Учете
За своевременность и правильность проведения инвентаризации несут ответственность руководитель организации (согласно законодательству) и главный бухгалтер организации (согласно внутренним должностным инструкциям).
Для проведения инвентаризации приказом руководителя организации назначается инвентаризационная комиссия. В состав комиссии входят: руководитель организации, главный бухгалтер или заместитель главного бухгалтера, специалисты различных профилей (бухгалтера, инженеры, агрономы, зоотехники и т.д.) и из состава рабочих организации с различных видов производств. Членами инвентаризационной комиссии не могут быть материально-ответственные лица.
За правильное документальное оформление инвентаризации несет ответственность главный (старший) бухгалтер. Поэтому до начала инвентаризации необходима тщательная предварительная подготовительная работа:
1. Инвентаризационная комиссия составляет календарный план проведения инвентаризации и распределяет работу между отдельными промежуточными группами (бригадами) комиссии.
|
|
2. Каждая промежуточная группа (бригада) в зависимости от объекта проверки разрабатывает подробную программу проведения инвентаризации конкретных объектов и распределяет работу между членами группы (бригады). В каждой группе назначается (выбирается) старший (бригадир), а для инвентаризационной комиссии в целом из ее членов избирается председатель комиссии.
3. Руководитель организации и главный (старший) бухгалтер проводят инструктаж членам комиссии о целях, задачах и порядке проведения инвентаризации.
4. Бухгалтерия организации подготавливает все необходимые бланки документов для проведения инвентаризации (инвентаризационные описи, сличительные ведомости, промежуточные акты и т.п.).
5. К началу инвентаризации все записи и остатки по счетам в регистрах аналитического и синтетического учета должны быть тщательно выверены, а все данные документов записаны в регистры.
Проверка материально-производственных ценностей, денежных средств и внеоборотных активов производится по месту их хранения обязательно в присутствии лиц, на ответственности которых находятся проверяемые ценности.
Выявленные и пересчитанные ценности записываются в инвентаризационные описи. Инвентаризационные описи составляются строго по местам проведения инвентаризации и материально-ответственным лицам на каждый вид ценностей.
На ценности, не принадлежащие организации, составляются отдельные описи.
Все инвентаризационные описи составляют в двух экземплярах, по одному из них передают материально-ответственным лицам. После снятия фактических остатков ценностей и записи их в инвентаризационную опись инвентаризационная комиссия совместно с бухгалтерией проставляют в описи остатки ценностей по данным регистров бухгалтерского учета и выводят излишки и недостачи.
|
|
Все описи подписываются руководителем организации (если он является председателем комиссии) или председателем инвентаризационной комиссии и членами комиссии, а также соответствующими материально-ответственными лицами.
Перед подписью материально-ответственное лицо должно дать письменную справку следующего содержания: «Все ценности, поименованные в настоящей инвентаризационной описи, комиссией проверены в натуре в моем присутствии и внесены в опись, в связи с чем претензий к инвентаризационной комиссии не имею. Ценности, перечисленные в описи, находятся на моем ответственном хранении».
В бухгалтерии организации данные инвентаризационных описей сверяют с остатками, показанными в учете, и составляют сличительные ведомости по ценностям, по которым выявлены отклонения (излишек или недостаток). Сличительная ведомость подписывается комиссией и материально-ответственным лицом. Сличительная ведомость имеет форму следующей таблицы: