Политические идеи французского Просвещения

На рубеже 17-18 вв. в Европе возникает явление, которое принять называть Просвещением. Это общекультурное движение в качестве идеала выдвигало утверждение на земле «царства разума» путем распространения знаний, искоренения невежества, всестороннего воспитания личности.

Французские просветители (Вольтер, Дидро, Монтескье и др.) предлагали установить равенство всех пред законом, верховенство закона, народный суверенитет, основываясь на методологии рационализма.

Ш. Монтескье (1689-1755 гг.) называют основоположником «географической школы» в политологической науке. В работе «О духе законов» он попытался исследовать, какие факторы определяют форму государства в различных странах. К таким факторам он относил, прежде всего, климат, рельеф местности, размер территории, географическое расположение.

Монтескье высказал мысль о большом значении социально-экономических факторов и культурных традиций.

Ш.Монтескье придал окончательный вид теории разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную, действующих независимо друг от друга, показав необходимость самостоятельности судебной власти.

Жан Жак Руссо (1712-1778 гг.) исходил из приоритета принципа народного суверенитета. Догосударственное состояние людей он называет «золотым веком», так как в этот период не было главных зол - частной собственности и неравенства. Возникновение этих явлений он считал ошибкой людей и именно с их появлением связывал происхождение государства. Руссо первым четко разграничил гражданское общество и государство. Необходимо такое государство, утверждает он, в котором люди не теряли бы своих естественных прав и сохраняли свободу. Был сторонником прямого народовластия.

5. Политические идеи в России XVIII-XIX вв.

До XVIII века русская политическая мысль в целом развивалась в религиозной форме; с XVIII в. в ней преобладают секулярная (светская) и просветительская тенденции, связанные с эпохой «европеизации» России, начатой Петром I(политические учения Ф.Прокоповича, М.М.Щербатова, С.Е.Десницкого и др.).

Заявила о себе яркая плеяда просветителей: И.И.Новиков, И.А.Третьяков, Я.П.Козельский. Общим мотивом просветителей была критика крепостничества.

Политическое развитие России запоздало по сравнению с западноевропейским. Если в Англии с 1265 г. существовал парламент, во Франции – с 1302 г.- Генеральные Штаты, в Швейцарии в XVI в.состоялся первый в истории референдум, а в период буржуазных революций XVI-XVIII в европейских государствах появляются гражданские и политические права, возникают политические партии и обосновывается политическая идеология либерализма, то Россия с XV в. до Февральской революции1917 г. оставалась самодержавным авторитарно-бюрократическим государством.

В русской политической мысли преобладали крайности – радикализм и консерватизм, которые не были однородными.

Среди консерваторов были идеологи:

1) реакционного характера, певцы застоя, отстаивающие верность только прошлому (Н.М.Карамзин, С.С.Уваров, К.Победоносцев);

2) консерваторы, для которых обращение к прошлому, истории служило основой совершенствования, поиска идентичности. Это реформаторски настроенные славянофилы, авторы русской идеи (К.Н.Леонтьев).

Революционный радикализм был одним из основных направлений политической мысли России XIX - начала XX вв. Он был представлен некоторыми теориями декабристов (П.И.Пестель), революционного демократизма 40-60-х годов, революционного народничества (П.Н.Ткачев и др.) и марксизма. Активным распространителем марксизма в России был Г.В.Плеханов.

Политический либерализм – продукт западной цивилизации, в России либерализм не имел глубоких исторических корней.

Активным сторонником либерализма в России был Б.Н.Чичерин.

Идеи либерализма не получили широкого распространения в России во многом из-за отсутствия широкой социальной базы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: