При построении планов ускорений точек кулисного механизма будем использовать обозначения соответствующих точек и разложение движения звеньев, принятые при построении планов скоростей.
Определяем ускорение точки B1, принадлежащей вращающемуся звену 1. Ускорение точки B1 является векторной суммой нормального и тангенциального ускорений:
aB1 = aB1 + aB1.
B® O1 ^ O1B
Модуль нормального ускорения:
| aB1 | = ω1·lO1B [м/с²].
Вектор нормального ускорения всегда направлен к центру кривизны траектории точки. В нашем
случае a B 1 направлен от В к O1 (B O1).
Модуль тангенциального ускорения:
| aB1 | = ε 1·lO1B [м/с²].
Вектор тангенциального ускорения направлен всегда по касательной к траектории точки (перпендикулярно мгновенному радиусу вращения) в сторону углового ускорения ε.
| |||
| |||
Угловое ускорение первого звена ε1 = = 0, поскольку ω1 = const. Следовательно a B1 = 0. Отсюда:
|
aB1 = aB1.
Из произвольно выбранной точки Pa - полюса плана ускорений – проводим прямую, параллельную BO1 и в направлении от В к O1 откладываем отрезок Pab1, изображающий вектор абсолютного ускорения aB 1 (рис. 4).
|| O2B aB3 ||BO1 n3 aB1,2 aB3 aB3 ┴ O2B b1,2 aB2 || BO2 k aB2 - B3 b3 aC5 || x - x aC3,4 aC4 – C5 c3,4 ^ x – x c5 Рисунок 4 – План ускорений механизма |
Определяем масштабный коэффициент линейных ускорений:
|
μa = [ ].
Дальнейшее построение плана ускорений механизма будем выполнять с учетом выбранного масштабного коэффициента μ a.
Определяем ускорение точки B2. Как и абсолютная линейная скорость точки B 2, ускорение точки B 2 равно по модулю и направлению ускорению точки B 1:
aB2 = aB1.
На плане ускорений aB2 изображается тем же отрезком, что и aB1 – P ab1,2.
Определяем ускорение точки B3. Для этого воспользуемся разложением сложного движения звена 2, как и при определении абсолютной линейной скорости VB3:
|
aB2 = aB2 + aB2 + aB2. [1]
Абсолютное ускорение точки B2 в сложном движении является векторной суммой переносного, относительного и кориолисового ускорений.
Переносное движение – возвратно-вращательное движение кулисы 3. Следовательно переносное ускорение точки B 2 ползуна равно абсолютному ускорению точки B3 кулисы:
|
aB2 = aB3.
Звено 3 совершает возвратно-вращательное движение, поэтому абсолютное ускорение точки B3 является векторной суммой нормального и тангенциального ускорений:
aB3 = aB3 + aB3.
|
Вектор нормального ускорения aB3 направлен от В к O2. Модуль нормального ускорения:
|
| aB3| = ω3·lO2B = [м/с²].
|
|
|
Относительное ускорение aB2 в относительном движении направлено вдоль кулисы:
|
aB2 = aB2 – B3.
|| BO2
Кориолисово ускорение равно двойному векторному произведению угловой скорости переносного движения и линейной скорости относительного движения:
|
aB2 = 2ω2 ´VB2.
Угловая скорость переносного движения ω2 в нашем случае равна угловой скорости звена 3:
|
ω2 = ω3.
Относительная линейная скорость VB2 в нашем случае равна относительной скорости поступательного перемещения точки B2 по отношению к точке B3:
V B2 = V B2 - B3.
Можно определить a B2 = 2ω3 ´ V B2 - B3.
Определяем модуль кориолисового ускорения:
| aB2 | = 2|ω3|·|V B2 - B3|sin α,
где α – угол между направлениями векторов угловой ω3 и линейной V B2 - B3 скоростей.
В нашем случае вектор угловой скорости ω 3 направлен перпендикулярно плоскости чертежа к нам
(по правилу буравчика). Вектор относительной скорости V B2 - B3 лежит в плоскости чертежа. Угол между векторами угловой и относительной скоростей α = 90°,sin α = sin 90° = 1, следовательно:
|
| aB2 | = 2ω3· V B2 - B3.
|
Подставим в исходное уравнение [1] полученные данные:
aB2 = aB3 + aB3 + aB2 – B3 + aB2.
B O2 ^ BO2 || BO2 ^ BO2
|
|
|
|
Pan3 = [мм].
|
|
|
Вектор aB2 является замыкающим в сумме векторов. Определим длину отрезка kb1,2 =, откладываем
|
|
|
| aB3| = (Pab3) μa; | aB3| = (n3b3) μa; | aB2 – B3 | = (b3k) μa.
|
aC3CO2 Pac3