Основные стадии правоустановительного процесса

Процесс установления новой нормы права (издания нор-
моустанавливающего акта) состоит из нескольких последова­
тельных стадий — от осознания потребности в издании соот­
ветствующей нормы до ее принятия и официальной публи­
кации.,


422 Раздел V. Доктрина и догма позитивного права

Характер и содержание правоустановительной деятельно­сти на различных стадиях ее осуществления, как и само зна­чение подобных стадий в рамках правоустановительного про­цесса, во многом зависят от особенностей соответствующего источника права, к которому относится устанавливаемая нор­ма. В системах общего (прецедентного) права, где основным источником права является судебное решение, стадии право­установительного процесса, по существу, совпадают с основ­ными стадиями рассмотрения и разрешения конкретных дел в соответствующих судебных инстанциях, устанавливающих нор­мы прецедентного права.

В системах права романо-германской правовой семьи, где основным источником права является нормативно-правовой акт и где также и все другие источники права в том или ином виде получают свое официальное признание и закрепление в соответствующих нормативно-правовых актах, стадии правоус­тановительного процесса обусловлены логикой и процедурой подготовки if принятия того или иного нормативно-правового акта (закона или подзаконного акта).

Подзаконные нормативно-правовые акты готовятся и принимаются соответствующими органами исполнительной вла­сти в пределах их правоустановительной компетенции, установ­ленной Конституцией РФ и действующим законодательством.

Так, разработка проектов нормативных указов Президен­
та РФ и постановлений Правительства РФ, а также вносимых
по их инициативе в Государственную Думу законопроектов
осуществляется аппаратом соответствующих государственных
органов с привлечением к данной работе заинтересованных
(профильных) министерств и ведомств. Аппаратный порядок
подготорки проектов нормативных актов действует и в нормот­
ворчестве различных министерств, ведомств и государственных
комитетов. '

Порядок принятия подзаконных нормативно-правовых актов зависит от типа и характера соответствующего органа исполнительной власти. Нормативно-правовые акты коллеги­альных органов исполнительной власти (например постановле­ние Правительства РФ, постановление Правительства субъек­та РФ и др.) принимаются простым большинством голосов чле­нов соответствующей коллегии. Нормативно-правовые акты органов исполнительной власти, действующих на началах еди-г неличного руководства (указы Президента РФ, приказы мини­стра, акты глав исполнительной власти в субъектах РФ и т.д.) принимаются в порядке единоличного решения соответствую­щего должностного лица.


Глава 4. Правоустановление (правотворчество) 423

Более сложной и детализированной является законода­тельная процедура. В целом законотворческий процесс состоит ч из следующих основных стадий: 1) принятие соответствующим компетентным органом (самим правоустановительным органом или субъектом правоустановительной инициативы) решения об издании определенного нормативно-правового акта; 2) раз­работка и предварительное обсуждение проекта этого акта; 3) рассмотрение данного проекта правоустановительным орга­ном; 4) принятие нормативно-правоврго акта; 5) официальное опубликование принятого нормативно-правового акта.

Инициатива принятия соответствующего нормативного акта может исходить как от самого правоустановительного органа, так и от других субъектов, обладающих правом на такую инициативу.,

Так, в Российской Федерации в законотворческом процес­се (на федеральном уровне) право законодательной инициа­тивы, согласно ч. 1 ст. 104 Конституции РФ, принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федера­ции, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ. Право законодательной инициативы по вопросам их ведения принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ.

Все законопроекты вносятся в Государственную Думу.

Право законодательной инициативы означает, что проект закона, внесенный субъектом такого права в Государственную Думу, подлежит обязательному рассмотрению самой Государ­ственной Думой. Конечно, свои законопроекты могут направить в Государственную Думу также отдельные граждане, обще­ственные объединения и другие субъекты, не обладающие правом законодательной инициативы. Такие, законопроекты Государственная Дума не обязана рассматривать..

Разработка законопроекта осуществляется субъектом за­конотворческой инициативы (соответствующими структурами, подчиненными данному субъекту) или По поручению Совета Го­сударственной Думы — одним из ее комитетов.

В отношении внесенного в Государственную Думу законо­проекта Совет Государственной Думы назначает соответствую­щий комитет Государственной Думы ответственным по законо­проекту (так называемый ответственный комитет) и принима­ет решение о включении законопроекта в примерную програм­му законопроектной работы Государственной Думы на очередную сессию или в календарь рассмотрения вопросов Го­сударственной Думой на очередной месяц. Одновременно зако-


424 Раздел V. Доктрина и догма позитивного права

нопроект направляется в комитеты, комиссии и депутатские объединения Государственной Думы, Президенту РФ, в Совет Федерации, в Правительство РФ, а также в, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ — по вопросам их ведения для подготовки и представле­ния отзывов, предложений и замечаний (см. ст. 109 Регламен­та Государственной Думы от 22 января 1998 г.)1.

На этой стадии предварительного обсуждения законопро­екта он может быть направлен ответственным комитетом в го­сударственные органы, научные и общественные организации для подготовки отзывов, предложений и замечаний, а также для проведения научной экспертизы. Правовое управления аппарата Государственной Думы осуществляет правовую экс­пертизу законопроекта, а в ряде случаев — и лингвистичес­кую экспертизу.

Обсуждение законопроекта в комитетах Государственной Думы проходит открыто, с приглашением субъекта права за­конодательной инициативы и может освещаться в средствах массовой информации.

Законопроект может обсуждаться и.на парламентских слу­шаниях с участием широкого круга заинтересованных лиц, об­щественности, представителей средств массовой информации.

На основе всех этих предварительных обсуждений в зако­нопроект вносятся необходимые исправления и уточнения. За­конопроект, подготовленный к рассмотрению, направляется от­ветственным комитетом в Совет Государственной Думы для внесения на рассмотрение Государственной Думой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: