Природа государства как инструмента насилия

Функции государства

Благодаря своему особому положению государство способно более эффективно, чем отдельные граждане выполнять ряд важных для экономики функций. Набор этих функций определен «провалами» рынка, т. е. задачами, решение которых невозможно на базе классического и неоклассического контрактов. К таким задачам относятся:

· снижение неопределенности и упрощение координации экономического поведения на основе установления и обеспечния правил, ограничивающих выбор способов использования ресурсов и влияющих на структуру стимулов поведения.

В первую очередь это касается спецификации и защиты прав собственности.

· создание каналов обмена информацией, позволяющих участникам связей обмениваться информацией с минимальными издержками и минимальными искажениями.

· разработка стандартов мер и весов, позволяющих снизить издержки измерения качества обмениваемых благ.

· организация денежного обращения как источника универсального платежного средства;

· создание каналов и механизмов физического обмена товаров и услуг (транспортной сети, организованных площадок для торгов и т. д.)

· защита прав участников экономических взаимодействий и выполнение роли «третьей» стороны в конфликтах, возникающих при выполнении контрактов из-за непредвиденных обстоятельств;

· производство общественных благ, производство которых сталкивается с проблемой безбилетника и не может быть профинансировано частными лицами.

· перераспределение доходов

Важно понять природу преимущества в насилии как основы государства.

Ответ может быть разным в зависимости от исходных предпосылок.

1. По аналогии с фирмой государство можно рассматривать как особую форму организации либо с коллективным собственником (принадлежит всем гражданам), либо с одним (одно лицо).

В этом смысле оно предстает как сеть контрактов, в рамках которых граждане предоставляют свои ресурсы в обмен на услуги государства и делегируют государству часть своих прав.

Ресурсы, как правило, - общие (деньги),

Контракты – всегда долгосрочные, что соответствует отношенческой форме контракта.

Соответственно, отношения строятся на системе устойчивых правил, только незначительная часть которых формализуется. Это – конституционные правила, определяющие общие рамки поведения граждан.

2. Однако первый подход имеет спорные моменты. Государство принципиально отлично от фирмы, так как здесь нет изначально внешне заданных и внешне поддерживаемых правил.

Другой подход исходит из того, что государство – закономерный продукт развития внутренних отношений, возникающий как необходимая надстройка над обществом. Эта надстройка существует как данность, не зависящая от воли граждан (от их воли зависит только ее форма и механизмы) и гарантирующая соблюдение законов.

Вследствие такого различия подходов существуют разные концепции возникновения государства. Все их можно свести к трем основным теориям:

1. Корпоративная теория: государство возникает в результате первичной конкуренции без правил, когда сильные подавляют слабых и те отдаются под их защиту. В итоге вырабатывается система правил, где слабые отдают свои права сильным, которые становятся их представителями. То есть, государство возникает как некая аналогия корпорации, во главе которой стоит правитель, концентрирующий права граждан. Граждане по отношению к нему изначально находятся в отношениях подчинения. Государство здесь преследует интересы правителя. Отношения между правителем и подданными выстраиваются, исходя из первоначальной асимметрии силы и правилам, диктуемым правителем.

2. Кооперативная теория: государство возникает в результате общественного договора. Граждане выступают здесь изначально как равноправные стороны, которые договариваются о взаимоприемлемых правилах их взаимоотношений и о механизме ее функционирования. Заключение соглашений не обусловлено давлением с чьей-либо стороны, но продиктовано внешними, общими для всех причинами. В рамках этой теории государство выступает представителем граждан, зависимым от них.

3. Теория самоподдерживающихся контрактов. Как и в кооперативной теории здесь предполагается равенство силовых позиций граждан и их добровольное включение в систему. Отличие же состоит в том, что здесь явно не вырабатываются основополагающие правила социального поведения, которые становятся ориентиром для граждан.

Поддержание отношений базируется на праве каждого их прервать, если поведение других ему не понравится. Тем самым формируется стремление постоянного взаимоучета интересов. Государство здесь не гарантирует конечного пребывания в нем людей.

Общее, что роднит все эти теории – рассмотрение государства как системы контрактных отношений, как некоего общественного договора.

Различие же связано с пониманием характера контрактов, которые лежат в основе государства, соотношения горизонтальной и вертикальной составляющей контрактных отношений.

В первых двух случаях предполагается появление в социуме верховной власти. Это наиболее типичная ситуация, поэтому остановимся именно на ней.

Почему возникает верховная власть как атрибут государства? Каковы ее источник и границы (степень)?

Существуют два основных взгляда на это:

Абсолютистская концепция (восходит к Т. Гоббсу). По природе человек волен делать все что угодно, однако не может насладиться свободой, поскольку каждый из окружающий его людей также располагает такой же свободой. Возникает состояние «войны всех против всех».Выход – насилие как ограничение свободы.

Необходимо, чтобы люди договорились между собой и полностью отдали себя в подчинение власти.

В результате этого гипотетического общественного договора возникает суверен, обладающий абсолютной властью, воля которого является гарантом общественного договора и единственным источником закона (сувереном может быть демократическая ассамблея, а может быть и монарх).

Либеральная концепция (восходит к Дж. Локку). Исходит из того, что человек способен стремиться не только к своему собственному благу. Поэтому единственным обоснованием власти над человеком может быть его понимание общественной необходимости такой власти, поскольку она успешнее справится с реализацией ряда функций по обеспечению взаимодействий.

Отсюда следует тезис об «ограниченном договоре», согласно которому люди признают определенную степень правительственной власти, но сохраняют за собой ряд прав, которые правитель гарантирует и не может нарушать.

Государство осуществляет свою деятельность на основе делегирования гражданами ему части своих прав, что обычно фиксируется в конституции как форме социального контракта. Оно может принимать любые законы, не нарушающие естественных прав, и принуждать к их исполнению. Таким образом, источник государственной власти – общество в целом.

Эти концепции по-разному понимают источники верховной власти. Однако и та и другая связывают ее появление с заинтересованностью людей в создании безопасной и предсказуемой среды для существования и взаимовыгодного сотрудничества. Т.о. цели граждан как стороны общественного договора понятны.

Каковы же цели государства?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: