Военный коммунизм 8 страница

Медикаментов не дали, назначили другой срок. Побродили по городу, поклонились могиле Ватутина, братским могилам, побывали в Лавре, посмотрели на монахинь. Там была торжественная встреча какого-то зарубежного религиозного деятеля. Интересно было посмотреть, но всё казалось каким-то нереальным, киношным. После того, как прокатилась такая война, всерьёз этим заниматься, по-моему, нельзя.

Уже осмотрели весь Киев, а уехать никак не можем, на подножке холодно, мы в одних гимнастёрках. Нам пытались помочь ребята – выпускники пограничного училища. Выбрали вагон, у которого никого не было, и двери были закрыты, но зато открыты окна. Первой подсадили меня, и я свалилась в купе на колени какому-то товарищу. Он был в гражданском, галстук-бабочка, огромные очки. Глаза у него чуть не выскочили из орбит. На пороге появился лейтенант с грозным видом:

– Сержант, как Вы сюда попали? – я ему сказала, что через окно.

– Потрудитесь выйти в дверь! – и уже, когда я выходила из вагона, сказал, что это премьер-министр Польши Осубка-Моравский едет в Москву. Вагон международный, мы недосмотрели, а пограничники от нечего делать, видно, решили позабавиться.

Вот так неожиданно пришлось мне побывать на коленях у премьер-министра Польши.

…Снова пришлось трястись от холода и страха на подножке.

Снова в Киеве, на этот раз с Кандановой,[38] она приехала предъявить претензии в санотдел округа, но её и слушать не стали. Потащила я её послушать оркестр. В первый ряд прошёл Хрущёв с сопровождающими лицами. Объявили: «Др у га рапсодия Лыста».[39] Я приготовилась слушать, мне очень нравится эта вещь, но через две минуты начальница сказала: «Пошли отсюда, зачем нам этот похоронный марш». А так хотелось послушать… Ведь это же первый концерт в мирное время, но начальство рассудило иначе.

Я снова собралась в Киев, была на вокзале, но вдруг появились автоматчики и так ловко очистили вокзал – глазом моргнуть не успела, как ни одного человека на нём не осталось. Меня почему-то не тронули. Через несколько минут подходит бронепоезд какой-то странный, часть вагонов не бронированные, но необычные.

У машиниста сидит офицер с автоматом и телефонным аппаратом. Поезд мгновенно оцепили автоматчики. Из поезда вышли несколько полковников и стали у вагонов. Паровоз моментально набрал воду, и поезд покатил дальше. Позже узнала, что в этом загадочном поезде ехал в Потсдам Сталин.

Нам дали три тысячи пленных немцев, мадьяр, румын. Будут работать над восстановлением станции Брянск-II. Не могу я на них смотреть, а оказывать помощь – тем более. Даю бинты – пусть перевязываются сами. К нам в санчасть часто заходит переводчик лейтенант Алексей Фесенко. Предложил мне заниматься немецким. Мне просто стыдно, я почти ничего не помню. Так хочется скорее взять в руки книги и не выпускать их из рук.[40] Вспоминается школа, если что-то и осталось в голове, так это химия. Но такие преподаватели, какой была Мария Павловна,[41] – это большая редкость, учитель милостью божьей. Она в молодости была дружна с семьёй Менделеева. Большинство преподавателей по сравнению с ней выглядели ремесленниками. Хотя я любила и физика Александра Васильевича Белякова, он был на фронте всю войну, историка Ивана Ивановича Иванова, он ушёл на второй день политруком. А классный руководитель Нина Абрамовна Горбатовская, когда узнала, что мы ушли добровольцами, сказала, что это будет нам хорошей школой жизни. Не дай бог проходить такую «школу», как война. Для неё самой она обернулась гибелью в гестапо. А «козёл» – наш учитель пения – пошёл служить фашистам и сбежал с ними. Война распределила не только учащихся, но и учителей.

Как бы там ни было, начинать придётся всё заново.

Пришёл приказ на демобилизацию. Это уже вторая очередь, но меня в приказе нет. Медиков не хватает, меня уговаривают остаться. Мнения у всех разные. Одни говорят, что остаться хотя бы для того, чтобы пережить это тяжёлое время, на гражданке старшина кормить не будет. Цветков говорит, что жизнь тем и интересна, что в ней трудности. Если всё будет гладко без борьбы – жизнь будет неинтересна. А я вот как-то не удосужилась задуматься над этим, казалось, кончилась война – и всем трудностям пришёл конец. Саша пишет, чтобы я ехала к его родителям, но статус у меня не тот, чтобы к ним являться. Нужно всерьёз подумать об учёбе. Мне уже двадцать первый год. Четыре года и три месяца – самое лучшее время в жизни человека забрала война. Пришлось ехать в Шостку в политотдел, убеждать. Начальник политотдела долго беседовал со мной, но вначале, когда я назвала свою фамилию, почему-то усомнился, что я именно Карпова. Смотрел в какие-то бумаги. По дороге назад я вспомнила, что Безрук говорил, что когда доложили в политотдел результаты последнего осмотра, и он услышал, что всё-таки остались четыре девчонки и будут демобилизоваться, он сказал, что не пожалеет времени – приедет специально посмотреть, что это за крокодилы, на которых никто не польстился. Нельзя было подводить подполковника, а то бы нужно было доложить, что я одна из «крокодилов», пусть любуется. Остальные три «крокодила» – Вера Гавриленко, Надя Воропаева и Аня Мягкова – очень хорошие девочки, пусть бы приехал, посмотрел.

Проводы нам устроили грандиозные. Заставили меня выпить самогонки. А у меня на алкоголь парадоксальная реакция – я начала реветь. Обошла чуть ли не всех, подходила сзади и ревела, уткнувшись носом в гимнастёрку. Начальство выясняло, кто меня обидел. Никто меня не обидел. Мне трижды приходилось уходить из дому на фронт – в 41-м, в
42-м и в 43-м, но я не проронила ни слезинки. В сорок первом вообще была в диком восторге, да и в сорок третьем. А вот теперь никакой радости оттого, что возвращаешься домой.

Жаль, страшно жаль расставаться с батальоном. Он стал частью моей жизни.

А, кроме того, это ведь и прощанье с юностью.

Радужных надежд на будущее у меня вдруг не стало.

А потом я нашёл одну страничку, и вот что там было написано, что не вошло в Дневник:

Свои записи я закончила в октябре 1954 года, прослужив в Красной-Советской Армии 4 года 3 м-ца 15 дней. С 1946 года по март 1948 года в/госпиталь 377 в Новочеркасске старшей медсестрой нервного и детского отделений. Начальниками отделений были к-н Беляев Анатолий Алексеевич и ст.л-нт Знамеровская Виктория Владимировна. В мае 47 г. меня прооперировали – удалили гланды (D-s: криптогенный хронический сепсис), в октябре 47 года снова была стационирована с диагнозом: мелкоочаговый диссеминированный туберкулёз лёгких в стадии субкомпенсации. Жизнь на гражданке была очень тяжёлой – 500 гр. хлеба, вот и весь суточный рацион. В госпитале мне дали индивидуальный санаторный стол. Состояние улучшилось, и 5 января 1948 г.я выписалась из госпиталя, а 10 января 1948 г. вышла замуж за Бурцева Алексея Павловича. В феврале уехала по месту службы мужа. Так началась моя жизнь жены офицера. Жили в Баку (Баладжары, пос. Кагановича), на Украине в Белой Церкви и Новомосковске Днепропетровской области. Одновременно заочно учились: сначала в учительском, потом в педагогическом институте. В 1956 году мы демобилизовались.


[1] Добрым пожеланиям не суждено было сбыться. Девять раз теперь уже внучке, тоже Елене Васильевне, пришлось бывать в разных «горячих точках». Как и бабушка, Лена выбрала профессию медика. И мужа своего она встретила также в армии, а был он артиллеристом, как и её дед. Прошло уже много лет, но до сих пор ищут её те, кому она спасла жизнь. Так случилось, что и вторая внучка – Лиза – выбрала для себя профессию медика. Обычно во время войны и после неё все люди понимают счастье одинаково: чтобы не было войны, и все были живы. И только в дни мира, что такое счастье – каждый начинает понимать по-своему. И всё-таки главное – это когда все живы.

19 мая 2010 года автора этого дневника не стало.

На её имя до сих пор продолжают приходить слова благодарности от тех людей, которым дневник был послан по Интернету.

[2] БУП – Боевой устав пехоты

[3] Чижиком в довоенном фильме «Боевые подруги» звали одну из героинь.

[4] Батальон аэродромного обслуживания

[5] Фоке-Вульф-189, двухмоторный двухбалочный самолёт, имевший два фюзеляжа, за что красноармейцы его и прозвали «рамой».

[6] Мария Ивановна – так поначалу называли гвардейский миномёт, который вошёл в историю под именем «катюша».

[7] ППГ - полевой подвижной госпиталь

[8] Подразумеваются строки из песни: «Письмо в Москву, в далёкую столицу, которой я ни разу не видал».

[9] Позже как комментарий будет сказано: «Для нас это означало, что мы стали задыхаться от раненых».

[10] Красноармеец

[11] Вот что потом довелось мне прочитать у В.Лациса об этом коридоре: «По обе стороны дороги всю ночь не смолкали орудия, и всё вокруг то вспыхивало под светом ракет, то меркло. По обе стороны был фронт, посередине узкий коридор, по которому проходила дорога. Справа болотистые берега озера Ильмень с бесчисленными устьями рек, старинные села, рыбачьи посёлки и город Старая Русса; там фронт был повёрнут на запад. Слева от коридора находилась недавно окружённая 16-я немецкая армия, так называемый Демянский плацдарм – громадный мешок, в котором метался со своими дивизиями генерал-полковник Буш. Местами коридор был так узок, что дорогу, по которой двигались наши колонны, могли обстреливать артиллерия и тяжёлые миномёты. Во второй половине апреля (точно помню 22 марта) в результате длительных боев, немцам, наконец, удалось прорезать коридор, который последние зимние месяцы отделял 16-ю армию от главных сил. Образовалось подобие узкой горловины. Её с обеих сторон можно было покрывать нашим миномётным огнём, и она превратилась в подлинную дорогу смерти, где каждый день гибли сотни неприятельских солдат».

[12] Отдельный зенитный артиллерийский дивизион

[13] ТБ-3 – тяжелый бомбардировщик.

[14] Его просьба будет выполнена через сорок лет. До этого – все эти годы – мать Вани будет считать своего сына без вести пропавшим. Ей напишут, где погиб её Ванюша, и где он похоронен. Через две недели после получения этого письма старенькая Ванина мама умрёт.

[15] Впоследствии "Зайчик" окончил Свердловский юридический и стал прокурором

[16] Речь идёт о том, что во время первого немецкого наступления на юге их выбили из Ростова. Потом, после 1942 года, когда они взяли Ростов, Майкоп, Краснодар, Нальчик, овладели всеми перевалами Главного Кавказского хребта, стали петь так: «Дует тёплый ветер, развезло дороги, и на Южном фронте оттепель опять. Тает снег в Ростове, тает в Таганроге… Эти дни когда-нибудь мы будем вспоминать».

[17] Осветительные ракеты на парашютиках.

[18] От нем. Blitzkrieg – война-молния, или молниеносная война: Blitz – молния, Krieg – война; Blitzkrieg – немецкий пропагандистский штамп, обозначавший агрессию Германии против СССР. Начальник Генштаба сухопутных войск Франц Гальдер писал в своём дневнике 3 июля 1941 г.: «…не будет преувеличением сказать, что кампания против России выиграна в течение 14 дней. Конечно, она ещё не закончена. Огромная протяженность территории и упорное сопротивление противника, использующего все средства, будут сковывать наши силы ещё в течение многих недель». Слово «блицкриг» стало потом нарицательным, означающим, как правило, провалившуюся наступательную войну, завершение которой планировалось и пропагандировалось в кратчайшие сроки. Блицдрап – невесёлая шутка наших солдат, понимаемая как молниеносное отступление: драпать (уст. жарг.) – убегать.

[19] ППЖ – (шутл.) – полевая походная жена.

[20] Много позже, через 66 лет как комментарий будет сказано: «И тогда нам было понятно, и теперь, какие это были правильные слова: в битвах решалась не только судьба поколений нашей страны, решалась судьба человечества. Мы уже тогда понимали это, это было видно».

[21] Ныне Б.Садовая

[22] Помощник командира по технической части.

[23] Сифилис мозга.

[24] Образца 1891 года.

[25] Должность Верховного Главнокомандующего занимал маршал И.В.Сталин.

[26] Всесоюзная коммунистическая партия (большевиков). Потом она стала называться КПСС.

[27] Батальонная партийная комиссия.

[28] История Всесоюзной коммунистической партии (большевиков). Краткий курс. Под редакцией комиссии ЦК ВКП(б). Ободрен ЦК ВКП(б). Государственное издательство политической литературы. 1938.

[29] ПЭП – полевой эвакуационный пункт.

[30] О названии операции, понятное дело, мы тогда и представления не имели.

[31] Вот что в 1985 году, через 40 лет после Победы напишет Н.Яковлев в своей книге «Маршал Жуков»:

«…наша освобождённая земля носила следы фашистских злодеяний. В Белоруссии они убили два миллиона двести тысяч мирных жителей и военнопленных. Уничтожили целиком или частично 209 городов и районных центров, 9200 сёл и деревень.

Генерал Горбатов, подъезжая к ж/д мосту через Березину, был потрясён: на поле более трёх тысяч вражеских трупов. Здесь безуспешно пыталась прорваться очередная орда окружённых и попала под огонь счетверенных зенитных пулемётов нашей охраны моста.

«Мне вспомнилось, - писал Горбатов - старинное выражение «трупы врагов пахнут хорошо», и я изменил маршрут двум дивизиям второго эшелона, которые направлялись к наведённому мосту у местечка Свислочь, чтобы они прошли через ж/д мост и посмотрели на работу своих товарищей из первого эшелона. Пройденные ими лишние шесть километров окупятся в будущем, думал я».

[32] Совет Народных комиссаров – соответствует Совету министров, т.е. советское правительство. Нарком (народный комиссар) – министр. Первым председателем СНК был В.И. Ленин, последним – И.В. Сталин, при нём СНК стал Советом министров, И.В. Сталин был первым председателем Совета министров. Эта структура по сути сохранена и по сей день, только Председатель Совета министров называется Премьер-министр.

[33] Пелось на мотив известной песни «Спят курганы тёмные».

[34] ПТР – противотанковое ружьё.

[35] Последнее обстоятельство автор дневника объясняет большим количеством выпитого спиртного, так как о лесбийской любви советские граждане (особенно тогда) и понятия не имели.

[36] Начхим – начальник химической службы части.

[37] Она была из крымских татар, и звали её Зейнаб Магомедовна.

[38] Та самая Зейнаб Магомедовна.

[39] По-украински так звучит «вторая рапсодия Листа».

[40] Занятия немецким закончились тем, что этот учитель предложил мне руку и сердце, спросив предварительно разрешение на то, чтобы поцеловать меня. Я ему сказала, что не хочу морочить ему голову, замуж я не собираюсь, мне нужно получить хоть какую-то специальность. Он был согласен на всё, пусть я дома буду получать специальность, он будет высылать аттестат, но предварительно оформим отношения. Но сердцу не прикажешь. В него была влюблена Аня Мягкова, она приходила ко мне, и я ей сказала, что никаких видов на него не имею. Я рассказала Лиде, а Степан Филиппович говорит – выходи замуж, он украинец. Лучшего мужа не найдёшь. Я ему сказала, что для меня национальность никакой роли не играет, ну не люблю я его, как же можно себя заставлять. А Люба Авраменко вышла замуж за его друга, были мы на свадьбе, пропили Любу, а вот отношений они не оформили. Уехала она домой беременная.

[41] М.П.Вологдина-Кашинская, её муж – профессор НПИ – был известным химиком, есть даже реакция его имени в качественном анализе: «реакция Петрашень».

Правила приёма в Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский военный институт внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящие Правила приема разработаны с учетом требований нормативных правовых актов Российской Федерации. Правила приема устанавливают требования, предъявляемые к кандидатам, определяют порядок приема граждан, поступающих в Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский военный институт внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации». Изменения, дополнения в Правила приема рассматриваются на заседании ученого совета и утверждаются начальником военного института. Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский военный институт внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации» осуществляет подготовку офицеров с высшим профессиональным образованием для внутренних войск МВД России на пяти факультетах:

• – Факультет технического обеспечения, со сроком обучения 5 лет, по специальности 190110 «Транспортные средства специального назначения», квалификация – «специалист», специализация – «Военные гусеничные и колесные машины»;

• – Факультет артиллерийского вооружения, со сроком обучения 5 лет, по специальности 170400 «Стрелково-пушечное, артиллерийское и ракетное оружие», квалификация – «специалист», специализация – «Эксплуатация вооружения и военной техники (по областям и видам)»;

• – Факультет автоматизированных систем управления, со сроком обучения 5 лет, по специальностям:

1. 210602 «Специальные радиотехнические системы», квалификация (степень) – «специалист», специализация – «Радиотехнические системы и комплексы охранного мониторинга»;

2. 230106 «Применение и эксплуатация автоматизированных систем специального назначения», квалификация (степень) – «специалист»,специализации:

o «Эксплуатация вычислительных машин, комплексов, систем и сетей специального назначения»;

o «Математическое, программное и информационное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем».

• Факультет тыла, со сроком обучения 5 лет, по специальности 080225 «Тыловое обеспечение», квалификация (степень) – «специалист», специализация – «Тыловое обеспечение служебной деятельности».

• Факультет кинологии, со сроком обучения 4 года по направлению подготовки 020400 «Биология», квалификация (степень) – «бакалавр», профиль подготовки «Кинология».

II. ПОРЯДОК ЗАЧИСЛЕНИЯ В ВОЕННЫЙ ИНСТИТУТ

Прием в военный институт проводится на основании результатов:

• единого государственного экзамена по общеобразовательным предметам, соответствующим направлению подготовки (специальности);

• дополнительных вступительных испытаний;

• профессионального отбора, обусловленного поступлением обучаемых на федеральную государственную военную службу по контракту.

В качестве кандидатов для зачисления в военные институты курсантами рассматриваются граждане Российской Федерации мужского пола, имеющие среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование, прошедшие проверку в органах МВД и ФСБ России из числа:

• граждан, не проходивших военную службу, - в возрасте от 16 до 22 лет;

• граждан, прошедших военную службу, и военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, - до достижения ими возраста 24 лет;

• военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (кроме офицеров), - по истечении половины срока военной службы, указанного в первом контракте, до достижения ими возраста 24 лет.

Военнослужащие, желающие поступить на учебу в военный институт, до 1 апреля года поступления подают рапорт по команде на имя командира воинской части с указанием факультета (выбранной специальности).

Лица из числа граждан, прошедших и не проходивших военную службу, изъявившие желание поступить в военный институт, подают заявления с указанием факультета (выбранной специальности) в военный комиссариат муниципального образования или в органы внутренних дел по месту жительства до 1 апреля года поступления. К заявлению (рапорту) прилагаются:

• автобиография;

• характеристика с места службы (работы) или учебы;

• копия документа государственного образца об образовании (среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, а также диплом о начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении гражданином среднего (полного) общего образования);

• результаты профессионального психологического отбора;

• четыре заверенные фотографии (размером 4,5x6 см);

• материалы специальной проверки МВД и ФСБ России;

• медицинские документы (ЭКГ, тест на содержание наркотических веществ, справки из наркологического, туберкулезного и психоневрологического диспансеров, справка от инфекциониста, рентгенограмма придаточных пазух носа, ФЛГ в прямой и боковой проекциях, анализы на сахар в крови, ВИЧ, общие, биохимический и реакция Вассермана).

Паспорт, военный билет или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу и подлинный документ государственного образца об образовании, свидетельство о результатах ЕГЭ, а также оригиналы документов, дающих право поступления на учебу в вузы на льготных основаниях, установленных законодательством Российской Федерации, предоставляются кандидатом в приемную комиссию военно-учебного заведения по прибытии.

Приемная комиссия осуществляет контроль за достоверностью сведений об участии поступающих в ЕГЭ и о результатах ЕГЭ путем направления в федеральную информационную систему обеспечения проведения единого государственного экзамена и приема граждан в образовательные учреждения среднего профессионального образования и образовательные учреждения высшего профессионального образования соответствующего запроса о сверке сведений, представленных поступающим об участии в ЕГЭ и результатах ЕГЭ, со сведениями, содержащимися в федеральной информационной системе.

С целью подтверждения достоверности документов, представляемых поступающими, приемная комиссия вправе обращаться в соответствующие государственные (муниципальные) органы и организации.

Все кандидаты, прибывшие в военный институт, обеспечиваются бесплатным общежитием, питанием по установленным нормам, учебными пособиями и литературой.

Прием граждан и военнослужащих в военный институт проводится на конкурсной основе по результатам профессионального отбора, обусловленного поступлением обучаемых на федеральную государственную военную службу по контракту.

В соответствие с пунктом 7 статьи 35 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в редакции Федерального закона от 6 июля 2006 г. № 103-ФЗ) граждане, отчисленные из военных образовательных учреждений профессионального образования или учебных военных центров при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшиеся заключить контракты о прохождении военной службы, а также граждане, окончившие указанные образовательные учреждения и уволенные с военной службы ранее срока, установленного контрактом о прохождении военной службы, по основаниям, предусмотренным подпунктами "д", "е", "е.1" и "з" пункта 1, подпунктами "в" и "д" пункта 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку.

Граждане, которым на момент поступления в военный институт не исполнилось 18 лет, представляют нотариально заверенное письменное согласие законных представителей – родителей, усыновителей или попечителей на возмещение в случае отчисления гражданина из военного института за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться, а также в случае отказа от заключения контракта о прохождении военной службы средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку гражданина, за время до заключения им контракта о прохождении военной службы.

III. СТРУКТУРА И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА КАНДИДАТОВ ДЛЯ ЗАЧИСЛЕНИЯ В ВОЕННЫЙ ИНСТИТУТ

Профессиональный отбор кандидатов для поступления на учебу из числа граждан, прошедших и не проходивших военную службу, и военнослужащих проводится со 2 по 27 июля. Заключительные заседания приемной комиссии по зачислению состоятся 28, 30 июля. Кандидаты, принятые решением приемной комиссии на учебу, зачисляются в военный институт и назначаются на воинские должности курсантов приказом начальника военного института с 1 августа. Начало учебных занятий на вновь набранном первом курсе с 1 августа.

Профессиональный отбор включает:

• определение годности кандидата к поступлению в вуз по состоянию здоровья (медицинское освидетельствование);

• определение категории профессиональной пригодности кандидата путем проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору;

• оценку уровня физической подготовленности кандидата (экзамен по физической подготовке);

• оценку уровня общеобразовательной подготовленности кандидата по результатам ЕГЭ, полученным в 2012 и 2013 годах (для военнослужащих по призыву, завершивших прохождение военной службы в 2012 и 2013 годах и результаты 2011 года), по следующим общеобразовательным предметам:

• на специальностях 190110 "Транспортные средства специального назначения", 170400 "Стрелково-пушечное, артиллерийское и ракетное оружие", 210602 "Специальные радиотехнические системы", 230106 "Применение и эксплуатация автоматизированных систем специального назначения" - русский язык, математика, физика и дополнительное испытание в виде устного экзамена по математике;

• на специальность 080225 "Тыловое обеспечение" - русский язык, математика, обществознание и дополнительное испытание в виде устного экзамена по математике;

• на специальность 020400 "Биология" - русский язык, математика, биология и дополнительное испытание в виде устного экзамена по биологии.

Результаты всех вступительных испытаний, в том числе и дополнительных, оцениваются по стобалльной шкале.

Минимальное количество баллов по результатам ЕГЭ и дополнительных испытаний, подтверждающее успешное прохождение вступительных испытаний, устанавливается Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

Выпускники образовательных учреждений прошлых лет, образовательных учреждений начального профессионального образовании и среднего профессионального образования, граждане, получившие среднее (полное) общее образование в иностранных образовательных учреждениях, не имеющие результатов ЕГЭ, выпускники общеобразовательных учреждений 2013 года, не сдававшие ЕГЭ по уважительным причинам подтвержденным документально, подвергаются вступительным испытаниям в форме ЕГЭ в сроки, установленные приказами Минобрнауки России на 2013 год.

При наличии нескольких результатов ЕГЭ, срок действия у которых не истек, поступающий указывает в заявлении, какие результаты ЕГЭ и по каким общеобразовательным предметам он использует.

С кандидатами из числа военнослужащих, не сдававших ЕГЭ, с 1 по 30 июня проводится учебный сбор для подготовки к сдаче экзаменов.

Льготы, предусмотренные при приеме Без вступительных испытаний (без оценки уровня общеобразовательной подготовленности кандидатов по результатам ЕГЭ и дополнительного испытания), при условии их соответствия всем другим требованиям профессионального отбора, принимаются:

• военнослужащие, проходившие военную службу по призыву и выполнявшие задачи в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта;

• победители и призеры заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по предметам соответствующих специальностей;

• члены сборных команд РФ, участвовавших в международных олимпиадах по аналогичным предметам и сформированных в порядке, определяемом Минобрнауки России;

• победители и призеры олимпиад школьников I, II и III уровней, профилям которых соответствуют общеобразовательные предметы по Перечню на 2012 - 2013 учебный год, проводимых в порядке, установленном Минобрнауки России1 (льгота первого порядка, действующая в течение одного года с момента утверждения списков победителей и призеров олимпиады);

• граждане других категорий, предусмотренных законодательством РФ.

Вне конкурса, при условии успешного прохождения вступительных испытаний (ЕГЭ), дополнительного испытания и соответствия всем другим требованиям профессионального отбора, принимаются:

• дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица в возрасте до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

• граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя - инвалида 1 группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ;

• граждане, которые уволены с военной службы и поступают на основании рекомендаций командиров воинских частей;

• участники боевых действий;

• граждане других категорий, предусмотренных законодательством РФ.

Преимущественным правом на поступление пользуются:

• граждане, уволенные с военной службы;

• дети военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более, дети граждан, уволенных с военной службы по достижению ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых составляет 20 лет и более;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: