Бюджетные права РБ и административно-территориальных единиц

Бюджетные права РБ и местного управления и самоуправления закреплены в Основном законе, Бюджетном кодексе, законе о местном управлении и самоуправлении. Бюджетные права РБ и местного управления и самоуправления следует понимать как совокупность их полномочий, касающихся всех аспектов функционирования бюджетной системы государства..

Бюджетные права суверенного государства отличаются от бюджетных прав территорий прежде всего тем, что реализация первых способствует созданию финансовой базы для обеспечения государственного суверенитета, существования самого государства. Административно-территориальные единицы, реализуя свои бюджетные права, создают финансовую базу для осуществления менее значимых, чем суверенитет, целей и задач.

Нац. собрание принимает законы,Президент декреты и указы по вопросам бюджета, которые регулируют более широкую сферу бюджетных отношений, чем решения местных органов представительной и исполнительной власти, касающиеся их бюджетов.

бюджетно-правовой статус РБ и административно-территориальных единиц представляет собой определенную часть компетенции,относящейся к сфере совместной деятельности указанных субъектов. Отнесение бюджета к области совместной компетенции заключено в факте объединения в консолидированный бюджет РБ республиканского бюджета и бюджетов областей и города Минска.

РБ имеет и реализует следующие бюджетные права: Определение бюджетной системы РБ, которое нашло практическое воплощение в вступившем в силу с 1 января 2009 г. Бюджетном кодексе РБ. Установление бюджетных прав РБ и административно-территориальных единиц. Регулирование бюджетного процесса относительно бюджетов всех уровней.. Установление доходов, поступающих как в республиканский бюджет, так и местные бюджеты. Разграничение доходов и расходов между звеньями бюджетной системы. РБ аккумулирует полностью или частично непосредственно в республиканском бюджете налоговые и неналоговые поступления, за счет которых финансируются общегосударственные расходы. Республика Беларусь через деятельность центральных органов представительной и исполнительной власти составляет рассматривает утверждает и исполняет республиканский бюджет. Осуществляет руководство бюджетной деятельностью административно-территориальных единиц, в том числе реализует контрольную функцию. Создает совместные с другими государствами денежные фонды. Предоставляет за счет средств республиканского бюджета гос кредиты.

Бюджетные права РБ реализуются в процессе деятельности гос. органов, среди которых в первую очередь необходимо выделить МинФин. Последнее не только реализует бюджетные права, но и защищает их. в случае принятия местными Советами депутатов решений, противоречащих законам РБ,изменяющим утвержденные нормативы отчислений от республиканских налогов и других обязательных платежей в местные бюджеты областей и города Минска в связи с чем у них образуются необоснованные доходы, Министерству финансов предоставлено право взыскивать их в бесспорном порядке и зачислять в республиканский бюджет.

РБ может принимать на себя обязательства по согласованию бюджетно-финансовой политики с другими государствами и международными финансовыми организациями в соответствии с заключенными договорами.

Бюджетные права административно-территориальных единиц.       По определению, местные бюджеты являются финансовой базой административно-территориальных единиц. К ним относятся областные, городские, районные, сельские и поселковые бюджеты. Самые общие положения бюджетных прав местного управления и самоуправления закреплены в Конституции РБ, устанавливающей,что они, имеют свои бюджеты.

Различные уровни местного управления и самоуправления наделены различным объемом бюджетных прав. Так, бюджетные права областного Совета депутатов шире аналогичных прав районных Советов депутатов.. Вместе с тем многие бюджетные права, законодательно закрепленные за административно-территориальными единицами, идентичны. Это право на самостоятельный бюджет, образование оборотной кассовой наличности создание резервных и целевых фондов и т.д.

Местные органы представительной власти рассматривают и утверждают бюджеты, а исполнительной – составляют и исполняют местные бюджеты. Не допускается вмешательство любых органов и организаций в бюджетный процесс на местах. Дополнительно полученные при исполнении местных бюджетов доходы, а также суммы превышения доходов над расходами, образующиеся в результате перевыполнения доходной части или экономии в расходах, полностью остаются в распоряжении местных органов представительной и исполнительной власти на местах, изъятию не подлежат и используются по их усмотрению.

В случае принятия местными Советами депутатов или их исполкомами решений, вызывающих увеличение расходов или сокращение доходов нижестоящих бюджетов, этим бюджетам возмещаются средства из вышестоящих бюджетов.

Местные Советы депутатов могут принимать решения о направлении временно свободных бюджетных средств в хозяйственную деятельность, приобретать ценные бумаги, выдавать бюджетные займы и бюджетные ссуды.

  Местные органы представительной и исполнительной власти в процессе исполнения бюджетов имеют право вносить изменения в расходную и доходную части своих бюджетов, однако они не должны приводить к образованию дефицитов бюджетов или увеличению установленного размера дефицита. Местные Советы депутатов могут вводить на своих территориях предусмотренные Налоговым кодексом и Бюджетным кодексом местные налоги и сборы.

Уровень бюджетных прав территорий может расширяться или сужаться. Так, в законе о бюджетной системе содержалась норма, в соответствии с которой вышестоящим бюджетам возмещались за счет средств нижестоящих бюджетов суммы в случае принятия нижестоящими органами власти решений, наносящих ущерб вышестоящим бюджетам. В Бюджетном кодексе такой статьи нет.

Вышестоящие органы местного управления и самоуправления осуществляют контроль за исполнением местных бюджетов. Это реализуется через закрепление за Главным контрольно-ревизионным управлением МИФИНА и контрольно-ревизионными подразделениями областных финансовых правлений обязанности проводить ревизии работы финансовых органов по составлению и исполнению бюджетов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: