Раздел VI. Конституционная системе власти в РФ

идей Посланий Президента РФ от 16 февраля 1995 г. Федеральному Собранию "О действенности государственной власти в России". Эффективность работы органов власти немыслима без закрепления в Конституций и реального осуществления права обжалования в суд решений и действий органов государственной власти. Такое право (ч. 2 ст. 46) является определенной юридической гарантией, одним из демократических институтов, позволяющим формирующемуся российскому гражданскому обществу действительно контролировать государственные институты.

8. Принцип открытости (гласности) деятельности органов государственной власти. Этот принцип закреплен в ч. 2 ст. 24 Конституции, в которой сказано: "Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом". Понятно, что гласность не беспредельна; для части органов государственной власти, в особенности правоохранительных органов (МВД, суд, прокуратура), гласность их практической деятельности может быть ограничена. Однако данное ограничение, касающееся части государственных органов, ни в коей мере не должно ослаблять действие общего принципа, подчеркнутого Президентом РФ: власть в России будет эффективной только тогда, когда она станет открытой, понятной, предсказуемой1. Иными словами, власть должна стать по-настоящему демократической, доступной народу, а не принадлежать бюрократическому аппарату, узким группам чиновников. Открытость, гласность в деятельности государственных органов позволят раскрыть демократические качества и обеспечить эффективность деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Многие демократические принципы организации и деятельности органов государственной власти получили дальнейшее развитие и конкретизацию в федеральных законах, иных нормативных правовых актах. Например, в Федеральном конституционном законе РФ о Конституционном Суде РФ, помимо перечисленных в Конституции принципов, касающихся организации деятельности и статуса всех судов и судий, названы принципы коллегиальности и гласности. В Законе о милиции от 18 апреля 1991 г. к принципам деятельности, помимо других, отнесены законность, гуманизм, уважение прав человека.

1 Российские вести. 1995 17 февр.



Глава 20. Теоретические и правовые основы                                                                           311

В Положении о службе в органах внутренних дел от 23 декабря 1992 г. помимо других, перечислены такие принципы: подконтрольность и подотчетность сотрудников органов внутренних дел соответствующим органам государственной власти; соблюдение служебной дисциплины; справедливого вознаграждения за труд, продвижения по службе по результатам труда; учета способностей и квалификации. В Законе о федеральных органах налоговой полиции от 24 июня 1993 г. среди принципов деятельности федеральных органов налоговой полиции называется принцип сочетания гласных и негласных форм деятельности. В ряде правовых нормативных актов, касающихся органов государственной власти, закрепляются принципы учета общественного мнения; учета исторических, национальных и иных традиций. В законодательстве об арбитражных судах среди принципов названы законность и обоснованность решения.

В Регламенте Государственной Думы закреплены такие принципы ее деятельности: политического многообразия и многопартийности; свободного коллективного обсуждения и решения вопросов, открытости заседаний, а в определенных случаях – закрытых заседаний.

Таким образом, в Конституции РФ и текущем законодательстве закреплены принципы организации и деятельности органов государственной власти. В обобщенном и развернутом виде названные и другие принципы, по-видимому, целесообразно закрепить в федеральном законе об общих принципах организации представительных и исполнительных органов государственной власти.

В настоящей главе были рассмотрены общетеоретические и правовые основы характера и статуса государственной власти, формирования и принципов деятельности органов государственной власти. С учетом целей и задач данного учебника часть вопросов, в особенности те из них, которые возникли в связи с принятием и реализацией Конституции 1993 г., имеет дискуссионный характер. Поэтому автор данной и других глав, посвященных проблематике органов государственной власти, ни в коей мере не претендует на бесспорность содержащихся в них обобщений и выводов, особенно в связи с новизной и неразработанностью ряда проблем. С другой стороны, некоторые новые и актуальные вопросы, прежде всего о системе и специфике федеральных органов государственной власти, об органах государственной власти субъектов РФ, которые лишь упоминаются в данной главе, подробно рассматриваются в последующих главах книги.



Раздел VI. Конституционная система власти в РФ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: