Понятие и состав расходов и доходов бюджетов

В РБ доходы бюджета на законодательном уровне определены как поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с БК и иными актами бюджетного законодательства источниками финансирования дефицита бюджета, а также бюджетных кредитов, средств от возврата бюджетных займов и бюджетных ссуд. Ст.24 БК доходы бюджета классифицирует по следующим группам: - налоговые доходы; - взносы на государственное социальное страхование; - неналоговые доходы; - безвозмездные поступления.

к налоговым доходам относятся: республиканские налоги, сборы (пошлины), местные налоги и сборы и другие налоговые доходы; пени, начисленные за несвоевременную уплату налогов, сборов (пошлин); проценты за пользование отсрочкой и (или) рассрочкой уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и пени, налоговым кредитом;

к неналоговым доходам относятся: доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности; штрафы; другие неналоговые доходы;

к безвозмездным поступлениям относятся необязательные текущие и капитальные платежи, которые включают в себя поступления от: иностранных государств; международных организаций; другого бюджета в форме межбюджетных трансфертов.

Бюджетное законодательство РБ предусматривает деление доходов бюджетов на собственные и регулирующие. Собственные доходы - доходы бюджета, зачисление которых полностью или частично в соответствующий бюджет предусмотрено законодательством на постоянной основе (ст.2 БК). Собственные доходы республиканского бюджета и местных бюджетов могут включать в себя: налоговые доходы, зачисляемые в бюджет на постоянной основе; взносы на государственное социальное страхование, зачисляемые на постоянной основе; неналоговые доходы, зачисляемые в бюджет на постоянной основе; безвозмездные поступления, за исключением межбюджетных трансфертов. Регулирующие доходы - доходы бюджета, ежегодно распределяемые между вышестоящими и нижестоящими в целях бюджетного регулирования (ст.2 БК). К регулирующим доходам республиканского бюджета и местных бюджетов относятся доходы, которые могут частично или полностью передаваться в другие бюджеты и по которым установлен норматив в виде верхнего уровня отчисления от налогового дохода, а также местные налоги и сборы.

к отдельной группе доходов бюджета отнесены доходы государственных целевых бюджетных фондов, формирование которых осуществляется в особом порядке (как правило, за счет уплаты налоговых платежей. Количественный состав государственных целевых бюджетных фондов ежегодно определяется законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.

Состав расходов бюджета. расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства (ст.2 БК). Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на капитальные и текущие. Текущие расходы бюджета являются частью расходов бюджета, обеспечивающей текущее функционирование бюджетных организаций, оказание поддержки другим бюджетам, организациям и физическим лицам, отдельным отраслям экономики на текущее функционирование, включают в себя другие расходы бюджета, не увеличивающие стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов. Капитальные расходы бюджета - часть расходов бюджета, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающей в себя расходы, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые организации, расходы на проведение модернизации, реконструкции и другие расходы, связанные с увеличением стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в республиканской и коммунальной собственности. в русле исполнения бюджета выделяют кассовые и фактические расходы. Кассовые расходы бюджета - все суммы, выданные с банковских счетов как путем безналичных расчетов, так и наличными деньгами. Фактические расходы - действительные затраты организаций, подтверждаемые документами.

Предоставление средств из бюджета осуществляется в следующих формах: - расходы на функционирование бюджетных организаций; - бюджетные трансферты населению; - субсидии организациям и физ. лицам; - бюджетные трансферты за границу; - межбюджетные трансферты; - расходы на увеличение стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов; - бюджетные ссуды, бюджетные займы; - бюджетные кредиты; - расходы на обслуживание долговых обязательств; - другие формы расходов. В рамках вышеуказанных форм определяют функциональные виды расходов, финансируемых из республиканского бюджета, из областных бюджетов, из бюджетов базового и первичного уровней и из бюджета г. Минска.

В расходной части республиканского бюджета предусматривается создание резервных фондов Президента РБ и Правительства РБ, а в расходной части местных бюджетов - создание резервных фондов местных исполнительных и распорядительных органов. Общий размер резервных фондов в республиканском бюджете не может превышать 2 процентов доходов республиканского бюджета без учета государственных целевых бюджетных фондов и безвозмездных поступлений из других бюджетов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: