Государство и его сущность
Вопрос о понятии государства является столь же сложным и древним, сколь и само государство. К этому вопросу постоянно обращались философы и юристы всех стран и народов на всех этапах возникновения и развития государства — с Древнего Рима и Древней Греции вплоть до наших дней.
В ранней и в более поздней, вплоть до современной, истории человечества имело место множество случаев, когда государством управляли без достаточных о нем знаний, лишь путем проб и ошибок, на основе эмпирического опыта.
При определении понятия государства важно учитывать не только субъективные обстоятельства, неодинаковое восприятие одних и тех же государственно-правовых явлений разными людьми, но и объективные обстоятельства. Речь идет, прежде всего, о сложности и многогранности самого государства как явления и, соответственно, о возможности и даже неизбежности многовариантного определения его понятия.
Так, этот термин иногда используетсяв самом широком смысле, а именно: «для обозначения общества как такового или же какой-либо особой формы общества»[1]. Нередко же он применяется и в очень узком смысле, для обозначения какого-либо особого органа или органов общества, например, органов управления, или же субъектов, а также — нации или территории, на которой проживает население той или иной страны. Неудовлетворительное состояние политической теории, являющейся в основе своей теорией государства, в значительной мере предопределяется тем фактом, что исследователи государствами права нередко используют одни и те же термины в совершенно разных значениях или же рассматривают разные явления и понятия как идентичные.
|
|
Итак, сложность и многогранность государства как явления и его понятия, с одной стороны, и субъективность его восприятия различными авторами — с другой, объективно обусловливают возможность и неизбежность его многовариантного понимания и не менее разнообразного его толкования.
Исходя из этого вполне ясен сам факт возникновения в различные периоды развития общества множества определений и понятий государства и их активного использования.
Весьма важным при этом является одно непременное требование-условие, а именно: чтобы эти поиски не носили умозрительный, оторванный от жизни, от государственно-правовой действительности характер, а чтобы ониадекватноотражали различные стороны и аспекты государства и права. Если это условие — признак научности и объективности исследования — соблюдается, то множественность определений понятия государства не только оправданна, но и объективно необходима. Она открывает широкие возможности для более глубокого и разностороннего познания как самого государства, так и его понятия.
|
|
В последнее десятилетие, начиная с так называемой перестройки 1985 г., когда на первый план в официальной общесоюзной, а затем российской политике и идеологии вместо узко классовых стали выступать общечеловеческие ценности, классовая тональность в определениях государства (и права) стала постепенно вытесняться общесоциальной тональностью. Государство вновь пытаются определять как организацию или институт «всех и для всех». Довольно типично определение понятия государства как «единой политической организации общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.
Узкоклассовый подход к определению понятия государства, а вместе с ним и к его сущности, несомненно, является крайностью. Однако крайностью является и «общечеловеческий» подход. Отказываясь от одной, «чисто» классовой крайности, осознанно или неосознанно, авторы — приверженцы общечеловеческих ценностей и интересов — впадают в другую крайность, не менее искажающую действительность.
В реальной жизни нет ни «чисто» классовых, ни «чисто» общечеловеческих государственных институтов, а, следовательно, истина, как нередко случается, находится где-то по «золотой» середине.
Из этого следует, что при определении понятия государства важно учитывать не только его классовые элементы и соответствующие признаки, но и внеклассовые, «общечеловеческие» признаки и черты.
В свете сказанного наиболее приемлемым современным определением государства, по сравнению с ранее предложенными, было бы его определение в качестве организации политической власти, необходимой для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества. Данное определение точнее других характеризует не только понятие, но и социальное назначение государства как института, обслуживающего интересы и стоящих у власти классов или групп, и самого общества.
При рассмотрении государства под углом зрения его сущности необходимо иметь в виду, что государство — организация непосредственного политического властвования. Все другие организации, входящие в политическую систему общества, участвуют в осуществлении власти опосредованно, через государство, в той или иной мере и в различных формах сотрудничая с ним.
Государство отличается от этих организаций рядом существенных особенностей.
1. Государство в пределах своих территориальных границ выступает в качестве единственного официального представителя всего общества, объединяемого им по признаку гражданства.
2. Государство — единственный носитель суверенной власти. Под государственным суверенитетом принято понимать присущее государству верховенство на всей территории и независимость в международных отношениях.
3. Государство издает законы и подзаконные акты, обладающие юридической силой и содержащие нормы права.
4. Государство есть сложный механизм управления обществом, разносторонними социальными сферами и процессами; государство представляет собой систему государственных органов и соответствующих материальных средств (вещественных придатков), необходимых для выполнения его задач и функций.
5. Государство — единственная в политической системе организация, которая располагает правоохранительными (карательными) органами (суд, прокуратура, милиция, полиция и т. д.), специально призванными стоять на страже законности и правопорядка.
|
|
6. Только государство располагает вооруженными силами и органами безопасности, обеспечивающими его оборону, суверенитет, территориальную целостность и безопасность.
7. Один из важнейших признаков государства, так или иначе соприкасающийся со всеми рассмотренными выше и обобщающий некоторые из них, — это тесная органическая связь государства с правом, представляющим собой экономически и духовно обусловленное нормативное выражение воли общества, государственный регулятор общественных отношений. Трудно найти в истории пример, когда бы государство могло обходиться без права, а право — без государства[2].
Взятые в совокупности отмеченные особенности государства объясняют его особое место и ведущую роль в политической системе общества. Вполне понятно, что в разные исторические эпохи, в различных социально-экономических условиях указанные признаки государства различаются как конкретным внутренним содержанием, так и внешним проявлением.
Успешное претворение этих целей в жизнь неразрывно связано с осуществлением задач укрепления государства, обеспечения действенности всех институтов государственной власти в России, наведения правопорядка в самой власти и в стране.