Учителя

Учителя вели в деревне жизнь трудную, без всякой увереннос­ти в завтрашнем дне, как это было все время после революции и даже до нее. В отношении многих предметов первой необходимос­ти они зависели от сельской администрации и сельчан. Ими помы­кали районные отделы народного образования, то и дело внезапно переводившие их из одной школы в другую, заставляя бросать хоть какую-то, с трудом созданную, хрупкую материальную базу — скромную избу, маленький огород. Создается впечатление (хотя точных данных на этот счет нет), что среди учителей мень­шая часть, чем в 20-е гг., были уроженцами той деревни, в кото­рой они преподавали, меньше было состоящих в браке с крестья­нами или крестьянками или имеющих в деревне близких родст-


венников, которые могли бы помочь им в трудные времена. Това­ры по карточкам, которые, по идее, должны были иметься в ма­газинах, то и дело исчезали. Зарплату платили нерегулярно, часто с запозданием. Когда после присоединения старших классов к существующей начальной школе нагрузка учителя возрастала, невозможно было добиться санкции района на соответствующее повышение зарплаты86.

Иллюстрацией к тому, как много значили враждебность или равнодушие местных властей, служит рассказ молодого учителя, впервые приступившего к работе в начальных классах в одной де­ревне Курской области:

«...В первые же дни я встретил большие препятствия со сторо­ны правления колхоза и совхоза. Уже зима, а в школе нет дров. Ребята занимаются в шубах. Ни правление, ни сельсовет, несмот­ря на просьбы, школе не помогли. Так же безответственно отно­сится правление колхоза к ремонту школы»87.

Женщины — составлявшие среди сельских учителей почти по­ловину88 — становились объектами вполне предсказуемых домо­гательств, особенно юные выпускницы педагогических институ­тов. Один такой эпизод имел место в Кинешемском районе Ива­новской области с молодой учительницей, воспитанницей детдома, посланной им на учебу в пединститут и приехавшей, по-видимо­му, на свое первое место работы после окончания учебы. Предсе­датель сельсовета и секретари партийной и комсомольской ячеек деревни делали ей известного рода предложения и были отвергну­ты. В результате предсельсовета уволил ее как «морально неус­тойчивого человека»89.

Сообщалось и о других затруднениях. Одна сельская школа располагалась в бывшем доме священника, где священник сохра­нил за собой комнату, отделенную от классной комнаты лишь тон­кой перегородкой. Он завел обыкновение срывать уроки, громким голосом читая молитвы; кроме того, «во время уроков поп захо­дил в класс, беседовал с учениками на "божеские" темы и доби­вался того, чтобы ученики при его входе в класс вставали». В до­вершение всего, священник этот был подписчиком «Правды», тогда как школьные учителя не имели возможности подписаться ни на «Правду», ни на «Известия»90.

Жилье учителям часто выделяли совершенно неподходящее. Например, сельский учитель из Харьковской области жаловался в газету, что он и его жена, тоже учительница, живут в хате, соло­менная крыша которой прогнила и в дождь пропускает воду, что у них нет ни места, где держать корову, ни уборной. Директор школы жил в таких же условиях, а четвертая учительница «всю зиму жила в кухне директора, а теперь переселилась в кухню школы». Председатель сельсовета не только сложил с себя вся­кую ответственность за содержание этих строений, но и грозил оштрафовать учителей, если те их не отремонтируют91.


Писатель Ф.Гладков в 1934 г. совершил поездку в свою род­ную деревню в Куйбышевской (бывшей Самарской) области и рассказал об ужасающем состоянии школ в тех местах92. Куда бы он ни попал, писал Гладков, везде видел ветхие, полуразрушен­ные школьные здания. Некоторые из них использовались во время заготовок под склады зерна. Колхоз в Чернявке, родной деревне писателя, был зажиточный, однако его руководство со­вершенно не интересовалось школой, которая в прежние (дорево­люционные) времена процветала.

«В Чернявке школьное здание было когда-то неплохим. Один из заведующих школой с любовью богато озеленил школьный участок. Рядом — учительский дом. Весь обширный участок был обнесен оградой. А теперь забор изуродован бродячим скотом, зе­леные насаждения одичали, сор, грязь, бурьян вокруг здания. Ступеньки крылечек сгнили. И когда пришлось обратить внима­ние колхозных руководителей на это разрушение, они равнодуш­но отвечали:

— Некогда об этом думать: у нас сейчас хлебопоставки, мо­лотьба. Плотников нет. Да и не наше это дело — это сельсовет должен заботиться о школах».

В школе не хватало тетрадей, карандашей, карт, пока Гладков не купил их сам. Учителя пали духом. «У них нет напора, воли к борьбе, нет власти, чтобы бороться за школу». Они были отда­ны на милость местных начальников, любой из которых считал себя вправе устроить им разнос.

«Ведь это же преступление, когда... председатель колхоза, да еще в пьяном виде, врывается в школу во время занятий и распо­ряжается в классе, как самодур! Не один учитель жаловался мне на свое уязвимое положение: у них начальников "выше головы", начиная от райсовета и райнаробраза и заканчивая председателем колхоза и председателем сельсовета, и каждый первым делом раз­дает приказы...»

Исторически сельские учителя всегда были жертвами произво­ла местных властей. В то же время их, как группу, отдельную от крестьянской общины, традиционно воспринимали как агентов или, по крайней мере, союзников государства. После революции подобная двойственность сохранилась. В 20-е гг. коммунисты от­носились к сельским учителям с подозрением, поскольку многие из них были эсерами и происходили из семей зажиточных крес­тьян или священников; во время Культурной Революции их часто травили, а порой и по-настоящему «раскулачивали». При всем том в конце 20-х гг. учитель принимал самое непосредственное участие в делах государства в сфере образования (введение обяза­тельного начального обучения, кампания по ликвидации неграмот­ности) и зачастую выступал с разъяснением, если не прямой за­щитой колхозной политики. В результате учителя наряду с совет­скими работниками и коллективизаторами нередко в тот период становились жертвами нападений озлобленных крестьян93.


Когда первый угар коллективизации прошел, сельские учителя вновь оказались в двусмысленном положении, особенно часто терпя плохое обращение со стороны местных чиновников, но ос­таваясь при этом представителями советской власти. Учитель играл центральную роль в распространении новой «советской» культуры на селе, начиная с организации культурной программы революционных праздников и заканчивая пропагандой чистки зубов и ведением курсов ликбеза. Многие учителя избирались членами сельских советов94 — должность, по большей части чисто символическая, демонстрировавшая связь фигуры учителя с систе­мой советских ценностей.

Распространение образования на селе в 30-е гг. повлекло за собой значительное увеличение количества сельских учителей, более чем удвоившегося с 1930 по 1940 г.95. Многие из этих но­воиспеченных педагогов едва ли были грамотнее своих учеников.

8 начале 1934 г. 60000 учителей имели за плечами меньше семи
классов общеобразовательной школы. Даже два года спустя,
когда ситуация несколько улучшилась, лишь около трети учите­
лей закончили педагогические институты или специальные курсы.
С повсеместным открытием в деревне 5 — 7 классов средней
школы преподавать в них пришлось многим учителям начальных
классов, не обладающим соответствующей квалификацией96.

В середине 30-х гг. в печати начали превозносить старое поко­ление учителей (больше всего пострадавшее от подозрений в том, что оно социально или политически «чуждо» советской власти) и ставить его в пример новобранцам на педагогическом поприще. Некоторые газеты помещали на своих страницах рассказы о преданных своему делу учительницах, преподававших в одной и той же сельской школе тридцать лет, умевших поддерживать порядок среди учеников и давать им основы знаний. А.Бубнов, нарком просвещения РСФСР, затронул эту тему в 1936 г., под­черкнув роль дореволюционной учительской когорты (составляв­шей в Сибири около пятой части всех учителей) как примера для молодых педагогов. В 1939 г. Президиум Верховного Совета на­градил 4000 сельских учителей почетными орденами и медаля­ми — хотя, как говорят, профессия учителя была лишь одной из целого ряда профессий, отмеченных таким образом, и далеко не самой первой9'.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: