Тема 9. Социальная защита работников организации

План лекции

1. Понятие социальной защиты работников

2. Принципы социальной защиты работников

3. Формы осуществления социальной защиты

1. В широком смысле социальная защита — система законодательных, социально-экономических и морально-психологических мер, обеспечивающих достойное качество жизни человека.

Система государственной социальной защиты. Поскольку, в соответствии со статьей 7 Конституции РФ, Российская Федерация признается социальным государством, то основной объем защитных функций применительно ко всем гражданам берет на себя именно оно. В социальном государстве согласно Конституции:

-  охраняется труд и здоровье людей;

- устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда;

-обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых людей;

- развивается система социальных служб;

- устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Экономической основой социальной защиты государства являются налоги с предприятий, коммерческих организаций и частных лиц. Право на государственную защиту имеют все граждане вне зависимости от их участия или неучастия в общественном производстве, каких-то иных социальных признаков.

Пространство и глубина этой защиты определяются:

- необходимостью обеспечить социально приемлемые для данного уровня экономического развития стандарты жизни;

- экономической дееспособностью людей;

- развитостью других систем социальной защиты;

- материальными и финансовыми возможностями государства.

Система общественной (гражданской) защиты. Общество, как совокупность граждан, общественных (негосударственных) организаций, объединений имеет потенциально немалые возможности в оказании социальной и гуманитарной помощи своим членам.

Общественные, благотворительные, религиозные организации и фонды, институт меценатства, добровольные пожертвования граждан – это в совокупности мощный источник материальной и нравственной поддержки нуждающихся, возрождения культуры и общественной морали. Этот источник раскрыт еще явно недостаточно.

Система коллективной (корпоративной) социальной защиты. Возрастание степеней свободы и хозяйственной самостоятельности предприятий и организаций создают условия формирования собственной системы безопасности, т.е. системы защиты членов коллектива силами самого коллектива. Она может как дополнять государственную и общественную системы защиты, так и иметь самостоятельное значение, например, оказывать помощь работникам в сфере профессионализации, в обеспечении большей экономической независимости. Эта же система способствует защите коллектива как целого в случаях ухудшения экономической конъюнктуры или трудовых конфликтов (забастовок).

Социальная защита на уровне предприятия. Каждое предприятие (организация) наряду с государством и обществом разделяет долю ответственности за положение и судьбу своих работников. Поэтому оно должно оказывать членам своего коллектива максимально возможную помощь и поддержку. Но для того, чтобы никто не был обижен, несправедливо забыт или ущемлен, а средства защиты использовались в полном объеме и результативно, мало ограничиться на­бором некоторых случайных мер. Должна быть создана система защиты коллектива, обеспеченная ресурсами и организационно оформленная.

Исходя из предложенного выше понимания социальной защиты, можно выделить следующие направления деятельности:

-  защита от потери работы (безработицы);

-  социальная и экономическая помощь наиболее уязвимым группам работников;

-дополнительное обучение, переобучение, повышение квалификации;

-  поиск новых организационных форм труда;

-  правовая поддержка;

-  информационная помощь;

-  психологическая помощь и поддержка;

-  обеспечение личной экономической безопасности работника.

2. В соответствии с базовыми положениями международного и отечественного законодательства можно выделить следующие важнейшие принципы социальной защиты работников:

- социальная ответственность общества и государства за бережное отношение к личности, реализацию его прав на свободный труд, выбор профессии, места работы и обучения, обеспечение приемлемых условий труда, защиту здоровья и жизни, компенсацию утраты трудоспособности;

- социальная справедливость в области трудовых отношений – равное вознаграждение за равный труд;

- минимально возможный уровень социальных и профессиональных рисков, обеспечение социальных гарантий по их компенсации;

- участие различных субъектов (государство, работодатели, профсоюзы, общественные организации, профессиональные ассоциации, региональные и муниципальные органы управления) в осуществлении социальной защиты;

- солидарность всех субъектов социальной защиты в распределении «бремени» финансовых расходов (на основе «социальных договоров»);

- индивидуальная ответственность работников за сохранение своего здоровья и работоспособности;

- сочетание пассивных (льготы, пособия, материальная помощь) и активных (переобучение, повышение профессиональной квалификации, выдача кредитов и т.д.) форм социальной защиты;

- разноадресность способов социальной защиты – от государственных гарантий для всех трудящихся до мер, направленных на конкретные профессиональные и социальные группы;

-дифференцированный подход к различным категориям работников.

3. Формы осуществления социальной защиты

Важную роль в системе социальной защиты призваны играть социальные трансферты.

Социальные трансферты – передача гражданам государственными и негосударственными организациями ресурсов в денежной и натуральной форме, преимущественно на безвозмездной основе.

К социальным трансфертам относятся: пенсии, пособия, стипендии, дотации, различные выплаты, а также бесплатные услуги, составляющие часть совокупных доходов граждан. На практике они реализуются в разных видах: социальной помощи, государственных социальных гарантий, социальных льгот, социального страхования.

Особенностью социальных трансфертов является то, что их источником выступают федеральные, региональные и местные бюджеты, они выдаются, как правило, безотносительно к трудовому вкладу человека (группы) и принадлежности к конкретной организации.

Самым распространенным и наиболее действенным механизмом социальной защиты работников организации является коллективный договор, заключаемый представителями работодателя (администрацией) и работников (профсоюзный комитет).

Коллективный договор учитывает специфику данного производства, конкретные условия труда, остроту внутриорганизационных проблем. Круг вопросов, которые регулируются договором, может быть различен, но есть и ряд общих, «типичных» вопросов, содержащихся в той или иной пропорции в большинстве коллективных договоров.

Разделы коллективного договора могут быть следующими [2, 3]:

1. Общие положения.

2.  Обязанности Правления.

3.  Обязанности Работника.

4.  Обязанности Профсоюза.

5.  Трудовой договор (контракт).

6.  Организация и оплата труда.

7.  Режим труда и отдыха.

8.  Обеспечение занятости и социальной зашиты при потере работы.

9.  Охрана труда и здоровья.

10.  Социальные программы.

11.  Права Профсоюза.

12.  Выполнение коллективного договора.

Как видно уже из структуры, договор достаточно полно охватывает наиболее существенные для работника вопросы труда, быта и при условии наполнения его конкретным содержанием может быть эффективным средством защиты интересов работника.

Только договаривающиеся стороны решают, каким быть договору, какие вопросы в него включать, на какой срок распространять и т.д. Их свобода ограничивается двумя моментами:

-  условия коллективного договора не могут ухудшать положение работника по сравнению с действующим законодательством (в противном случае они признаются недействительными);

-  показатели, закладываемые в коллективный договор, не должны быть ниже тех, которые содержатся в генеральном, отраслевом и других рамочных соглашениях.

Оценивая практику коллективно-договорной работы в российских условиях, нельзя не отметить следующее.

Формой обеспечения социальной защиты работников предприятия являются также социальные программы.

Социальная программа предприятия может включать комплекс мер по следующим направлениям деятельности:

-  выплаты средств из фонда социального страхования;

-  оказание материальной помощи;

-  организация отдыха работников предприятия;

-  медицинское обслуживание;

-  решение жилищных вопросов работников;

-дополнительное пенсионное обеспечение работников и пенсионеров;

-  участие в городских социальных программах и благотворитель­ность.

Пакет социальных льгот и гарантий работникам закреплен в кол­лективном договоре.

Еще одним механизмом социальной защиты работника являются трудовые контракты.

Контракт – это форма трудового договора, заключаемого между работником и работодателем и регулирующая взаимные права и ответственность.

Контракт содержит требования к содержанию работы и ее результатам, перечень условий, гарантируемых работнику (оплата, дополнительные вознаграждения и т.д.), правила соблюдения и расторжения контракта.

Контракт обычно заключается на фиксируемый срок, в течение которого действуют взаимные обязательства сторон. Нарушение условий контракта со стороны работника или работодателя, его досрочное расторжение влечет за собой применение санкций – выплата неустойки, штраф.

Контракт является эффективным средством защиты прав работника, так как его заключение возможно только с согласия самого работника на предлагаемые условия, что закрепляется его личной подписью. Будучи юридическим документом, контракт находится в поле правовой защиты.

Некоторые крупные компании, располагающие значительными финансовыми возможностями, для обеспечения наибольшей соци­альной защиты своих работников, включая и тех, которые вышли на пенсию, создают собственные социальные кодексы.

Например, в социальном кодексе компании «Лукойл», согласованном с комитетом профсоюзного объединения, содержатся корпоративные социальные гарантии работникам и неработающим пенсионерам, включающие в себя:

-  регулирование вопросов труда, занятости и производственных отно­шений (социально ответственное реструктурирование; политика оплаты и мотивации груда; промышленная безопасность, охрана труда и окружающей среды; социальная политика в отношении молодых работников);

-  качество условий труда и жизни работников и их семей (охрана здоро­вья; оздоровление, спорт, физкультура и организация отдыха; жилищная политика);

-  гармоничное сочетание трудовых и семейных обязанностей (дополни­тельные дни отдыха и отпуска; социальная поддержка семей с детьми и ин­валидами);

-  корпоративное социальное обеспечение и страхование (добровольное медицинское страхование; негосударственное пенсионное обеспечение; корпоративная система личного страхования);

-  социальная поддержка инвалидов и неработающих пенсионеров, ра­ботников, пострадавших от профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве[1].

Реализация обязательств (сроки введения, объемы финансирования и т.д.), содержащихся в социальном кодексе, осуществляется в ходе коллективных переговоров и закрепляется соглашением между компанией и профсоюзным объединением, а также в локальных нормативных актах. Принимая социальный кодекс, компания подтверждает, что взятые обязательства являются по преимуществу дополнительными по отношению к тем, которые закреплены трудовым законодательством. Они не отменяют и не подменяют собой результаты коллективных переговоров с работниками и практику заключения коллективных договоров.

Формой социальной защиты работников может быть создание профессиональных негосударственных пенсионных фондов, образуемых взносами как самого работника, так и предприятия. Солидарный счет предприятия является совокупностью именных счетов работников. Предприятие берет на себя обязательство вносить определенную часть денежных средств за работника, ставшего участником негосударственного пенсионного фонда, и это фиксируется в коллективном договоре. Важнейшими условиями здесь является от­несение сумм взносов предприятий на себестоимость продукции и инвестирование образовавшегося фонда в производство.

Практическое задание:

1. Анализ управления социальным развитием организации на примере конкретной организации.

2. Разработка нормативно-правовых документов (по выбору) – коллективный договор, социальный кодекс, положение о социальной защите и поддержке, о социальной службе на примере конкретной организации.

Рефераты по темам:

1. Профсоюзы как организация защиты интересов работников

2. Сотрудничество организаций с некоммерческим партнерством «ВВК - Национальный союз кадровиков», «Национальным союзом организаций по подготовке кадров в области управления персоналом («Национальный союз «Управление персоналом»)», Ассоциацией организаций управленческого образования, профсоюзами, другими общественными организациями и трудовым коллективом.

3. Социальные программы как форма реализации социальной политики организации.

4. Виды социальных программ. Технология разработки социальных программ.

5. Технология создания системы управления социальным развитием организации. Этапы разработки и реализации социальных программ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: