Тема 2. Профессиональное внимание, наблюдение и запоминание сведений, представляющих оперативный интерес

Общая характеристика познавательных процессов.

Познавательные процессы (внимание, ощущение и восприятие, память, мышление, воображение, речь) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность. Познавательные процессы позволяют человеку предварительно определять цели, планы, содержание и результаты деятельности, которую он должен выполнить, предусматривать ее ход и последствия, руководить ею. Познавательная (когнитивная сфера) помогает человеку в построении модели мира. В реальном познании все когнитивные процессы объединены, взаимообусловлены, действуют как части механизма, который обеспечивает адаптацию человека к изменениям в окружающей среде.

Понятие о восприятии.

Восприятие - это психический процесс целостного отражения человеком предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств, с учетом предыдущего опыта. Восприятие, основываясь на ощущениях, которые информируют только об отдельных характеристиках объектов (цвет, звучание, запах), не исчерпывается ими, а отражает предмет в целом. Но целое, при этом, не равняется сумме составляющих, а представляет собой качественно новое образование. Пример. Музыка не является простой суммой разных звуков и не присутствует в каждом из них.

Благодаря своим свойствам, восприятие идентифицирует те или иные предметы, отделяет их от среды, раскрывает их значения и функции.

Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах. Внимание имеет селективный характер. На органы чувств человека постоянно влияет множество раздражителей. Внимание позволяет провести отбор наиболее важной информации, которая отвечает его потребностям и интересам; обеспечить осуществление необходимых программ жизнедеятельности, постоянный контроль над их протеканием.

В отличие от других познавательных процессов внимание не имеет собственного предмета познания, но является необходимым условием успешности познавательной и любой другой деятельности.

Виды внимания

Вид Содержание
Непроизвольное внимание Направленность и сосредоточение сознания человека на объекте в результате спонтанного проявления его особенностей как раздражителя. Наше внимание могут привлекать предметы и явления, которые характеризуются яркостью, интенсивностью проявления, неожиданностью, динамизмом. Однако, этот вид внимания не отличается стойкостью: непроизвольно возникнув, оно так же непроизвольно переключается на другие предметы. Пример: рекламные щиты на обочине дороги.
Произвольное внимание Направленность и сосредоточение сознания, которые обеспечиваются волей человека в соответствии с поставленной им целью. Пример: конспектирование студентами текста лекции. Этот вид внимания может быть весьма эффективным при решении различных познавательных задач. Однако постоянное напряжение, связанное с необходимостью применение волевых усилий, может снижать эффективность деятельности, вызывать усталость. Пример: подготовка студента к практическим занятиям или экзамену по учебной дисциплине, которая его не привлекает.
Послепроизвольное (вторичное непроизвольное) внимание В процессе деятельности человек может настолько увлечься ею, что необходимость в волевой регуляции внимания исчезает. Обеспечивая достижение цели, внимание поддерживается непроизвольно. Таким образом, сохраняется целенаправленность действий, но снимается напряженность. Пример: занятие любимым делом.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: