Теория государства Норта

Государство как экономический фактор

Цели верховной власти

Они могут различаться в зависимости от природы государств и источника легального насилия. В этом смысле различают государство эксплуататорское и государство демократическое

Первое соответствует абсолютистской концепции власти. Эксплуататорское государство предполагает диктатора, правителя как субъекта монопольного насилия, не подотчетного никому. В этом случае применение насилия нацелено на максимизацию выгод правителя.

Второе – соответствует либеральной концепции власти. В этом случае цель субъекта насилия – максимизация благосостояния граждан.

Возникновение государства является важнейшим условием для экономического прогресса, каким бы оно ни было. Даже в эксплуататорском государстве результат действий правителя, направленных на максимизацию собственного дохода, не обязательно будет плохим.

Рассмотрим экономическую роль государства с помощью модели оседлого бандита. Она описывает механизм насилия в эксплуататорском государстве. Государство здесь использует насилие не в интересах подданных, а в интересах правителя, обирающего граждан.

Бандит-гастролер стремится максимизировать краткосрочный доход и будет инвестировать средства прежде всего в технологию перераспределения.

Он дочиста обирает население. Вследствие этого мотив к производству подавляется.

В отличие от него оседлый бандит сориентирован на долговременное обирание жителей данной территории.

Поэтому у него меняется структура стимулов.

Во-первых, он становится заинтересован в том, чтобы создать условия для стабильного производства как источника доходов.

Это побуждает его поддерживать мотивацию производительной деятельности

В этих условиях поборы с населения приобретают формуупорядоченного налогообложения. То есть:

· в виде налогов отбирается лишьчасть доходов, так как иначе не будет побудительного мотива к производству, поскольку возможности оседлого бандита по контролю производственной деятельности населения ограничены.

· величина налогов определяется заранее и известна плательщику. Поскольку излишек дохода над налогами он имеет возможность оставить себе, у него появляется стимул к производству.

Во-вторых, он становится заинтересованным в сохранении своей монополии обирать граждан. Это побуждает его:

· исключать действия других (бандитов-гастролеров, а также своих подданных), направленные на насильственное перераспределение богатства в их пользу. Отсюда внимание к спецификации и защите прав собственности

· не допускать смены подданства своих подданных. Отсюда оптимизация уровня изъятий.

В-третьих, он заинтересован в том, чтобы создавать условия для роста эффективности экономической деятельности и ее масштабов. Первое обеспечивает рост его доходов с единицы ресурсов территории. Второе дает больше ресурсов, которые «бандит» может присвоить.

Отсюда – внимание к организации порядка и снижению ТИ.

Поэтому часть ресурсов направляется на создание четкой и понятной системы правил и на контроль за их соблюдением.

Таким образом, в отношениях стационарного бандита (правителя) с подданными действует своя «невидимая рука», которая заставляет правителя действовать в интересах всего общества.

Техническая и структурная кривые производственных возможностей

Норт в своей модели попытался соединить обе концепции государства: демократическую и эксплуататорскую

Государство рассматривается как контракт правителя с подданными.

Основная услуга правителя – предоставление порядка (общих правил организации общества - конституции).

Эти правила выполняют двоякую роль:

1) специфицируют права собственности с целью максимизации ренты, полагающейся правителю. Снижают неопределенность, делают поведение возможных партнеров понятным и предсказуемым

2) сокращают трансакционные издержки для того чтобы обеспечить максимальный выпуск в обществе и, следовательно, увеличить налоговые поступления.

Эта вторая цель проявляется в предоставлении правителем набора общественных благ и услуг, снижающих издержки заключения и защиты контрактов.

Правитель:

· выступает как единственный собственник ресурсов порядка и. обладает верховной властью: его команды обязательны к выполнению

· за счет концентрации производства порядка он производит порядок с меньшими издержками.

· порядок продает за налоги. Как монополист в части порядка сам устанавливает плату.

· максимизирует свою полезность, сопоставляя издержки по организации порядка и выгоды от своей функции. В.т. числе – оптимизирует размер налогов

Максимизирующее поведение наталкивается на ряд ограничений.

Конкурентное ограничение

Монопольная власть правителя имеет ограничения. Они проистекают из наличия у правителя конкурентов, которые могут предоставлять населению тот же набор услуг.

Конкуренты:

· соседние государства,

· претенденты на власть внутри страны.

Конкуренция выделяет в структуре населения группы риска. Это те, кто те, кто может уйти к другому, либо сменить самого правителя. Члены этих групп обладают большей переговорной силой по отношению к правителю в плане сопротивления налогообложению вышеуказанными способами.

Уступки группам риска. Правитель будет избегать установления таких правил, которые ущемляют интересы этих групп, менять правила в их пользу, даже если эти правила неэффективны с точки зрения всего общества. Тем самым происходит рассеивание ренты правителя, и поведение отклоняется от максимизирующего.

Чем больше конкуренция, тем сильнее это проявляется, тем меньше доходов достается ему и больше - подданным. Там где соперников нет, там в большей мере проявляется абсолютизм власти и выше цена, уплачиваемая подданными.

Конкурентное ограничение обусловливает перераспределение и налоговой нагрузки, и доходов правителя в пользу групп риска. Возможность такого перераспределения порождает феномен рентоориентированного поведения.

Возникает стремление сильных групп влиять на государство для повышения собственного благосостояния не только за счет снижения налогов и получения бонусов, но и за счет использования в своих интересах силы государства. Классические примеры – создание искусственных монополий (барьеров входа, эксклюзивных прав на деятельность) и протекционизм (таможенные барьеры). Успех групп интересов связан с низкими издержками коллективных действий и доступом к полезной информации

Ограничение, связанное с наличием издержек оппортунистического поведения. Чтобы собрать налоги, государству организовать сбор налогов и соответствующий контроль. Нужна бюрократия, которая выступает в роли агентов. Возникает проблема агентских отношений. Часть монопольной ренты правителя будет присвоена оппортунистически ведущими себя агентами. Кроме того, часть ее будет израсходована на контроль исполнителей и измерение. Здесь также возникает рассеивание ренты правителя.

Парадокс: эффективные правила, устанавливаемые правителем, вследствие высоких трансакционных издержек сбора налогов могут приводить к более высокому доходу в обществе, но более низким доходам для правителя.

Одновременно менее эффективная структура правил может приносить правителю больший доход. Соответственно, выбор правителя смещается в их пользу (торговля монополиями, откупа не требуют создания сложной системы налогообложения) вместо создания условий для активной хозяйственной жизни.

Ограничение, связанное с наличием издержек измерения налоговой базы. Это влияет на поведение правителя. Он ведет себя как дискриминирующий монополист. Население разбивается на группы, и для каждой группы устанавливаются свои налоговые взаимоотношения с тем, чтобы добить максимальных поступлений в казну.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: