Государство как экономический фактор
Цели верховной власти
Они могут различаться в зависимости от природы государств и источника легального насилия. В этом смысле различают государство эксплуататорское и государство демократическое
Первое соответствует абсолютистской концепции власти. Эксплуататорское государство предполагает диктатора, правителя как субъекта монопольного насилия, не подотчетного никому. В этом случае применение насилия нацелено на максимизацию выгод правителя.
Второе – соответствует либеральной концепции власти. В этом случае цель субъекта насилия – максимизация благосостояния граждан.
Возникновение государства является важнейшим условием для экономического прогресса, каким бы оно ни было. Даже в эксплуататорском государстве результат действий правителя, направленных на максимизацию собственного дохода, не обязательно будет плохим.
Рассмотрим экономическую роль государства с помощью модели оседлого бандита. Она описывает механизм насилия в эксплуататорском государстве. Государство здесь использует насилие не в интересах подданных, а в интересах правителя, обирающего граждан.
|
|
Бандит-гастролер стремится максимизировать краткосрочный доход и будет инвестировать средства прежде всего в технологию перераспределения.
Он дочиста обирает население. Вследствие этого мотив к производству подавляется.
В отличие от него оседлый бандит сориентирован на долговременное обирание жителей данной территории.
Поэтому у него меняется структура стимулов.
Во-первых, он становится заинтересован в том, чтобы создать условия для стабильного производства как источника доходов.
Это побуждает его поддерживать мотивацию производительной деятельности
В этих условиях поборы с населения приобретают формуупорядоченного налогообложения. То есть:
· в виде налогов отбирается лишьчасть доходов, так как иначе не будет побудительного мотива к производству, поскольку возможности оседлого бандита по контролю производственной деятельности населения ограничены.
· величина налогов определяется заранее и известна плательщику. Поскольку излишек дохода над налогами он имеет возможность оставить себе, у него появляется стимул к производству.
Во-вторых, он становится заинтересованным в сохранении своей монополии обирать граждан. Это побуждает его:
· исключать действия других (бандитов-гастролеров, а также своих подданных), направленные на насильственное перераспределение богатства в их пользу. Отсюда внимание к спецификации и защите прав собственности
· не допускать смены подданства своих подданных. Отсюда оптимизация уровня изъятий.
|
|
В-третьих, он заинтересован в том, чтобы создавать условия для роста эффективности экономической деятельности и ее масштабов. Первое обеспечивает рост его доходов с единицы ресурсов территории. Второе дает больше ресурсов, которые «бандит» может присвоить.
Отсюда – внимание к организации порядка и снижению ТИ.
Поэтому часть ресурсов направляется на создание четкой и понятной системы правил и на контроль за их соблюдением.
Таким образом, в отношениях стационарного бандита (правителя) с подданными действует своя «невидимая рука», которая заставляет правителя действовать в интересах всего общества.
Техническая и структурная кривые производственных возможностей
Норт в своей модели попытался соединить обе концепции государства: демократическую и эксплуататорскую
Государство рассматривается как контракт правителя с подданными.
Основная услуга правителя – предоставление порядка (общих правил организации общества - конституции).
Эти правила выполняют двоякую роль:
1) специфицируют права собственности с целью максимизации ренты, полагающейся правителю. Снижают неопределенность, делают поведение возможных партнеров понятным и предсказуемым
2) сокращают трансакционные издержки для того чтобы обеспечить максимальный выпуск в обществе и, следовательно, увеличить налоговые поступления.
Эта вторая цель проявляется в предоставлении правителем набора общественных благ и услуг, снижающих издержки заключения и защиты контрактов.
Правитель:
· выступает как единственный собственник ресурсов порядка и. обладает верховной властью: его команды обязательны к выполнению
· за счет концентрации производства порядка он производит порядок с меньшими издержками.
· порядок продает за налоги. Как монополист в части порядка сам устанавливает плату.
· максимизирует свою полезность, сопоставляя издержки по организации порядка и выгоды от своей функции. В.т. числе – оптимизирует размер налогов
Максимизирующее поведение наталкивается на ряд ограничений.
Конкурентное ограничение
Монопольная власть правителя имеет ограничения. Они проистекают из наличия у правителя конкурентов, которые могут предоставлять населению тот же набор услуг.
Конкуренты:
· соседние государства,
· претенденты на власть внутри страны.
Конкуренция выделяет в структуре населения группы риска. Это те, кто те, кто может уйти к другому, либо сменить самого правителя. Члены этих групп обладают большей переговорной силой по отношению к правителю в плане сопротивления налогообложению вышеуказанными способами.
Уступки группам риска. Правитель будет избегать установления таких правил, которые ущемляют интересы этих групп, менять правила в их пользу, даже если эти правила неэффективны с точки зрения всего общества. Тем самым происходит рассеивание ренты правителя, и поведение отклоняется от максимизирующего.
Чем больше конкуренция, тем сильнее это проявляется, тем меньше доходов достается ему и больше - подданным. Там где соперников нет, там в большей мере проявляется абсолютизм власти и выше цена, уплачиваемая подданными.
Конкурентное ограничение обусловливает перераспределение и налоговой нагрузки, и доходов правителя в пользу групп риска. Возможность такого перераспределения порождает феномен рентоориентированного поведения.
Возникает стремление сильных групп влиять на государство для повышения собственного благосостояния не только за счет снижения налогов и получения бонусов, но и за счет использования в своих интересах силы государства. Классические примеры – создание искусственных монополий (барьеров входа, эксклюзивных прав на деятельность) и протекционизм (таможенные барьеры). Успех групп интересов связан с низкими издержками коллективных действий и доступом к полезной информации
|
|
Ограничение, связанное с наличием издержек оппортунистического поведения. Чтобы собрать налоги, государству организовать сбор налогов и соответствующий контроль. Нужна бюрократия, которая выступает в роли агентов. Возникает проблема агентских отношений. Часть монопольной ренты правителя будет присвоена оппортунистически ведущими себя агентами. Кроме того, часть ее будет израсходована на контроль исполнителей и измерение. Здесь также возникает рассеивание ренты правителя.
Парадокс: эффективные правила, устанавливаемые правителем, вследствие высоких трансакционных издержек сбора налогов могут приводить к более высокому доходу в обществе, но более низким доходам для правителя.
Одновременно менее эффективная структура правил может приносить правителю больший доход. Соответственно, выбор правителя смещается в их пользу (торговля монополиями, откупа не требуют создания сложной системы налогообложения) вместо создания условий для активной хозяйственной жизни.
Ограничение, связанное с наличием издержек измерения налоговой базы. Это влияет на поведение правителя. Он ведет себя как дискриминирующий монополист. Население разбивается на группы, и для каждой группы устанавливаются свои налоговые взаимоотношения с тем, чтобы добить максимальных поступлений в казну.