Направленность личности - главный показатель уровня развития личности

Характеристики направленности личности, говорящие о разном уровне развития личности - высота его целей и ценностей, концентрация его стремлений, способность человека самому определять свои цели и ценности, быть не только организмом, но быть личностью.

Основные показатели способности быть личностью:

  • Выбор и развитость авторской жизненной позиции.
  • Развитость основных позиций восприятия.
  • Уровень ответственности, в том числе деловой (деловая ответственность): иждивенец, наемный работник, специалист, ответственный сотрудник, руководитель среднего звена, директор, владелец.
  • Уровни взрослости: инфантил, человек-ребенок, растущая (опускающаяся) личность, взрослый человек,
  • Способы жизни: убираем из своей жизни ситуации, когда мы проявляем себя как Паразиты, далее от существования Потребителей и Романтиков переходим к жизни Творца. Так, постепенно, можно повышать свой уровень социального развития.

Ресурсы личностной базы - второй показатель уровня развития личности

Однако, как бы ни были сильны и высоки стремления человека, результат его жизни определяется не только этим. Что умеет человек, каковы его возможности, велики ли его ресурсы? Личностная база - это социальные, личностные, психологические и телесные особенности человека, его инструментарий и опыт.

К показателям развитости личностной базы личности можно отнести:

  • Уровень душевного здоровья: невроз, невротизм, высокий эмоциональный тон.
  • Уровень культуры, куда входит в том числе грамотность, в том числе психологическая грамотность.
  • Уровень интеллекта: дурачок, адекватный, умный, разумный, мудрый.
  • Уровень эмоционального интеллекта.

К более локальным показателям развития личностной базы можно отнести развитие следующих качеств и способностей:

  • Децентрация - способность преодолеть свой эгоцентризм
  • Способность к вчувствованию,
  • Способность делать выбор
  • Способность ставить себя на место другого человека
  • Развитие осознанности
  • Принятие себя и окружающих
  • Требовательность к себе и окружающим
  • Уровень развития внимания, восприятия и видения мира (смотри Уровни внимания)
  • Способность использовать нейрологические уровни для организации своего поведения.

 

УПРАВЛЕНИЕ СОБОЙ

Один из важнейших показателей уровня развития личности - способность управлять собой. Управляя собой, человек выходит из-под управления окружением, и тогда личность - это человек, имеющий свое, живущий по-своему. Чем меньше человек может управлять собой, тем легче он управляется окружающими и обстоятельствами, становится как все, сливается с массой. Чем выше у человека развита способность управлять собой и окружением, тем больше можно говорить о наличии личности.

Полностью, всегда и в совершенстве управляет собой мало кто из нас, да и не очевидно, что такое совершенство всем необходимо. Управление собой - только одна из наших задач, она должна быть решена в достаточной мере, но не очевидно, что она должна отодвигать все другие наши задачи: делать уроки, готовить завтрак, зарабатывать деньги. Всему свое время и место.

Тем не менее, среди задач самосовершенствования управление собой - задача одна из главных и задача очень объемная. Управление собой - это управление своим состоянием, своими желаниями и эмоциями, своими планами и своим поведением, умение себя организовать и замотивировать.

Где нет управления собой

Управление собой кончается, когда не человек управляет своим состоянием, а состояние управляет им, когда человеком овладели эмоции настолько, что он не может себя контролировать.

Человек не управляет собой, когда, поставив задачу, отвлекается и ведется на любые свои внутренние импульсы, когда сиюминутное желание или соблазн овладеваем им, заставляя забыть про то, что он сам себе наметил.

Человек не управляет собой, когда бездумно идет за кем-то, когда им управляет кто-то другой: родители, друзья, чьи просьбы и указания он выполняет без обдумывания и часто в ущерб собственным планам.

Когда вы не управляете собой - вами управляет кто-то другой. Когда вы не управляете собой, вами управляют какие-то события или процессы, вы течете в каком-то процессе, и чем больше это происходят, тем меньше есть - вы. Человек, не научившийся управлять собой - еще не человек. Человек, переставший управлять собой - перестает быть и человеком, и личностью.

 

ЧЕЛОВЕК-ОРГАНИЗМ И ЧЕЛОВЕК-ЛИЧНОСТЬ

Взаимодействуя с внешним миром, человек иногда ведет себя как организм, иногда проявляет себя как личность.

Основная разница этих двух способов бытия - в том, что для человека-личности естественно жить с помощью разума и воли, думая и принимая решения. Это не значит, что у человека-организма нет разума и воли: разум и воля у него есть, но он пользуется ими не часто, разуму предпочитая впечатления и привычные предубеждения, а воле - внутренние чувства и эмоции.

Собственно, разум человеку нужен не всегда: чтобы съесть и переварить готовую пищу, достаточно самых простых рефлексов и здоровой работы пищеварительной системы.

Человек-организм

В сравнении с личностью, организм - это более простой способ существования, как по функциям, так и по используемому инструментарию. Что касается функций, то основная задача организма - поддерживать свою жизнедеятельность, то есть в первую очередь потреблять необходимое и освобождать себя от уже не нужных продуктов жизнедеятельности. Дополнительные задачи - безопасность (выживание) и комфорт (получение приятных переживаний и избегание боли и других неприятностей).

Попросту - беречь себя, кушать и наслаждаться жизнью. Задачи свободы, развития и созидания организму внутренне не понятны. Он живет собою: тогда зачем это лично ему?

Жизнь человека, как организма, определяется привычками и обстоятельствами, внешними и внутренними, а именно потребностями, чувствами и состояниями. Взаимодействие с внешней средой определяется тем, что внешняя среда всегда сильнее человека-организма, его задача выживать. Внешняя среда задает организму рамки, человек-организм к внешней среде приспосабливается, адаптируется.

Конечно, по мелочи что-то менять во внешней среде возможно, а преобразовывать мир, строить и воплощать большие планы, менять что-то крупному - нет. "Хочешь насмешить Бога - расскажи ему о своих планах". Такой человек знает, что судьба сильнее человека, его идеология: " Мир большой, а я маленький ". Возможно, в связи с этим человек-организм обычно только реагирует. Такие большие задачи, как проактивность, ему не свойственны. Ставя себе только маленькие задачи, люди-организмы - чаще Собиратели, они не производят, а всегда ищут уже готовое. "Где живет мой принц?" "Когда придет ко мне любовь?" "Как мне найти мое предназначение?"

В рамках, заданных внешней средой, жизнь человека-организма определяется силами и энергиями, которые его напрягают и двигают. Есть внутри энергия - он движется. Нет энергии - лежит на диване. Что же тут поделаешь? Не человек управляет собой, им управляют его желания и его потребности. Желания и потребности организма - вот кто хозяйничает во внутреннем мире человека, ставя его перед фактом.

Как писал А. Маслоу: "Что происходит с желаниями человека, когда у него вдоволь хлеба, когда он сыт, когда его желудок не требует пищи? А происходит вот что – у человека тут же обнаруживаются другие (более высокие) потребности, и уже эти потребности овладевают его сознанием, занимая место физического голода. Стоит ему удовлетворить эти потребности, их место тут же занимают новые (еще более высокие) потребности, и так далее до бесконечности. Потребности могут узурпировать право на организацию поведения, подчинив своей воле все возможности организма ".

Человек как организм - не свободен, им управляют его потребности, как сотрудниками управляет совет директоров компании.

Процесс здоровой жизнедеятельности человека-организма чаще всего напоминает круг, повторяясь день за днем и раз за разом. Этот круг может быть описан по-разному: как цикл контакта (одно из основных понятий в гештальт-терапии), как круг гармонии, а когда-то как " кручусь как белка в колесе на одном месте ". В режиме избытка энергии и в здоровом окружении человек-организм развивается как человек-Цветок, в менее благоприятных обстоятельствах превращаясь в Пассажира-по-жизни, а то и просто Груз.

Нормальный организм занят преимущественно собой, с другими он сталкивается, оказываясь в отношениях потребления, выделения и слияния - разлипания. Если человеку-организму предлагается позаботиться о ком-то другом, он напрягается от этого внедрения внешнего чужого в его внутреннее и для поиска ответа всегда обращается внутрь себя: а это моя потребность, мне это нужно?

Человек-личность

Человек как личность - это человек, имеющий свое, живущий по-своему. Начало личности: "Я сам!" В соответствии с мужским взглядом, развитая личность - человек с внутренним стержнем, выбравший свободу и свой путь. Это человек, который сам строит и контролирует свою жизнь, человек как ответственный субъект волеизъявления.

Не каждый человек живет, как личность. Другой очень распространенный образ жизни - образ жизни организма. Основная разница этих двух способов бытия в том, что для человека-личности естественно жить с помощью разума и воли, думая и принимая решения.

На работе, где включать голову является частью трудового функционала, а волю заменяют инструкции и распоряжения руководства, разница между человеком-личностью и человеком-организмом может быть незаметна. Она проявляется тогда, когда люди выходят из учреждения, когда начинается личная жизнь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: