Модель Р.Б. Кеттелла

Предложенная Р. Кэттеллом модель может быть лишь условно отнесена к группе иерархических априорных моделей. Он выделяет три вида интеллек-ту­альных способностей: общие, парциальные и факторы операции.

Два фактора Кэттелл назвал «связанным» интеллектом и «свободным» (или «текучим») интеллектом. Фактор «связанного интеллекта» определяется сово­купностью знаний и интеллектуальных навыков личности, приобретен-ных в ходе социализации с раннего детства до конца жизни и является мерой овладения культурой того общества, к которому принадлежит индивид.

Фактор связанного интеллекта тесно положительно коррелирует с вер-баль­ным и арифметическим факторами, проявляется при решении тестов, требующих обученности.

Фактор «свободного» интеллекта положительно коррелирует с фактором «связанного» интеллекта, так как «свободный» интеллект определяет первич­ное накопление знаний. С точки зрения Кэттелла, «свободный» интеллект аб­солютно независим от степени приобщенности к культуре. Его уровень опре­деляется общим развитием «третичных» ассоциативных зон коры больших полу­шарий головного мозга, и проявляется он при решении перцептивных задач, когда от испытуемого требуется найти отношения различных элементов в изобра­жении.

Парциальные факторы определяются уровнем развития отдельных сен-сор­ных и моторных зон коры больших полушарий. Сам Кэттелл выделил лишь один парциальный фактор — визуализации, — который проявляется при опе­рациях со зрительными образами. Наименее ясно понятие «факторов-опера­ций»: Кэттелл определяет их как отдельные приобретенные навыки для решения конкретных задач, т. е. как аналог S-факторов по Спирмену, входя-щих в структуру «связанного» интеллекта и включающих операции, нужные для выпол­нения новых тестовых заданий. Результаты исследований развития познавательных способностей в онтогенезе, на первый взгляд, соот­ветствуют модели Кэттелла.

Действительно, к 50-60-летнему возрасту у людей ухудшается способ-ность к обучению, падает скорость переработки новой информации, умень-шается объем кратковременной памяти и т. д. Между тем интеллектуальные профессиональ­ные умения сохраняются до глубокой старости.

Но результаты факторной аналитической проверки модели Кэттелла по-ка­зали, что она недостаточно обоснована.

Показательно в этом смысле исследование Е. Е. Кузьминой и Н. И. Ми-литанской. Они выявили высокую корреляцию уровня «свободного интел-лекта» по тесту Кэттелла с результатами выполнения батареи тестов общих умствен­ных способностей (Differential Aptitude Test — DAT), с помощью ко-торой ди­агностируются словесное мышление (фактор V по Терстоуну), чис-ловые спо­собности (N), абстрактно-логическое мышление (R), пространст-венное мышле­ние (S) и техническое мышление.

По мнению авторов, фактор «свободного интеллекта» по Р. Кэттеллу со-от­ветствует фактору «G» Спирмена, а первичные факторы Л. Терстоуна соот-вет­ствуют факторам-операциям модели Кэттелла.

Можно предположить, что в ходе структурного исследования невозмож-но (об этом говорит сам Кэттелл) полностью отделить «свободный» интел-лект от «связанного», и они при тестировании сливаются в единый генераль-ный спирменовский фактор. Однако при генетическом возрастном исследо-вании эти подфакторы можно развести.

Уровень же развития парциальных факторов в большей мере определяя-ется опытом взаимодействия индивида с окружающим миром. Однако и в их составе возможно выделить как «свободный», так и «связанный» компонен-ты.

Само различие парциальных факторов определяется не модальностью (слу­ховой, зрительной, тактильной и пр.), а видом материала (пространствен-ный, фи­зический, числовой, языковой и т. д.) задания, что в конечном счете подтвержда­ет мысль о большей зависимости парциальных факторов от уров-ня приобщенно­сти к культуре (или, что точнее, от когнитивного опыта лич-ности).

Однако Кэттелл попытался сконструировать тест, свободный от влияния культуры на весьма специфическом пространственно-геометрическом мате-риа­ле (Culture-Fair Intellegence Test, CFIT). Тест был опубликован в 1958 году (Рис.2). Подробнее об этом тесте будет рассказано позднее.

                                                           
                                                           
    1.         а     b     с     d     е    
          i                                 /    
                                                           
                                                           
    2. А А     а     ь     с     d     е    
        А i i     А     А     А     А     А    
                                                           
                                                           
    3. • •     а     b     с     d     е    
        i     •••     • •     • •     • •        
                                                           

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: