Появление и особенности европейского театра

Развитие театра западноевропейских народов берет свое начало в древние века, во времена зарождения европейской нации. Данный период оставил след не только трудностями бытия, но и зачатками развития такого зрелищного вида творчества, как театр.

Искусство чаще всего изображалось в виде различных шествий и поклонения языческим богам, что не сильно отличается от появления театра в Китае. Жители небольших населенных пунктов устраивали празднования окончания зимы или старались уважить таким образом древних идолов, и получить впоследствии большой урожай. Празднования в основном включали в себя танцы, различные песнопения и игры. Постепенно, подобные праздники переходили в полноценные мистерии и карнавальные шествия, что легли в основу театрального искусства. В каждом празднике присутствовал элемент поклонения языческим богам природы и древним духам. Также, у каждой страны были свои герои, но общие картины мистерий несильно отличались друг от друга[23].

Особенностью английских праздников были состязания в честь первого майского дня, а также день Робина Гуда – героя народа, защитника бедняков. Швейцарские народы изображали уход зимы встречей двух мужчин, один – в теплой одежде, а другой – в легкой рубашке. В Германии были популярны карнавалы, различные костюмированные шествия. Одними из самых ярких представлений считались весенние мистерии в Болгарии и Италии. Местные шествия особенно отличались грандиозностью и юмором, население по максимуму использовало свой творческий потенциал[24].

Однако, на фоне времени вера в язычество постепенно исчезала, заменив собой культуру христианства и главенство церкви. Духовенство отрицательно относилось ктакого роду развлечениям, поэтому шествия и мистерии не переродились в полноценные театры. Скорее, переросли в церковные постановки и чтения[25].

Исключением стала Древняя Греция, где шествия изначально были не просто праздниками, а были пропитаны гражданскими лозунгами, идеями, и, прежде всего, поэзией. Истоки древнего европейского театра берут свое начало именно там. Одним из главных факторов, стало, прежде всего, высокое социальное, политическое и культурное развитие страны. Выделяют несколько периодов развития Древней Греции: Гомеровский (ХI – IХ вв. до н.э.), Архаический (Vlll –Vl вв. до н.э.), классический (V – IV вв. до н.э.) и Эллинистический (IV- I вв. до н.э.).в классический период истории среднестатистический житель страны являлся владельцем земляного участка и не имел финансовых трудностей, в то время когда в Китае было множество бедных крестьян-общинников, не имеющих возможности полноценно развивать театральное искусство. Также, в отличии от Древнего Востока, в Древней Греции отсутствовали какие-либо жреческие организации, которые могли бы повлиять на развитие культуры. Таким образом, театральное искусство имело достаточно «свободный» характер, не похожий на искусство других стран[26].

Однако, несмотря на то, что Древняя Греция была одним из самых развитых государств Древнего Мира – появлению полноценного театра предшествовал долгий период развития искусства. Рождениетеатра заключало в себя различные проявления народного творчества, такие как, поговорки, пословицы, обрядные песни и мифы. Затем начали появляться поэмы, такие, как «Одиссея» и «Иллиада» Гомера, в которые отражали нравственность аристократии греческого общества тех лет[27].

Первая европейская драма также зародилась в Древней Греции в VI в. до н.э. Развитие драмы было связано с обрядными играми, которые постепенно превратились в представление. Спектакли в основном были посвящены древнегреческим богам, но, в отличии от древнекитайских представлений, в них было больше «сюжетности» и диалогов между героями, меньше характерного взаимодействия с предметами[28].

Выделяли три жанра драмы в Древней Греции: комедия, сатирическая комедия и трагедия. Наиболее развитой считалась именно трагедия. В основном спектакли исполнялись хором, но главной особенностью трагедии было выделение какого-то одного исполнителя во время спектакля. Актер мог задавать хору вопросы, отвечать на вопросы хора, играть нескольких персонажей одновременно, покидать сцену и возвращаться.

Артисты были очень уважаемыми гражданами, их часто брали на высокие государственные должности, такие, как, например, посол в другие государства[29].

По мере развития театра, развивались и также театральные костюмы. В пьесах все актеры выступали исключительно в масках, поэтому мимика была исключена из игры. Если в Китае в эпоху зарождения театра различные амплуа героев в основном отличали цвета костюмов, то в Древней Греции их скорее отличали характерные маски. К примеру, комические маски были скорее карикатурными, а трагические – с большим выступом надо лбом. Символизм в одежде также имел место быть: цари изображались в длинных красных плащах, царицы – в белых с красной каймой. На костюмах часто присутствовали разного рода вышивки: деревья, растения, люди или животные, различные узоры. Актеры трагических постановок использовали в качестве обуви ботинки с высокими голенищами. Сценические ботинки отличались от повседневных очень толстой подошвой, с помощью которой артист становился выше. К тому же, использовались специальные подкладки под одежду: у исполнителей трагических ролей, чтобы сохранить правильные пропорции фигуры, а у комических – чтобы нарушить их, дабы рассмешить зрителей[30].

Трагические и комические хоры принципиально также отличались друг от друга. Если в первом случае хор состоял из двенадцати-пятнадцати человек, и демонстрировал людей, переживающих горе, то в случае с хором в комедии – хор состоял из двадцати четырех человек, но изображал не только людей, но и различных диковинных животных. К примеру, в комедии Аристофана «Облака» хор изображал облака[31].

Однако данный символизм был принципиально отличен от китайского. Если игра артистов в китайском театре была довольно далека от жизненного правдоподобия, то в европейском театре за игрой следили. Так как через мимику актеры не могли передать персонажа – особое внимание уделялось текстам и речам. Не было как таковой игры с «невидимыми предметами»[32].

В Древней Греции театральному искусству уделяли большое внимание, и каждое драматическое действие длилось с рассвета до заката.

Помимо Греции, в остальной Европе активно развивалась церковная драма. Католическая церковь стремилась контролировать театр и использовать в своих целях. Искусство проявлялось в основном в чтениях о жизни Иисуса Христа. Данные мессы позже переросли в раннюю литургическую драму, которую ставили прямо посреди храма. Постепенно данную драму стали ставить дважды в году: на Пасху и на Рождество[33].



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: