Субъекты финансовых правоотношений

Субъект финансового права – это лицо, обладающее правосубъектностью, т. е. потенциально способное быть участником финансовых правоотношений. Субъект финансового правоотношения – это реальный участник конкретных правоотношений. Юридические права и обязанности в сфере финансовой деятельности принадлежат субъектам финансового права в силу действия финансово-правовых норм, независимо от участия в конкретных правоотношениях. В результате, субъект финансового права – понятие более широкое, чем субъект (участник) финансового правоотношения.

Особенность круга субъектов финансового права состоит в том, что в него входят три основные группы, на которые подразделяются субъекты российского права: а) государство и его территориальные подразделения; б) коллективные субъекты; в) индивидуальные субъекты.

Государство и его территориальные подразделения:

– РБ, области, города областного значения;

– городские и сельские поселения

– административно-территориальные образования Такой круг субъектов свойственен, в частности, бюджетным правоотношениям.

Коллективными субъектами финансового права являются государственные и общественные организации, к числу которых относятся:

– представительные и исполнительные органы государственной власти;

– органы местного самоуправления;

– предприятия, организации, учреждения разных форм собственности: коммерческие и некоммерческие организации.

Индивидуальные субъекты финансового права, или физические лица – это граждане РБ, иностранные граждане и лица без гражданства. Их права и обязанности связаны большей частью с налоговыми и другими обязательными платежами, поступающими в гос. или областн. бюджет. Граждане могут вступать в финансовые правоотношения в области государственного и банковского кредита, гос. страхования, по поводу самообложения в муниципальных образованиях. Среди физ. лиц – субъектов финансового права выделяются граждане, занимающиеся ИП деятельностью без образования юридического лица, в том числе главы крестьянского (фермерского) хозяйства.

Финансово-правовой статус субъекта финансового права включает в себя следующие элементы:

– правоспособность – способность иметь права и обязанности (они имеют право на участие в финансовой деятельности гос. органов, что основано на положениях Конституции РБ;

– дееспособность – способность своими действиями осуществлять права и обязанности (обязанность по уплате налога);

– деликтоспособность – способность нести юр. ответственность за совершение правонаруш-е.

 

Понятие, цель, значение и задачи финансового контроля

Финансовый контроль это основная форма гос. контроля, который заключается в проверке законности и эффективности действий, связанных с образованием, распределением и использованием денежных средств и ресурсов. Финансовый контроль реализуется относительно всех стадий финансовой деятельности: мобилизации, распределения и использования государственных денежных средств и ресурсов. Исходя из этого, основными задачами финансового контроля являются:

1. Проверка выполнения финансовых обязательств перед государством.

2. Проверка законности распределения финансовых ресурсов, целевого характера и эффективного использования государственных средств.

3. Проверка соблюдения государственной финансовой дисциплины.

4. Выявление и пресечение экономических правонарушений.

5. Привлечение к ответственности лиц, допустивших правонарушение, предупреждение совершения экономических правонарушений.

6. Разработка предложений по устранению экономических правонарушений.

 

Виды финансового контроля

Система финансового контроля включает в себя следующие виды:

Государственный контроль, он осуществляется контрольно-ревизионным аппаратом органов государственной власти, наделенных определенными правами по отношению к предприятиям, организациям и учреждениям всех отраслей экономики. Государственный контроль осуществляет: Комитет государственного контроля, МинФин (Главное контрольно-ревизионное управление), Министерство по налогам и сборам, Национальный банк, Государственный таможенный комитет).

Ведомственный контроль, его осуществляют министерства, ведомства, другие органы управления относительно предприятий, организаций и учреждений, а также других структурных подразделений, входящих в систему данного органа управления.

Вышестоящие органы обязаны регулярно проводить в своих подведомственных, структурных подразделениях документальные ревизии финансово-хозяйственной деятельности. В этих целях в составе министерств и ведомств создаются контрольно-ревизионные управления, отделы, группы.

Внутрихозяйственный контроль осуществляется администрацией субъекта хозяйствования, работниками финансовых служб и бухгалтерией. Его главные задачи заключаются в непрерывном наблюдении за состоянием финансово-хозяйственной деятельности, выявлении внутрихозяйственных резервов, обеспечении сохранности денежных средств и материальных ценностей, устранении причин и условий, способствующих хищениям и злоупотреблениям.

Независимый контроль осуществляется аудиторскими организациями или аудиторами в интересах собственника субъекта хозяйствования на договорной (платной) основе. Выделяют внешний и внутренний аудит, а также обязательный и инициативный.

Общественный контроль - осуществляют профсоюзные органы, ревизионные комиссии, создаваемые в трудовых коллективах. К общественному контролю относятся также письма и сигналы граждан в контролирующие органы, редакции газет, в которых сообщаются факты злоупотреблений в финансовой сфере.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: