Построение планов ускорений точек кулисного механизма

При построении планов ускорений точек кулисного механизма будем использовать обозначения соответствующих точек и разложение движения звеньев, принятые при построении планов скоростей.

Определяем ускорение точки B1, принадлежащей вращающемуся звену 1. Ускорение точки B1 является векторной суммой нормального и тангенциального ускорений:

 
 


aB1 = aB1 + aB1.

O1 ^ O1B

Модуль нормального ускорения:

       
   
 
 
 


| aB1 | = ω1·lO1B [м/с²].

Вектор нормального ускорения всегда направлен к центру кривизны траектории точки. В нашем

 
 


случае a B 1 направлен от В к O1 (B O1).

Модуль тангенциального ускорения:

 
 


| aB1 | = ε 1·lO1B [м/с²].

Вектор тангенциального ускорения направлен всегда по касательной к траектории точки (перпендикулярно мгновенному радиусу вращения) в сторону углового ускорения ε.

       
   
τ
 
dω1 dt
 


Угловое ускорение первого звена ε1 = = 0, поскольку ω1 = const. Следовательно a B1 = 0. Отсюда:

 
 
n


aB1 = aB1.

Из произвольно выбранной точки Pa - полюса плана ускорений – проводим прямую, параллельную BO1 и в направлении от В к O1 откладываем отрезок Pab1, изображающий вектор абсолютного ускорения aB 1 (рис. 4).

кор
τ
Pa

|| O2B

aB3 ||BO1

n3 aB1,2

aB3 aB3

┴ O2B b1,2

aB2

|| BO2 k

aB2 - B3

b3 aC5

|| x - x

aC3,4

aC4 – C5

c3,4 ^ x – x c5

Рисунок 4 – План ускорений механизма

Определяем масштабный коэффициент линейных ускорений:

 
 
aB1____ м/с² (Pab1) мм


μa = [ ].

Дальнейшее построение плана ускорений механизма будем выполнять с учетом выбранного масштабного коэффициента μ a.

Определяем ускорение точки B2. Как и абсолютная линейная скорость точки B 2, ускорение точки B 2 равно по модулю и направлению ускорению точки B 1:

aB2 = aB1.

На плане ускорений aB2 изображается тем же отрезком, что и aB1 P ab1,2.

Определяем ускорение точки B3. Для этого воспользуемся разложением сложного движения звена 2, как и при определении абсолютной линейной скорости VB3:

 
 
пер отн кор


aB2 = aB2 + aB2 + aB2. [1]

Абсолютное ускорение точки B2 в сложном движении является векторной суммой переносного, относительного и кориолисового ускорений.

Переносное движение – возвратно-вращательное движение кулисы 3. Следовательно переносное ускорение точки B 2 ползуна равно абсолютному ускорению точки B3 кулисы:

 
 
пер отн кор


aB2 = aB3.

Звено 3 совершает возвратно-вращательное движение, поэтому абсолютное ускорение точки B3 является векторной суммой нормального и тангенциального ускорений:

       
   
 
 


aB3 = aB3 + aB3.

 
 
n


Вектор нормального ускорения aB3 направлен от В к O2. Модуль нормального ускорения:

       
   
 
 
|VB3| lO2B

| aB3| = ω3·lO2B = [м/с²].

τ
τ

отн
Вектор тангенциального ускорения aB3 направлен перпендикулярно O1B. Модуль | aB3 | определить не можем, т.к. нам неизвестен закон изменения ω3 = f(t ).

Относительное ускорение aB2 в относительном движении направлено вдоль кулисы:

 
 
отн


aB2 = aB2 – B3.

|| BO2

Кориолисово ускорение равно двойному векторному произведению угловой скорости переносного движения и линейной скорости относительного движения:

 
 
кор пер отн


aB2 = 2ω2 ´VB2.

 
 


Угловая скорость переносного движения ω2 в нашем случае равна угловой скорости звена 3:

 
 
пер


ω2 = ω3.

 
 


Относительная линейная скорость VB2 в нашем случае равна относительной скорости поступательного перемещения точки B2 по отношению к точке B3:

 
 


V B2 = V B2 - B3.

 
 


Можно определить a B2 = 2ω3 ´ V B2 - B3.

Определяем модуль кориолисового ускорения:

 
 


| aB2 | = 2|ω3|·|V B2 - B3|sin α,

где α – угол между направлениями векторов угловой ω3 и линейной V B2 - B3 скоростей.

В нашем случае вектор угловой скорости ω 3 направлен перпендикулярно плоскости чертежа к нам

           
   
 
     
 


(по правилу буравчика). Вектор относительной скорости V B2 - B3 лежит в плоскости чертежа. Угол между векторами угловой и относительной скоростей α = 90°,sin α = sin 90° = 1, следовательно:

 
 
кор


| aB2 | = 2ω3· V B2 - B3.

кор
Определяем направление вектора кориолисового ускорения по методу Н.Е.Жуковского. Для определения направления вектора кориолисового ускорения необходимо вектор относительной скорости (относительного движения) повернуть в направлении переносной угловой скорости на 90°. (Переносим V B2 - B3 на план механизма и поворачиваем его на 90° по ходу ω3). В нашем случае aB2 ^ BO2.

Подставим в исходное уравнение [1] полученные данные:

       
   
 
 


aB2 = aB3 + aB3 + aB2 – B3 + aB2.

B O2 ^ BO2 || BO2 ^ BO2

τ
n
Получаем векторное уравнение с двумя скалярными неизвестными: модулями ускорений | aB3| и | aB2 – B3|. Решаем уравнение графическим методом. Из полюса плана ускорений Pa проводим линию параллельно BO2 – направление нормального ускорения точки B3 - aB3.

n
|aB3| μa  
Определяем длину отрезка на плане ускорений:

 
 


Pan3 = [мм].

кор
τ
Откладываем отрезок Pan3 и конец вектора обозначаем n3. Через точку n 3 на плане ускорений проводим линию ^ BO2 (а следовательно и ^ Pan3) – направление тангенциального ускорения aB3.

       
   
 
 
кор

Вектор aB2 является замыкающим в сумме векторов. Определим длину отрезка kb1,2 =, откладываем

τ
τ
отрезок на плане ускорений ^ BO2 и направляем вектор в точку b1,2. Затем через точку k проводим линию параллельно BO2, направление вектора относительного ускорения aB2–B3, до пересечения с направлением тангенциального ускорения aB3. Полученную точку пересечения обозначаем b3. Проставляем направление векторов aB3 и aB2 – B3 по правилу сложения векторов. Соединяем Pa с точкой b3 на плане ускорений. Отрезок Pab3 является изображением вектора абсолютного ускорения точки B3 - aB3. Определяем модули ускорений:

 
 
τ


| aB3| = (Pab3) μa; | aB3| = (n3b3) μa; | aB2 – B3 | = (b3k) μa.

  = =.
Определяем ускорение точки C3, принадлежащей звену 3. Для этого воспользуемся теоремой о подобии. Составляем пропорцию:

aC3CO2 Pac3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: