Измерение интеллекта

Вопрос об измерении умственных способностей впервые стал актуаль-ным в конце XIX века. Первым приступил к исследованию интеллекта с на-учной точки зрения сэр Френсис Гальтон (1822-1911). Основываясь как на собственных наблюдениях, так и положениях философского учения Дж. Локка, Ф. Гальтон предположил, что с помощью особенностей сенсорного различения можно оценить ум (интеллект) человека. В 1883 г. он сформу-лировал свою идею измерения ума: «Вся воспринимаемая нами информация о внешних событиях поступает к нам через каналы наших органов чувств; чем более тонкие различия способны воспринимать органы чувств человека, тем больше у него возможностей для формирования суждений и осуществле-ния интеллектуальной деятельности».

В 1884 г. на Лондонской международной выставке медицинского обо-рудования, средств и методов охраны здоровья Ф. Гальтон ознакомил широ-кую публику с созданными им тестами. Измерить свои «способности» мог любой из посетителей открытой им антропометрической лаборатории (Ф. Гальтон полагал антропометрию искусством измерять физические и умствен-ные свойства людей). Тестирование проводилось по семнадцати показателям, в числе которых были сила кисти и сила удара, острота зрения, объем легких; различение цветов, запоминание объектов и др.

Идеи Ф. Гальтона получили дальнейшее развитие в работах амери-канского психолога Дж. Кеттелла. использовавшим в психологической экс-периментатике «интеллектуальный тест». Этот термин после статьи Кет-телла «Интеллектуальные тесты и измерения», опубликованной в 1890 году в журнале «Mind», приобрёл широкую известность. В своей статье Кеттелл писал о том, что применение серии тестов к большому числу индивидов позволит открыть закономерности психических процессов и тем самым при-ведёт к преобразованию психологии в точную науку. Вместе с тем он выска-зал мысль о том, что научная и практическая ценность тестов возрастёт, если условия их проведения будут однообразными. Так впервые была провозглашена необходимость стандартизации тестов для того, чтобы стало возможным сравнение их результатов, полученных разными ис-следователями на разных испытуемых. Кеттелл предложил в качестве образца 50 тестов, включавших раз-личного рода измерения чувствительности, времени реакции, времени, затра-чиваемого на называние цветов, количества звуков, воспроизводимых после однократного прослушивания, и др. Вернувшись в Америку после работы в лаборатории Вундта и чтения лекций в Кембридже, он немедленно стал при-менять тесты в устроенной им при Колумбийском университете лаборато-рии (1891). Вслед за Кеттеллом и другие американские лаборатории начали применять метод тестов. Возникла необходимость организовать специаль-ные координационные центры по использованию этого метода. В 1895 – 1896 гг. В США были созданы два национальных комитета, призванных объединить усилия тестологов и придать общее направление тестологичес-ким работам. Первоначально в качестве тестов использовались приёмы экс-периментально-психологического исследования. По форме они походили на приёмы лабораторного исследования, но смысл их применения был принци-пиально иным. Ведь задачей психологического эксперимента является выяс-нение зависимости психического акта от внешних и внутренних факторов, например, характера восприятия от внешних раздражителей, запоминания – от частоты и распределения по времени повторений и так далее. При тестировании же психолог регистрирует индивидуальные различия психи-ческих актов, не изменяя внешних условий осуществления этих психических актов. Метод тестов получает широкое распространение. Новый шаг в его развитии был сделан французским врачом Альфредом Бине (1857 - 1911), создателем самой популярной для своего времени серии тестов. До Бине определялись, как правило, различия в сенсомоторных качествах – чувствительности, быстроте реакции т.д. Но практика требовала информа-ции о высших психических функциях, обозначаемых обычно терми-ном «ум», «интеллект». Именно эти функции обеспечивают приобретение знаний и успешное выполнение сложной приспособительной деятельности. В 1904 г. Министерство образования Франции поручило Бине за-няться разработкой методик, с помощью которых можно было бы отде-лить детей, способных к учению, но ленивых и не желающих учиться, от страдающих прирождёнными дефектами и не способных учиться в обыч-ной школе. Нужда в этом возникла в связи с введением всеобщего обра-зования. Одновременно потребовалось создание специальных школ для умственно неполноценных детей. Бине в сотрудничестве с Анри Симоном провёл серию экспериментов по изучению внимания, памяти, мышления у детей разного возраста (начиная с трёх лет). Проведённые на многих испытуемых экспериментальные задания были проверены по статистичес-ким критериям и стали рассматриваться как средство определения интеллек-туального уровня. Первая шкала тестов Бине-Симона появилась в 1905 году. Затем она несколько раз пересматривалась авторами, которые стремились изъять из неё все задания, требующие специального обучения. Бине исходил из представления о том, что развитие интеллекта происходит независимо от обучения, в результате биологического созревания. Шкала Бине в последующих редакциях (1908 и 1911 гг.) была пере-ведена на немецкий и английский языки. Вторая редакция шкалы (1908) от-личалась тем, что в ней был расширен возрастной диапазон детей – до 13 лет, увеличено число задачи и введено понятие умственного возраста. Са-мое широкое распространение получила вторая редакция шкалы Бине. Третья редакция шкалы, опубликованная в год смерти Бине, не внесла существен-ных изменений. Задания в тесте Бине были сгруппированы по возрастам (от 3 до 13 лет). Для каждого возраста подбирались определённые тесты. Они счита-лись соответствующими данной возрастной ступени, если их решало боль-шинство детей данного возраста (80-90%). Детям до 6 лет предлагалось по 4 задания, а детям старше 6 лет – 6 заданий. Задания подбирались путём исс-ледования большой группы детей (300 чел.). Показателем интеллекта в шкалах Бине был умственный возраст, который мог расходиться с хронологическим. Умственный возраст опреде-лялся по успешности выполнения тестовых заданий, соответствующих хронологическому возрасту ребёнка. Если он справлялся со всеми задания-ми, ему предлагались задания более старшей возрастной группы. Если он ре-шал не все, а некоторые из них, испытание прекращалось. Если же ребёнок не справлялся со всеми заданиями своей возрастной группы, ему давались за-дания, предназначенные для более младшего возраста. Испытания проводи-лись до тех пор, пока не выявлялся возраст, все задания которого решаются испытуемым. Максимальный возраст, все задания которого решаются испы-туемым, назывался базовым умственным возрастом. Если кроме того ре-бёнок выполнял также некоторое количество заданий, предназначенных для более старших возрастных групп, то каждое задание оценивалось числом «умственных» месяцев. Несовпадение умственного и хронологического воз-раста считалось показателем либо умственной отсталости, либо одарённости. Вторая редакция шкалы Бине послужила основой работы по провер-ке и стандартизации, проведённой в Стэнфордском университете (США) коллективом сотрудников под руководством Л.М.Термена. Этот вариант тестовой шкалы Бине был предложен в 1916 году и имел так много серьёз-ных изменений, по сравнению с основным, что был назван шкалой Стэфорд-Бине. Основных отличий от тестов Бине было два: введение в качестве пока-зателя по тесту коэффициента интеллектуальности (IQ) и применение кри-терия оценки тестирования, для чего вводилось понятие статистической нор-мы. Коэффициент IQ (как уже было указано выше) был предложен В. Штерном, считавшим существенным недостатком показателя умственного возраста то, что одна и та же разность между умственным и хронологичес-ким возрастом для различных возрастных ступеней имеет неодинаковое зна-чение. Штерн предложил определять частное, получаемое при делении умст-венного возраста на хронологический. Этот показатель, умноженный на 100, он назвал коэффициентом интеллектуальности. Используя этот показатель, можно классифицировать нормальных детей по степени умственного разви-тия. Шкала Стэнфорд-Бине расчитана на детей в возрасте от 2,5 – 18 лет. Она состоит из заданий разной трудности, сгруппированных по возрастным категориям. Для каждого возраста наиболее типичный, средний показатель выполнения (х) равен 100, а статистическая мера рассеяния (среднее квадра-тическое, или стандартное отклонение) индивидуальных значений от этого среднего (s) равняется 16. Все индивидуальные показатели по тесту, попав-шие в интервал х(s, т.е. ограниченные числами 84 и 116, считаются нормаль-ными, соответствующими возрастной норме выполнения теста. Если тесто-вый показатель выше тестовой нормы (более 116), ребёнок считается ода-рённым, а если ниже 84 – то умственно отсталым. Шкала Стэнфорд-Бине получила популярность во всём мире. Она имела несколько редакций (1937, 1960, 1972, 1986 гг.). В последней редак-ции она применяется и в настоящее время. Показатель IQ, получаемый по шкале Стэнфорд-Бине, на долгие годы стал синонимом интеллекта. Вновь создаваемые интеллектуальные тесты стали проверяться на валидность пу-тём сопоставления с результатами шкалы Стэнфорд-Бине. И многие из них также используют стандартную шкалу с параметрами: х=100, s=16. Следующий этап развития психологического тестирования характе-ризуется изменением формы проведения тестового испытания. Все тесты, созданные в первом десятилетии ХХ века, были индивидуальными и позво-ляли вести опрос только с одним испытуемым. Использовать их могли лишь специально подготовленные люди, имеющие достаточно высокую квалифи-кацию. Эти особенности первых тестов ограничивали их распространение. Практика же требовала диагностировать большие массы людей с целью от-бора наиболее подготовленных к тому или иному виду деятельности, а также распределения по разным видам деятельности людей в соответствии с их индивидуальными особенностями. Поэтому в США в период первой мировой войны появилась новая форма тестовых испытаний групповое тестирование. Необходимость как можно быстрее отобрать и распределить полуто-рамиллионную армию рекрутов по различного рода службам, школам и учи-лищам заставила специально созданный комитет поручить А.С.Отису разра-ботку новых тестов. Так появились две формы так называемых армейских тестов – «Альфа» и «Бета». Первая из них предназначалась для работы с людьми, знающими английский язык, вторая – для неграмотных и иностран-цев. После окончания войны эти тесты и их модификации продолжали ши-роко применять. Групповые тесты не только делали реальными испытания больших групп, но наряду с этим допускали упрощение инструктирования, процеду-ры проведения и оценки результатов тестирования. К тестированию начали привлекаться люди, не имеющие настоящей психологической квалификации, а всего лишь обученные проведению тестовых испытаний. В то время как индивидуальные тесты, такие как шкалы Стэнфорд-Бине, в основном приме-нялись в клинике и для консультирования, групповые тесты использовались преимущественно в системе образования, в промышленности и в армии. 20-е годы ХХ столетия характеризовались настоящим тестовым бу-мом. Быстрое и широкое распространение тестологии было обусловлено прежде всего её направленностью на оперативное решение практических за-дач. Измерение интеллекта с помощью тестов рассматривалось как средство, позволяющее научно подойти к вопросам обучения, профотбора, оценки достижений и т.д. На протяжении первой половины ХХ века специалистам в области психологической диагностики было создано множество разнообразных тес-тов. При этом, разрабатывая методическую сторону тестов, они доводили её поистине до высокого совершенства. Все тесты тщательным образом стан-дартизировались на больших выборках; тестологи добивались того, что все они отличались высокой надёжностью и определённой валидностью. Тем не менее им свойственны известные недостатки. Валидизация выявила ограни-ченные возможности тестов интеллекта: необходимая точность прогнозиро-вания на их основе успешности выполнения конкретных, достаточно узких видов деятельности часто не достигалась. Требовалось, помимо знания обще-го уровня интеллекта, дополнительная информация об особенностях психи-ки человека. Возникло новое направление в тестологии – тестирование спе-циальных возможностей, которое вначале призвано было лишь дополнить оценки тестов интеллекта, а впоследствии выделилось в самостоятельную область.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: