План лекции
1. Понятие социальной защиты работников
2. Принципы социальной защиты работников
3. Формы осуществления социальной защиты
1. В широком смысле социальная защита — система законодательных, социально-экономических и морально-психологических мер, обеспечивающих достойное качество жизни человека.
Система государственной социальной защиты. Поскольку, в соответствии со статьей 7 Конституции РФ, Российская Федерация признается социальным государством, то основной объем защитных функций применительно ко всем гражданам берет на себя именно оно. В социальном государстве согласно Конституции:
- охраняется труд и здоровье людей;
- устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда;
-обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых людей;
- развивается система социальных служб;
- устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Экономической основой социальной защиты государства являются налоги с предприятий, коммерческих организаций и частных лиц. Право на государственную защиту имеют все граждане вне зависимости от их участия или неучастия в общественном производстве, каких-то иных социальных признаков.
|
|
Пространство и глубина этой защиты определяются:
- необходимостью обеспечить социально приемлемые для данного уровня экономического развития стандарты жизни;
- экономической дееспособностью людей;
- развитостью других систем социальной защиты;
- материальными и финансовыми возможностями государства.
Система общественной (гражданской) защиты. Общество, как совокупность граждан, общественных (негосударственных) организаций, объединений имеет потенциально немалые возможности в оказании социальной и гуманитарной помощи своим членам.
Общественные, благотворительные, религиозные организации и фонды, институт меценатства, добровольные пожертвования граждан – это в совокупности мощный источник материальной и нравственной поддержки нуждающихся, возрождения культуры и общественной морали. Этот источник раскрыт еще явно недостаточно.
Система коллективной (корпоративной) социальной защиты. Возрастание степеней свободы и хозяйственной самостоятельности предприятий и организаций создают условия формирования собственной системы безопасности, т.е. системы защиты членов коллектива силами самого коллектива. Она может как дополнять государственную и общественную системы защиты, так и иметь самостоятельное значение, например, оказывать помощь работникам в сфере профессионализации, в обеспечении большей экономической независимости. Эта же система способствует защите коллектива как целого в случаях ухудшения экономической конъюнктуры или трудовых конфликтов (забастовок).
|
|
Социальная защита на уровне предприятия. Каждое предприятие (организация) наряду с государством и обществом разделяет долю ответственности за положение и судьбу своих работников. Поэтому оно должно оказывать членам своего коллектива максимально возможную помощь и поддержку. Но для того, чтобы никто не был обижен, несправедливо забыт или ущемлен, а средства защиты использовались в полном объеме и результативно, мало ограничиться набором некоторых случайных мер. Должна быть создана система защиты коллектива, обеспеченная ресурсами и организационно оформленная.
Исходя из предложенного выше понимания социальной защиты, можно выделить следующие направления деятельности:
- защита от потери работы (безработицы);
- социальная и экономическая помощь наиболее уязвимым группам работников;
-дополнительное обучение, переобучение, повышение квалификации;
- поиск новых организационных форм труда;
- правовая поддержка;
- информационная помощь;
- психологическая помощь и поддержка;
- обеспечение личной экономической безопасности работника.
2. В соответствии с базовыми положениями международного и отечественного законодательства можно выделить следующие важнейшие принципы социальной защиты работников:
- социальная ответственность общества и государства за бережное отношение к личности, реализацию его прав на свободный труд, выбор профессии, места работы и обучения, обеспечение приемлемых условий труда, защиту здоровья и жизни, компенсацию утраты трудоспособности;
- социальная справедливость в области трудовых отношений – равное вознаграждение за равный труд;
- минимально возможный уровень социальных и профессиональных рисков, обеспечение социальных гарантий по их компенсации;
- участие различных субъектов (государство, работодатели, профсоюзы, общественные организации, профессиональные ассоциации, региональные и муниципальные органы управления) в осуществлении социальной защиты;
- солидарность всех субъектов социальной защиты в распределении «бремени» финансовых расходов (на основе «социальных договоров»);
- индивидуальная ответственность работников за сохранение своего здоровья и работоспособности;
- сочетание пассивных (льготы, пособия, материальная помощь) и активных (переобучение, повышение профессиональной квалификации, выдача кредитов и т.д.) форм социальной защиты;
- разноадресность способов социальной защиты – от государственных гарантий для всех трудящихся до мер, направленных на конкретные профессиональные и социальные группы;
-дифференцированный подход к различным категориям работников.
3. Формы осуществления социальной защиты
Важную роль в системе социальной защиты призваны играть социальные трансферты.
Социальные трансферты – передача гражданам государственными и негосударственными организациями ресурсов в денежной и натуральной форме, преимущественно на безвозмездной основе.
К социальным трансфертам относятся: пенсии, пособия, стипендии, дотации, различные выплаты, а также бесплатные услуги, составляющие часть совокупных доходов граждан. На практике они реализуются в разных видах: социальной помощи, государственных социальных гарантий, социальных льгот, социального страхования.
Особенностью социальных трансфертов является то, что их источником выступают федеральные, региональные и местные бюджеты, они выдаются, как правило, безотносительно к трудовому вкладу человека (группы) и принадлежности к конкретной организации.
|
|
Самым распространенным и наиболее действенным механизмом социальной защиты работников организации является коллективный договор, заключаемый представителями работодателя (администрацией) и работников (профсоюзный комитет).
Коллективный договор учитывает специфику данного производства, конкретные условия труда, остроту внутриорганизационных проблем. Круг вопросов, которые регулируются договором, может быть различен, но есть и ряд общих, «типичных» вопросов, содержащихся в той или иной пропорции в большинстве коллективных договоров.
Разделы коллективного договора могут быть следующими [2, 3]:
1. Общие положения.
2. Обязанности Правления.
3. Обязанности Работника.
4. Обязанности Профсоюза.
5. Трудовой договор (контракт).
6. Организация и оплата труда.
7. Режим труда и отдыха.
8. Обеспечение занятости и социальной зашиты при потере работы.
9. Охрана труда и здоровья.
10. Социальные программы.
11. Права Профсоюза.
12. Выполнение коллективного договора.
Как видно уже из структуры, договор достаточно полно охватывает наиболее существенные для работника вопросы труда, быта и при условии наполнения его конкретным содержанием может быть эффективным средством защиты интересов работника.
Только договаривающиеся стороны решают, каким быть договору, какие вопросы в него включать, на какой срок распространять и т.д. Их свобода ограничивается двумя моментами:
- условия коллективного договора не могут ухудшать положение работника по сравнению с действующим законодательством (в противном случае они признаются недействительными);
- показатели, закладываемые в коллективный договор, не должны быть ниже тех, которые содержатся в генеральном, отраслевом и других рамочных соглашениях.
Оценивая практику коллективно-договорной работы в российских условиях, нельзя не отметить следующее.
Формой обеспечения социальной защиты работников предприятия являются также социальные программы.
Социальная программа предприятия может включать комплекс мер по следующим направлениям деятельности:
|
|
- выплаты средств из фонда социального страхования;
- оказание материальной помощи;
- организация отдыха работников предприятия;
- медицинское обслуживание;
- решение жилищных вопросов работников;
-дополнительное пенсионное обеспечение работников и пенсионеров;
- участие в городских социальных программах и благотворительность.
Пакет социальных льгот и гарантий работникам закреплен в коллективном договоре.
Еще одним механизмом социальной защиты работника являются трудовые контракты.
Контракт – это форма трудового договора, заключаемого между работником и работодателем и регулирующая взаимные права и ответственность.
Контракт содержит требования к содержанию работы и ее результатам, перечень условий, гарантируемых работнику (оплата, дополнительные вознаграждения и т.д.), правила соблюдения и расторжения контракта.
Контракт обычно заключается на фиксируемый срок, в течение которого действуют взаимные обязательства сторон. Нарушение условий контракта со стороны работника или работодателя, его досрочное расторжение влечет за собой применение санкций – выплата неустойки, штраф.
Контракт является эффективным средством защиты прав работника, так как его заключение возможно только с согласия самого работника на предлагаемые условия, что закрепляется его личной подписью. Будучи юридическим документом, контракт находится в поле правовой защиты.
Некоторые крупные компании, располагающие значительными финансовыми возможностями, для обеспечения наибольшей социальной защиты своих работников, включая и тех, которые вышли на пенсию, создают собственные социальные кодексы.
Например, в социальном кодексе компании «Лукойл», согласованном с комитетом профсоюзного объединения, содержатся корпоративные социальные гарантии работникам и неработающим пенсионерам, включающие в себя:
- регулирование вопросов труда, занятости и производственных отношений (социально ответственное реструктурирование; политика оплаты и мотивации груда; промышленная безопасность, охрана труда и окружающей среды; социальная политика в отношении молодых работников);
- качество условий труда и жизни работников и их семей (охрана здоровья; оздоровление, спорт, физкультура и организация отдыха; жилищная политика);
- гармоничное сочетание трудовых и семейных обязанностей (дополнительные дни отдыха и отпуска; социальная поддержка семей с детьми и инвалидами);
- корпоративное социальное обеспечение и страхование (добровольное медицинское страхование; негосударственное пенсионное обеспечение; корпоративная система личного страхования);
- социальная поддержка инвалидов и неработающих пенсионеров, работников, пострадавших от профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве[1].
Реализация обязательств (сроки введения, объемы финансирования и т.д.), содержащихся в социальном кодексе, осуществляется в ходе коллективных переговоров и закрепляется соглашением между компанией и профсоюзным объединением, а также в локальных нормативных актах. Принимая социальный кодекс, компания подтверждает, что взятые обязательства являются по преимуществу дополнительными по отношению к тем, которые закреплены трудовым законодательством. Они не отменяют и не подменяют собой результаты коллективных переговоров с работниками и практику заключения коллективных договоров.
Формой социальной защиты работников может быть создание профессиональных негосударственных пенсионных фондов, образуемых взносами как самого работника, так и предприятия. Солидарный счет предприятия является совокупностью именных счетов работников. Предприятие берет на себя обязательство вносить определенную часть денежных средств за работника, ставшего участником негосударственного пенсионного фонда, и это фиксируется в коллективном договоре. Важнейшими условиями здесь является отнесение сумм взносов предприятий на себестоимость продукции и инвестирование образовавшегося фонда в производство.
Практическое задание:
1. Анализ управления социальным развитием организации на примере конкретной организации.
2. Разработка нормативно-правовых документов (по выбору) – коллективный договор, социальный кодекс, положение о социальной защите и поддержке, о социальной службе на примере конкретной организации.
Рефераты по темам:
1. Профсоюзы как организация защиты интересов работников
2. Сотрудничество организаций с некоммерческим партнерством «ВВК - Национальный союз кадровиков», «Национальным союзом организаций по подготовке кадров в области управления персоналом («Национальный союз «Управление персоналом»)», Ассоциацией организаций управленческого образования, профсоюзами, другими общественными организациями и трудовым коллективом.
3. Социальные программы как форма реализации социальной политики организации.
4. Виды социальных программ. Технология разработки социальных программ.
5. Технология создания системы управления социальным развитием организации. Этапы разработки и реализации социальных программ.