в школах выходные дни, во время которых ребенок отправляется к своим родителям скучать и отвлекаться от своих занятий, и если удлинить время ежедневных рекреаций, то ребенок сможет каждый день посвящать 7 или 8 часов серьёзным занятиям и 4 или 5 часов – более или менее сильным физическим упражнениям. Он сможет одновременно укреплять и свое тело и свой дух» (К.А.Гельвеций).

«Если занятия учителя будут оплачиваться хорошо, если его профессия будет почитаться, если получаемое им вознаграждение будет единственным источником его существования и если он знает, что, потеряв должность, он лишится уважения и средств к жизни, ручаюсь, что учитель будет добросовестным и приложит усилия, чтобы казаться каким» (Д.Дидро).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: