Официально-юридический стиль правового акта требу­ет профессиональной четкости, деловой сухости, властной

Юридическая техника — это совокупность принципов, правил, средств, приемов и методов адекватного выражения определенного нормативно-правового содержания в форме текста правового акта.

Юридическая техника

Рассмотрение законопроектовГосударственной Думой осуществляется в трех чтениях. В первом чтении обсуждается концепция законопроекта и вносятся в него поправки. Во вто­ром чтении обсуждаются внесенные поправки к законопроек­ту и принимается решение об их принятии или отклонении. Третье чтение назначается для голосования в целях принятия законопроекта в качестве закона.

Принятые Государственной Думой законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Одобрен­ный Советом Федерации закон в течение пяти дней направ­ляется Президенту РФ. Подписанный Президентом закон под­лежит обнародованию.

Официальное опубликование принятого нормативно-пра­вового акта осуществляется в специальных печатных издани-

1 Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. М., 1998.


Глава 4. lipaBOymanuiw..,»...^ v..j

ях и газетах. Так, федеральные конституционные законы и федеральные законы официально публикуются в "Российской газете" и в "Собрании законодательства Российской Федера­ции". В этих же изданиях в течение десяти дней после их подписания публикуются акты Президента РФ и Правитель­ства РФ.

Неопубликованные законы, согласно Конституции РФ (ч. 3 ст. 15), не применяются. Любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и граж­данина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Нормативно-правовые акты федеральных министерств и ведомств, затрагивающие права, свободы и обязанности чело­века и гражданина или имеющие общий (межведомственный) характер, подлежат официальной публикации в газете "Рос­сийские вести" (в-течение десяти дней после их государствен­ной регистрации в Министерстве юстиции РФ), а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполни­тельной власти.

Официальное опубликование актов субъектов РФ осуще­ствляется в специальных местных печатных изданиях и газе­тах. В местных средствах массовой информации публикуются и акты органов местного самоуправления.

Важной составной частью юридической доктрины являют­ся разработанные в юриспруденции и применяемые в госу­дарственно-правовой практике правила внешнего выражения в тексте различных правовых актов (правоустановительного, правоприменительного или правотолковательного характера) определенного нормативно-правового содержания, конкрет­ных правоположений. Совокупность таких правил принято на­зывать "юридической техникой", подобно тому как юриди­ческая догматика в целом нередко трактовалась как "юриди­ческое ремесло" (в смысле юридического умения, мастер­ства, искусства).

Под "текстом" правового акта при этом имеется в виду письменный текст, поскольку речь идет о писаном праве в условиях письменной культуры. Но в принципе можно гово­рить о юридической технике и применительно к устному тек­сту правового акта (например к устному тексту неписаного обычного права или к устному тексту правового акта в совре-


426 Раздел V. Доктрина и догма позитивного права

менную эпоху писаного права, когда текст правового акта выражается в форме устного правоустановления — в виде устной речи, устного обнародования содержания правового акта по радио, телевидению и т.д.).

Правовыми актами являются официально-властные акты (нормативного и индивидуального характера), имеющие обще­обязательную юридическую силу, — правоустановительные и правоприменительные акты, а также акты официального тол­кования и систематизации действующего права.

В отличие от правовых актов, которые содержат общеобя­зательные правоположения, во всех других текстах (теорети­ческого или практического характера) по правовой тематике содержатся лишь те или иные правосуждения (суждения, высказывания о праве), не имеющие юридической силы. И адекватность правосуждений (теоретических или практических) следует оценивать с позиций соответственно критериев научной истины или прагматической пользы* а не правил юридической техники. Возможны, правда, случаи, когда те или иные право-суждения представителей юриспруденции (например римских или более поздних юристов) являются частью юридической док­трины, официально признанной источником действующего права; такие доктринальные правосуждения являются одно­временно и общеобязательными правоположениями.

Принципы, правила, приемы и методы юридической тех­ники относятся ко всем правовым актам, но применительно к различным видам правовых актов (к актам правоустановитель-ным, правоприменительным, правотолковательным или право-систематизирующим) они получают специфическое преломле­ние, обусловленное своеобразием правового содержания соот­ветствующего вида акта, юридико-техническими особенностя­ми текстуальной формы выражения данного правового содержания и т.д.

Таким образом, юридическая техника включает в себя, кроме законодательной техники (и более широко — правоус-тановительной техники), также и юридическую технику над­лежащего оформления нормативно-правового содержания ак­тов в сфере правоприменения, правотолкования и системати­зации права.

Основные требования юридической техники можно сфор­мулировать в виде следующих положений.


Глава 4. Правоустановление (правотворчество) 427

1. Правила юридической техники требуют, чтобы тексту­
альное оформление всех правовых актов было в максимальной
степени подчинено выражению и изложению их нормативно-
правовых свойств
и значений, т.е. того главного в содержании
разных актов, что определяет их правовую специфику, регу-
лятивно-правовой смысл и юридическую силу. Это требование
должно найти свое конкретное воплощение в тексте всех пра­
вовых актов с учетом нормативного своеобразия и особеннос­
тей различных видов актов: актов установления новых норм
права, актов применения норм права, актов толкования норм
права, актов систематизации норм права. Надлежащее выра­
жение в тексте акта специфики его нормативности (особого
нормативного статуса акта, его нормативной модальности)
является одновременно и основанием юридико-содержательной
правомерности данного акта, и существенным показателем его
юридико-технйческой культуры.

2. Текстуальная форма акта, согласно требованиям юриди­
ческой техники, должна выразить специфику правового регу­
лирования
(и вместе с тем — правовой трактовки, оценки,
квалификации и т.д.) общественных отношений. Эта специфи­
ка, согласно юридико-доктринальной трактовке права как си­
стемы норм, состоит в том, что правовое регулирование осу­
ществляется по юридико-логической модели (схеме, образцу)
нормы права, представляющей собой системное целое трех
взаимосвязанных составных элементов — диспозиции, гипоте­
зы и санкции. Построение текста акта по принципу и схеме
юридико-логических связей между элементами нормы права
означает, что отдельные части и фрагменты текста акта (и
весь акт в целом) имеют юридическое значение лишь как фор­
мы выражения отдельных элементов нормы права в их взаимо­
связи с текстуально выраженными другими ее элементами.
Все, что в тексте акта не является выражением элементов
нормы права и не связано с ними, засоряет текст акта, нару­
шает юридическую логику его построения, затрудняет понима­
ние и применение его нормативно-правовых положений и под­
лежит устранению.

Оптимальная форма правового акта — это возможный минимум его текста при возможном максимуме его норматив­ного содержания. Принцип минимизации текста акта имеет свои пределы, обусловленные тем, что в тексте акта должны быть явно сформулированы или с бесспорной определенностью предполагаться все элементы (в их системной взаимосвязи) устанавливаемых, применяемых, толкуемых или систематизи­руемых норм права. В свою очередь пределы принципа макси-


428 ___________ Раздел У. Д октрина и догма позитивного права

мализации нормативного содержания акта обусловлены тем, что в его тексте не следует формулировать те элементы пра­вовой нормы, которые носят очевидный характер.

3. Текстуальное оформление правового акта должно осу­ществляться в соответствии с системным характером права в целом, с местом и значением выраженного в нем нормативно-регулятивного содержания в системе всего действующего пра­ва. Изменения, вносимые новыми правовыми актами в действу­ющее право, должны быть направлены на его совершенство­вание, на преодоление имеющихся в нем несогласованностей и противоречий, а не порождать новые коллизии. Новые право­вые акты не должны дублировать содержание уже имеющих­ся актов по тому же самому вопросу. Минимизация количе­ства правовых актов по одному и тому же предмету норма­тивно-правовой регуляции является одним из основных требо­ваний юридической техники и одним из главных направлений совершенствования всей системы действующего права. С этим связана и общеправовая значимость юридико-технических средств и приемов систематизации действующих норм права как эффективного средства повышения качества и регулятив­ной роли всего права.

4. Текст правового акта должен быть надлежащим образом структурирован. Юридико-технические правила структурной организации текста акта как единого целого требуют после­довательного, согласованного, непротиворечивого, экономного и доступного (для обозрения, понимания и применения) тексту­ального выражения нормативно-регулятивных целей и положе­ний соответствующего акта. Структура текста (его разбивка на разделы, части, статьи, параграфы, пункты, абзацы и т.д.) должна в максимальной степени содействовать адекватному выражению в тексте акта юридической логики нормативной регуляции, относящейся к предмету данного акта.

Ряд юридико-технических требований касается порядка очередности изложения материала правового акта.

Так, некоторые особо значимые нормативно-правовые акты (конституции, основополагающие законы и т.д.) начина­ются с преамбул, в которых излагаются главные цели данно­го акта. По правилам юридико-технической очередности, в нормативно-правовом акте сперва излагаются общие нормы (нормы общей части акта), а затем более конкретные нормы (нормы особенной части акта). Изложение норм материально­го права предшествует изложению норм процессуального ха­рактера. Структурные части текста (разделы, подразделы, статьи, пункты и части статьи и т.д.) нумеруются;- Для упоря-


Глава 4. Праваустановление (правотворчество) 429

дочения текста акта и облегчения пользования им некоторые части акта (разделы, подразделы, статьи) имеют соответству­ющие заголовки (наименования).

Значительные особенности также и в этом плане прису­щи правоприменительным актам. Так, структура текста судеб­ного решения по гражданским делам состоит из вводной, опи­сательной, мотивировочной и резолютивной частей. Приговор суда по уголовному делу состоит из вводной, описательной и резолютивной частей.

Правовой акт как единое целое должен иметь соответству­ющие реквизиты (название акта, наименование принявшего его органа, дата и место его принятия, регистрационный но­мер, подписи соответствующих должностных лиц и т.д.), удо­стоверяющие его подлинность в качестве официального юри­дического документа.

5. Существенное значение имеют требования юридической техники, относящиеся к языку правовых актов. Язык право­вого акта — это одновременно и материя его текста, и сред­ство выражения его нормативно-регулятивного смысла. Пра­вила юридической техники требуют ясности, простоты и дос­тупности языка правового акта, необходимой точности и одно­значности используемых в нем понятий, терминов, формулировок, словесных конструкций и дефиниций. В тексте правового акта элементы профессионального языка юриспру­денции, специальные юридические понятия, термины, конст­рукции и т.д. (например правоотношение, субъект права, ис­ковая давность, законодательная инициатива, компетенция, состав преступления, эксцесс исполнителя, невменяемость и т.д.) должны органически сочетаться с общеупотребительными словами и словесными выражениями современного литератур­ного языка, а также с профессиональной терминологией не­юридического характера (типа: биологические агенты л токси­ны, эпизоотия, информация на машинном носителе и т.д.).

В тексте правового акта не должны использоваться сло­весные архаизмы и неологизмы, различные образные выраже­ния, аналогии, метафоры, двусмысленные обороты речи и т.д. Правила юридической техники требуют экономии (по принципу необходимости и достаточности) словесных средств в процессе подготовки и оформления текста правового акта.

В целом правовой акт должен обладать единством стиля, соответствующего целям, содержанию и значению официаль­ного документа, который обладает юридической силой.


430 v Раздел V. Доктрина и догма позитивного права

строгости, смысловой однозначности и надлежащей лаконич­ности. В правовом акте не следует использовать как канцеля­ризмы и аппаратно-бюрократические словесные штампы, так и различные выражения из просторечия. Не должно быть в правовом акте и разного рода рассуждений, намерений, сомне­ний, призывов и пожеланий.

Глава 5. Система права и систематизация законодательства

1. Понятие и структура системы права

Система права — это юридико-доктринальная категория и конструкция, которая включает в себя нормы права и объе­диняющие их правовые институты и отрасли права.

Доктринальная трактовка права как системы норм означа­ет, что единственным системным (и системно-структурным) элементом права является норма права. Система права включа­ет в себя множество различных норм, регулирующих разные общественные отношения. При этом существуют определенные закономерные взаимосвязи между спецификой регулируемых отношений и особенностями их нормативно-правовой регуляции: однородные отношения регулируются однопорядковыми нор­мами. На этой основе нормы права внутри системы права груп­пируются в правовые институты и отрасли права.

Правовой институт — это совокупность однопорядковых норм, регулирующих определенный вид общественных отно­шений. Например, правовой институт собственности в граж­данском праве представляет собой группу взаимосвязанных норм одного вида, регулирующих отношения собственности. По такому же критерию выделяются и другие институты гражданского права (лица, представительство, исковая дав­ность и т.д.). Аналогичным образом обстоит дело и в других отраслях права. Так, правовыми институтами в уголовном пра­ве являются, в частности, преступление, наказание, уголов­ная ответственность несовершеннолетних, преступления против личности и т.д. В семейном праве имеются такие правовые институты, как заключение и прекращение брака, права и обязанности супругов, алиментные обязательства членов семьи и др.

Отрасль права — это совокупность однопорядковых норм, регулирующих определенный род общественных отношений.


Глава 5. Система права и систематизация законодательства 431

Правовые институты одной отрасли права выражают, таким образом, видовое различие между отдельными относительно самостоятельными группами норм в рамках однородной сово­купности норм определенной отрасли права.

Различаются отрасли материального права и отрасли процессуального права. Так, к отраслям материального пра­ва относятся гражданское право, трудовое право, уголовное право и ряд других отраслей права. К отраслям процессуаль­ного права относятся гражданское процессуальное право и уголовно-процессуальное право.

Нормы (и соответствующие отрасли) материального пра­ва закрепляют исходные права и обязанности субъектов пра­ва в определенной сфере правовой регуляции общественных от­ношений, а нормы (и соответствующие отрасли) процессуаль­ного права определяют порядок и процедуры реализации норм материального права, права и обязанности субъектов процес­суально-правовых отношений.

Процессуальные нормы (институты, подотрасли и отрас­ли) права придают необходимую юридическую определенность взаимоотношениям различных субъектов права на всех стадиях правоустановительной, правоохранительной и правопримени­тельной деятельности. Процессуально-правовые формы и про­цедуры являются важной юридической гарантией реальности прав и свобод личности и необходимым условием эффективного действия всего права. Мера процессуализированности пра­ва — существенный качественный показатель степени разви­тости права в целом.

В рамках ряда отраслей права формируются подотрасли права. Так, в некоторых отраслях материального права (напри­мер конституционного, административного права и т.д.) посте­пенно складываются соответствующие подотрасли процессу­ального права (конституционно-процессуального права, адми­нистративно-процессуального права и т.д.). Возможно также формирование в рамках той или иной отрасли материального права подотрасли материального права, например в отрасли трудового права — подотрасли (а в ряде национальных систем права — и новой отрасли) социального права (права социаль­ного обеспечения).

Подотрасль права — это крупная составная часть отрасли права, объединяющая группу однородных правовых институтов. Складываясь первоначально на основе одного или нескольких правовых институтов, подотрасль права при наличии опреде­ленных условий (объективные потребности в правовом регули­ровании соответствующих новых сфер общественных отноше-


432 Раздел V. Доктрина и догма позитивного прав;

ний, существенное обновление основ и принципов самой пра­вовой регуляции и т.д.) постепенно развивается в направлении к обособлению в качестве новой самостоятельной отрасли права В связи с делением права на публичное право и частное право в юридической литературе принято различать отрасли публичного права (например конституционное право, админи­стративное право, уголовное право, гражданское процессуаль­ное право, уголовно-процессуальное право и т.д.) и отрасли частного права (наиболее распространенный пример — граж­данское право).

Также и международное право делится на международ­ное публичное право и международное частное право.

Деление права на/публичное и частное восходит к римс­ким юристам. "Изучение права, — писал Ульпиан (Д. 1.1.1), — распадается на две части: публичное и частное (право). Пуб­личное право, которое (относится) к положению римского го­сударства, частное, которое (относится) к пользе отдельных лиц; существует полезное в общественном отношении и полез­ное в частном отношении. Публичное право включает в себя святыни, служение жрецов, положение магистратов. Частное право делится на три части, ибо оно составляется или из ес­тественных предписаний, или (из предписаний) народов, или (из предписаний) цивильных"1.

Выделение в общей структуре права публично-правового компонента соответствовало основополагающей концепции рим­ской юриспруденции, предмет которой, наряду с познанием права вообще, включал в себя и соответствующее правовое учение о публичной власти (правовое понимание и толкование государства). Представление о публичном праве развивало и конкретизировало этот юридический подход к государству и придавало ему соответствующую институционально-правовую основу и определенность.

Признание публичного права (в его различении и соот­ношении с частным правом) по сути дела ставило государство (его организацию и деятельность, полномочия государствен­ных органов и т.д.) под действие права и означало, что у го­сударства в целом и у отдельных государственных органов нет какого-то своего особого "права" для себя, что государство, его органы и должностные лица подчиняются, как и осталь-^ ные субъекты права (частные лица), требованиям единого права и должны действовать в соответствии с его общими правилами.

1 Дигесты Юстиниана. М., 1984. С. 23.


Глава 5. Система права и систематизация законодательства 433

Однако сами римские юристы не трактовали действующее право в доктринальном плане как совокупность публично-пра­вовых и частно-правовых отраслей права. Такое деление отрас­лей права на отрасли публичного права и отрасли частного права складывалось в последующей европейской юриспруден­ции и прочно утвердилось в доктрине права в буржуазную эпо­ху ^— в условиях деполитизации сферы частной жизни и рез­кого разграничения сфер частных и публично-политических отношений, отделения гражданского общества от государства (политической общности), различения прав частного субъекта (члена гражданского общества) и прав публичного субъекта (гражданина, члена публично-политической общности).

Подобные представления о наличии чисто публично-пра­вовых и чисто частно-правовых отраслей являются доктри-нальным преувеличением и не соответствуют реалиям и дей­ствительному смыслу права как всеобщей формы общественных отношений по единому принципу формального равенства во всех (публичных и частных) сферах и отраслях правовой регу­ляции. Любая норма права в любой отрасли права, — если речь идет не о произвольном установлении, а действительно о норме права как конкретизации требований принципа фор­мального равенства, — объединяет в себе (и по смыслу обще­правового принципа формального равенства должна объеди­нять в себе) оба начала: публично-правовое и частно-право­вое или, говоря словами Ульпиана, "полезное в общественном отношении и полезное в частном отношении".

, Смысл деления права на публичное и частное состоит не в том, чтобы в одних нормах и отраслях права (например в конституционном или уголовном праве) выразить отдельно только "полезное в общественном отношении" (общественную пользу, благо, интерес, волю и т.д.), а в других нормах и от­раслях права (например в гражданском, семейном или пред­принимательском праве) выразить отдельно только "полезное в частном отношении" (частную пользу, благо, интерес, волю), а, напротив, в том, чтобы во всех нормах (и отраслях) права надлежащим образом учесть и выразить правовое значение и общественной пользы, и частной пользы (общественного и частного благ, интересов, воль) в их взаимосогласованном единстве.

Представленная в норме права и в праве в целом общая воля (общее благо, общий интерес) — это и есть правовой способ и правовая форма учета, согласования, сочетания пуб­личных и частных интересов в соответствующей сфере и отрас­ли нормативно-правовой регуляции.


434 Раздел V. Доктрина и догма позитивного права

Таким образом, при характеристике системы права с пози­ций различения публично-правовых и частно-правовых аспектов права речь, по существу, должна идти не об отдельных, прин­ципиально отличных друг от друга, "чистых" нормах и отраслях публичного права и частного права, а о публично-правовом и частно-правовом компонентах (составных моментах) во всех нормах и отраслях права. Специфический характер и особенно­сти сочетания этих компонентов в отдельной норме и в нормах той или иной отрасли права определяются своеобразием регули­руемых'общественных отношений, целями и задачами правовой регуляции, особенностями предмета и метода правового регули­рования различных сфер общественной жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: