Информационный блок:
Таблица 15.
Этапы развития образования в России в ХУШ веке
Этапы | Годы | Содержание |
Первая четверть ХУШ века | Создание первых светских школ, дававших практические знания | |
1730-1756 | Возникновение закрытых дворянских учебных заведений, формирование системы дворянского образования. Борьба Ломоносова за создание университета и общенародной системы образования | |
1766-1782 | Развитие просветительских идей, возрастание роли университета | |
1782-1786 | Школьная реформа, первая попытка создания государственной системы народного образования |
Контрольный блок:
1. Заполните таблицу 16 « Учебные заведения в России ХУШ века»
Тип учебного заведения | Год создания | Цель создания | Контингент обучаемых | Основатель |
Цифирные школы | ||||
Смольный институт благородных девиц | ||||
Академия наук | ||||
Московский университет | ||||
Сухопутный шляхетский корпус | ||||
Народные училища |
2. Заполните пропуски:
|
|
А) Московский университет был открыт в … году. Его создание связано с именем …. Заручившись поддержкой фаворита Елизаветы графа Шувалова, он составил план университета и программу обучения. Московский университет отступил от западноевропейской традиции: в нем отсутствовал … факультет. При университете функционировали две гимназии: одна была предназначена для …, другая – для …. В гимназиях была введена … … система обучения. Демократический характер университета проявлялся в том, что отсутствовала … за обучение, ректор и деканы не назначались, а ….
Б) … долгое время жил за границей. В 1762 г. Екатерина П пригласила его в Россию, где он занял должность президента Академии …. В 1763 г. он представил план школьной реформы «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества», в котором изложил свои взгляды на воспитание, сложившиеся под влиянием идей западноевропейских просветителей …, …, …. Надеялся воспитать «новую породу людей». Создал систему закрытых сословных учебно-воспитательных учреждений для детей от … до … лет. По его проектам открываются воспитательное … при Академии художеств, коммерческое … в Москве. Особое значение придавал женскому образованию. В 1764 году по его инициативе было открыто первое женское воспитательно-образовательное учреждение … … … ….
3. Заполните таблицу 17 «Российские просветители ХУШ века»:
Просветитель | Образование | Род деятельности | Цель воспитания | Педагогические идеи | Труды |
В.Н.Татищев | |||||
М.В.Ломоносов | |||||
Н.И.Новиков | |||||
И.И.Бецкой | |||||
Л.Ф.Магницкий |
4. Разгадайте кроссворд:
|
|
1. Основатель Смольного института благородных девиц. 2. Первый русский естествоиспытатель, просветитель, поэт, историк. 3. Тип школы, созданный по указу Петра 1 при уральских заводах. 4. Украинский просветитель-гуманист. 5. Название учебного пособия М.В.Ломоносова, первой в России хрестоматии по мировой литературе. 6. Основной принцип, положенный в основу российской системы образования ХУШ века. 7. Сатирический журнал, который выпускал русский просветитель Н.И.Новиков. 8. Главный идеолог школьной реформы 1782-1786 гг. в России. 9. Название учебного заведения для третьего сословия, которое планировалось создать в ходе реформы 1782-1786 гг. 10. Зарубежный университет, в котором учился М.В.Ломоносов. 11. Российский просветитель, заключенный в Шлиссельбургскую крепость после подавления восстания Пугачева.
5. Подготовьте доклады на тему:
«Киево-Могилянская академия»,
«Славяно-греко-латинская академия»,
«История создания Московского университета».