Тема 4. Психологическая устойчивость к действиям в опасных и экстремальных ситуациях

 

Методики психологического отбора, применяемые центрами психологической диагностики МВД-УВД, одним из основных своих критериев имеют установление уровня психоэмоциональной устойчивости кандидатов на службу в ВНГ. Это вызвано особенностями прохождения службы в ВНГ, характеризующимися высокими психоэмоциональными нагрузками в повседневной деятельности, участием сотрудников в экстремальных ситуациях, связанных с риском для здоровья и жизни. Среди причин, приводящих к "отсеву", ведущими являются низкая стрессоустойчивость, нестабильность нервно-психических процессов. Лица с малым ресурсом психической устойчивости, то есть низким порогом в отношении стрессового воздействия оказываются беспомощными перед лицом опасности и быстрого развития ситуации. Для их поведения характерны непредсказуемость, неадекватность, перевозбудимость и переутомляемость, дезорганизация и другие опасные признаки. Основы поведения человека в экстремальных условиях изучает экстремальная психология.

     ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - отрасль психологии, изучающая общие психологические закономерности жизни и деятельности человека в измененных и непривычных условиях существования.

     ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ характеризуются наличием следующих признаков:

* монотония;

* измененные пространственная и временная структура;

* ограничение личностно-значимой информации;

* одиночество, групповая изоляция;

* угроза для жизни.

 

     ЭТАПЫ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ к измененным условиям характеризуются сменой эмоциональных состояний и появлением необычных психических феноменов:

* подготовительный;

* стартового психического напряжения;

* острых психических реакций входа;

* психической переадаптации;

* завершающего психического напряжения;

* острых психических реакций выхода;

* реадаптации.

 

     В экстремальных условиях у лиц с неустойчивой психикой в ответ на психическую травму могут наблюдаться реактивные состояния. РЕАКТИВНЫЕ СОСТОЯНИЯ подразделяются на две основные группы: реактивные психозы и неврозы.

     РЕАКТИВНЫЕ ПСИХОЗЫ (аффективно-психогенные шоковые реакции) - кратковременные психотические состояния, возникающие при внезапных сверхсильных психических травмах. В одних случаях они представляют угрозу существованию (стихийные бедствия, внезапные катастрофы), в других - неожиданные потрясения с невосполнимой утратой (внезапное известие о смерти близкого человека, уничтожение имущества и т.п.).

     Реактивные психозы встречаются редко и представляются в двух вариантах.

  1) ГИПОКИНЕТИЧЕСКИЙ вариант проявляется в сочетании эмоционально-двигательной заторможенности, "оцепенения", которое достигает иногда полной обездвиженности. Люди как бы застывают в той позе, в которой их застала психическая травма.

  2) ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКИЙ вариант характеризуется острым возбуждением, возникающим на фоне быстро нарастающей тревоги и страха. Поведение теряет целесообразность, движение становятся хаотичными и бессмысленными, люди в страхе мечутся, бегут куда-то, иногда на встречу опасности.

     Острые шоковые реактивные психозы, как правило, непродолжительны, от 15-20 минут до нескольких часов и дней. После выхода из этих состояний люди не могут вспомнить свои действия и поступки.

     В ответ на сверхсильную психотравму могут возникать также различные виды депрессивных состояний, которые характеризуются общей заторможенностью, вялостью, резким снижением настроения, отсутствием побуждений.

 

     ТИПИЧНЫЕ НЕГАТИВНЫЕ ФАКТОРЫ ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ МИЛИЦИИ:

 

  1. Неизвестность, неопределенность ситуации, "информативный голод".

  2. Быстрое изменение ситуации во времени.

  3. Массив стрессовых нагрузок.

  4. Риск для здоровья и жизни.

  5. Личностные проблемы сотрудника милиции, неизменно обостряющиеся в стрессовых условиях:

  5.1. податливость сотрудника действию стрессов, затрудненность адаптации в быстроменяющейся обстановке.

  5.2. Наличие у сотрудника различных страхов: смерти, действия, ошибки и т.п. Страхи парализуют целенаправленную деятельность. Боятся все, трусом же является тот, кто теряет самообладание.

 5.3. Неуверенность сотрудника в себе, своих силах.

  6. Недостаточный опыт, профессиональная подготовка. Отсутствует полная уверенность в том, что сотрудник исполняет свой служебный долг и поэтому не может привлечен за это к ответственности. Слабая физическая подготовка, недостаточные навыки владения табельным оружием, техническими средствами, основами рукопашного боя и т.д. не способствует уверенности в своих возможностях противостояния противнику.

  7. Переоценка своих возможностей, пониженное чувство ответственности за порученное дело - одна из типичных опасностей, влекущих за собой тяжелые последствия.

 

  СТРАХ КАК ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ ФАКТОР.

 

  В норме страх является психологической реакцией на реальные угрожающие и затруднительные ситуации повседневной жизни, тогда как беспредметный, немотивированный страх психологически непонятен и несет в себе болезненную основу.

  Страх по силе подразделяется на:

            * испуг;

            * опасение;

            * боязнь;

            * ужас;

            * паника.

  Итак, СТРАХ - эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию (страх потери "лица") и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. Повторимся, что боятся все, однако трусом является человек, теряющий при опасности САМООБЛАДАНИЕ.

  Дадим понятие этому термину: САМООБЛАДАНИЕ - полное господство воли над своими эмоциями и чувствами, способность к активным целенаправленным действиям.

  Поэтому людям с ТРЕВОЖНО-МНИТЕЛЬНЫМИ ЧЕРТАМИ характера, значительной степенью НЕУВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ мало подходит работа в правоохранительных органах.

  Воспитание устойчивости к страху направлено не на избавление от него человека, а на выработку умений владеть собой при его наличии.

  В целом, как отмечают психологи, все многообразие страхов, в основном, сводится к страху смерти - он лишь надевает многочисленные "маски". Переживание страха перед грядущим небытием остается одним из тяжелейших психологических стрессов. Есть личности, которые особенно остро воспринимают мысли о своей смерти (необычная эмоциональная ранимость и потребность в ярких представлениях).

   Как рассматривается в современной психологической науке вопрос о путях преодоления страха личной смерти? Этой цели служит ряд формирующихся у человека защитных психологических установок - как на бессознательном, так и на полностью осознаваемом уровнях. Защитные установки уже на бессознательном уровне опираются на мощный инстинкт жизни. выход из проблемы страха возможен при такой логике: от ясного понимания окончания своего бытия к трезвым поискам приемлемого для данного человека обоснования смысла своей жизни. Речь также идет о так  называемом социальном бессмертии - продолжении себя, своего "Я" в делах, творчестве, потомстве, учениках, последователях и т.п.

   Ф.М.Достоевский: "Есть ли в таком случае будущая жизнь для всякого Я? Говорят, человек разрушается и умирает весь. Мы уже потому знаем, что не весь, что человек как физически рождающий сына передает ему часть своей личности, так и нравственно оставляет память свою людям... т.е. входит частью своей прежней, жившей на земле личности в будущее развитие человечества".

   Можно указать еще путь самоанализа причин иррационального страха смерти, путем использования основ методологии психоанализа. Другой практический путь формирования защитной психологической установки, лежащей как бы на стыке сознательного и бессознательного: применение АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ позволяет достичь таких переживаний, когда собственное "Я" представляется растворившимся в окружающем, сливающимся с ним. В результате теряется острота ощущения своей кончины.

 

   СТРАХ ОШИБКИ.

   У определенных сотрудников милиции в сложной обстановке, лишенных возможности получить быстрое распоряжение своих начальников, то есть при возрастании персональной ответственности за своевременные и правильные действия, возникает серьезная проблема. Сложная ситуация у психологически неподготовленного сотрудника вызывает типичное отрицательное явление - "страх ошибки", когда он настолько боится ответственности за возможное неверно принятое решение и совершенное действие, что предпочитает бездействовать. Этот страх вызывается прежде всего, как правило, глубинными мотивами, то есть психической недозрелостью, привычкой пользоваться поддержкой других, предпочтением зависимого поведения, привычкой перекладывать ответственность на плечи других еще с детских лет, быть ведомым и подчиняемым, несамостоятельным. Также - отсутствием необходимых профессиональных знаний и навыков. В экстремальной же ситуации недопустимы нерешительность, "перестраховка", попытки переложить ответственность на других лиц, явная и скрытая трусость перед вышестоящим начальством.

   Если подобные явления наблюдаются у старшего группы сотрудников, то по закону "психологического заражения" они могут перенестись на некоторых членов группы и блокировать деятельность всего коллектива.

   Важность цели, стоящей перед каждым сотрудником и всем коллективом, объединенные усилия для ее достижения, чувство локтя помогают преодолеть любые психические и физические нагрузки. Важна ответственность каждого перед коллективом и коллектива за каждого своего члена.

 

   ПОНЯТИЕ О СТРЕССЕ.

 

   СТРЕСС - напряжение всех душевных и физических сил человека, может оказать как положительное, мобилизующее, так и отрицательное влияние на деятельность (ДИСТРЕСС), вплоть до полной ее дезорганизации.

                   

 

С Т Р Е С С

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ

 

 

возникает в условиях непосредственного воздействия на человеческий организм какого-либо раздражителя                     

 

 

 

ИНФОРМАЦИОННЫЙ

 

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ

 

возникает в ситуации информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности за последствия

принимаемых решений.

 

появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т.д.

         

     Развитие стрессового состояния проходит три стадии:

 

I (начало) - реакция тревоги у человека, "набат" о надвигающейся опасности, призыв к оружию, к мобилизации всех сил.

II (если опасность не миновала) - активная адаптация, приспособление человека к обстановке.

III - истощение, суть которого в утрате организмом способности приспосабливаться и действовать в сложных условиях.

 

   Отсюда вытекает необходимость приобретения навыков эффективной защиты от стресса сотрудниками милиции. Самыми надежными способами являются:

1) знания психологических особенностей действия стресса на организм (опытные оперработники говорят, что "адреналин - их давний приятель", имея в виду хорошее знание ощущений и этапов развития стрессового состояния и управление им);

2) тренинговая проработка типичных стрессовых ситуаций;

3) аутогенная тренировка.

 

   Путем использования, например, аутогенной тренировки или метода самовнушения, направленного на поэтапное достижение сначала физической релаксации, а затем психической. Во время проведения занятия ставятся различные цели, в том числе - быстрая адаптация к стрессу.

 

   АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ СОТРУДНИКА МИЛИЦИИ В СЛОЖНЫХ УСЛОВИЯХ:

 

* подготовительный этап настройки на выполнение задания. Включает в себя проработку внутренней программы действий, формирование нужного эмоционально-волевого настроя.

* непосредственное выполнение задания.

* заключительный этап.

 

               1 ЭТАП (ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ)

 

   Начинается с момента оповещения о необходимости быть готовым к действиям. ЦЕЛЬ данного этапа состоит в том, чтобы по возможности быстрее и лучше привести в повышенную боеготовность, мобилизовать необходимые эмоциональные, волевые, умственные и физические ресурсы сотрудников.

   Практика показала, что хорошее "предстартовое" психическое состояние имеет большее значение для успеха, чем только профессиональные навыки или физические данные.

   Какими методами и приемами достигается нужный психологический настрой? Один из наиболее эффективных методов - ЦЛЕНАПРАВЛЕННЫЙ ИНСТРУКТАЖ.

   При подготовке к действиям в сложной обстановке необходимо:

* принять установку на достижение успеха, взаимопомощь;

* осознать необходимость подчиняться приказам и указаниям непосредственных начальников во время проведения мероприятий;

* проверить еще раз технические средства и вооружение и убедиться в их исправности и надежности, а в целом создать нужный психологический настрой.

   После проведенного инструктажа целесообразно задать себе вопрос, насколько ясна поставленная задача, при необходимости задать уточняющие вопросы руководителю, проводящему инструктаж.

   Если у вас эмоциональное состояние резко ухудшилось в связи с возникшими жизненными проблемами (психотравма, астеническое состояние), необходимо поставить в известность об этом начальника, так при депрессивных состояниях (резко сниженные настроение, двигательная активность, угнетение многих функций при которых страдает внимание, осторожность) невозможны правильные действия в экстремальных ситуациях.

 

      2 ЭТАП НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

 

   Стартовая команда - это начало активных совместных действий. Это означает включение всех сенсорных каналов восприятия, предельное внимание за динамикой обстановки, координация своих действий с коллегами, реализация внутренних программ действий.

   Непосредственное наблюдение за противником и другими объектами дает верное представление о месте будущих действий и противостоящих силах. Например, надо обязательно вести наблюдение за ВСЕМИ перемещениями вооруженного противника, вести точный подсчет производимых выстрелов (как противника, так и своих собственных), иногда есть необходимость провоцировать его на стрельбу (приняв меры безопасности).

   Однако существует проблема неоправданного риска. Для решения этой задачи нужно правильно оценить собственные возможности и попытаться спрогнозировать развитие ситуации. Иногда имеет прямой смысл вызвать подкрепление, сообщить руководству о своих предполагаемых действиях.

   Если напряженность ситуации временно ослабла, однако есть возможность ее повторения, надо учитывать, что во время кратковременного отдыха нельзя полностью "размагничиваться", так как потом не каждый работник сумеет вновь собраться с духом и силами для активных действий.

   ОРГАНИЗОВАННАЯ РАЗРЯДКА после проведенной операции предусматривает ликвидацию нервного перенапряжения (отнюдь не через злоупотребление спиртным), а путем посещения парной, проведением сеанса аутогенной тренировки, достижением релаксации, состояния комфорта и покоя с последующим приобретением необходимого тонуса.

 

 

                3-Й ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

 

   Тут, как известно, подводят итоги, документируют процесс и результаты проведенного мероприятия. Однако сделать это сразу не всегда представляется возможным. И все-таки сразу после выполнения задачи надо произвести первоначальный, хотя и самый общий разбор собственных действий и взаимодействия с коллегами. Детальный анализ производят после тщательной подготовки, то есть несколько позже. Собравшись внутренне, сотрудник, проиграв еще раз мысленно все детали операции письменно документирует их.

 

ПРАВИЛА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ СОТРУДНИКОВ МИЛИЦИИ

 

    Они заключаются в формировании и поддержании:

 

* ОПТИМАЛЬНОГО ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ, хорошей физической формы и выносливости, овладением основами рукопашного боя;

* БДИТЕЛЬНОСТИ, исключением потери бдительности, проявления благодушия, переоценки своих сил и возможностей, ПОСТОЯННОЙ ГОТОВНОСТИ К ВНЕЗАПНОМУ ИЗМЕНЕНИЮ ОБСТАНОВКИ;

* ОСТОРОЖНОСТИ, то есть предусмотрительности, например, отработка различных вариантов входа в подъезд при преследовании преступника, выбор оптимальной позиции, учет разнообразных агрессивных реакций преступника, возможности применения им холодного и огнестрельного оружия, количественного соотношения и т.п.;

  * ПРИКРЫТИЯ, эффективного взаимодействия с напарником, разработкой совместных отвлекающих маневров и т.п.;

* СЛУЖЕБНОЙ ПОДГОТОВКИ, обеспечивающей знание своих пределов компетентности, навыков владения спецтехникой и т.п.;

* СОХРАННОСТИ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ, предусмотрев все возможные варианты его утери и внезапной попытки преступников овладеть им, то есть исключить его преждевременную демонстрацию, укрепив ремни кабуры и т.п.;

* ВЛАДЕНИЯ ТАБЕЛЬНЫМ ОРУЖИЕМ В БОЕВОЙ ОБСТАНОВКЕ, учитывая тот факт, что возможно применение оружия в темноте, что глаза привыкают при переходе в темноту только через 2-3 минуты, что с увеличением количество выстрелов точность попаданий падает;

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ.

 

 

В экстремальных условиях сотрудникам ВНГ и военнослужащим внутренних войск приходится выполнять чрезвычайно сложные задачи, требующие от них максимального физического и психического напряжения. Все они, так или иначе, неся повышенную меру моральной ответственности, нуждаются в психологической устойчивости, самообладании, уверенности в себе. Они должны быть способны быстро мобилизоваться, эффективно доводить свои действия до необходимого результата и уметь восстанавливать затраченные силы. Неизмеримо повышается роль духовных, идеологических, нравственных и психологических элементов подготовки. Опыт показывает, что недооценка морально-психологического обеспечения деятельности личного состава при чрезвычайных обстоятельствах оборачивается неоправданными потерями.

Конечно, формированию опыта действий в экстремальных ситуациях предшествует вся система профессиональной, служебной, боевой и физической подготовки, которая помогает создать условия морально-психологической подготовленности сотрудников милиции и военнослужащих внутренних войск. Однако следует выделить самостоятельную, специально организованную систему морально-психологического обеспечения, служащую целенаправленному совершенствованию духовных, психических процессов, состояний и особенностей личности сотрудника ВНГ и военнослужащего внутренних войск в соответствии с требованиями, предъявляемыми к служебно-профессиональной деятельности в экстремальных условиях.

В настоящее время далеко не в полной мере использована возможность на научной основе строить работу с личным составом ВНГ и внутренних войск при чрезвычайных обстоятельствах. Управленческая и учебно-воспитательная практика сегодня, как никогда, объективно нуждается в новых высокоэффективных технологиях и рекомендациях по работе с людьми.

 

Экстремальными (от латинского extremum – предельный, крайний), называют ситуации, которые ставят перед человеком большие трудности, обязывают его к полному, предельному напряжению сил и возможностей, чтобы справиться с ними и решить стоящую задачу.

Известно, что деятельность сотрудников Росгвардии характеризуется такими ситуациями, которые отличаются наличием в них факторов, обладающих силой влияния на людей и их деятельность, именуемых экстремальными.

В последние годы наблюдается тенденция повышения экстремальности деятельности Росгвардии, особенно в связи со значительным ростом активности криминальной изощренности преступников.

Экстремальные ситуации возникают, как правило, внезапно, развиваются стремительно и не всегда, особенно на начальных стадиях, поддаются предупреждению и контролю. Они приводят к серьезным нарушениям нормального ритма общественной жизни, гибели, увечьям людей, уничтожению и повреждению материальных ценностей. Внезапно возникнув или став итогом действия ряда криминальных факторов, экстремальная ситуация может сохраняться в течение длительного периода, изменяясь по внешним и внутренним параметрам, характеру криминальной и криминогенной обстановки.

Можно условно выделить три группы источников (причин) возникновения экстремальных ситуаций.

К первой группе относятся явления, связанные с действием стихийных сил природы: землетрясения, наводнения, засухи, лесные пожары, ураганы, цунами, смерчи, смерчи, сели, обвалы, оползни и т.д. Такие явления, как правило, трудно прогнозируются, охватывают территорию нескольких административно-территориальных единиц, причиняют значительный материальных ущерб и представляют реальную опасность для жизни людей. По экспертным оценкам Российской академии наук, суммарный ежегодный социально-экономический ущерб от развития наиболее опасных природных процессов в России составляет около 110-140 трлн. рублей.

К первой группе факторов относятся также явления биологического характера: массовые заболевания людей, животных (эпидемии и эпизоотии) и иные явления медико-биологического свойства. Эти явления также трудно поддаются контролю, требуют многочисленных затрат на осуществление карантинных мероприятий, что, в свою очередь, связано с ограничением в ряде случаев прав граждан (например, свободы передвижения). Основными причинами их возникновения являются естественные природные очаги, а также неудовлетворительные условия водоснабжения, использование некачественных пищевых продуктов, низкий уровень санитарного благоустройства населенных пунктов, неконтролируемая миграция населения, занос инфекций на территории страны при закупках за рубежом сельскохозяйственных животных и пищевого сырья.

За последний период с 1992 г. по 1994 г. в 1,8 раза увеличилось число чрезвычайных ситуаций, вызванных массовыми инфекционными заболеваниями и отравлениями людей. При этом число заболевших увеличилось в 2 раза, а число умерших – в 9 раз. Особую тревогу вызывает тяжесть детских заболеваний. Так, например, число умерших детей в 1994 г. увеличилось в 4 раза по сравнению с уровнем 1991 г[2]. Анализ эпизоотической ситуации в Российской Федерации по особо опасным болезням животных показывает, что в их структуре и в интенсивности проявления постоянно происходят изменения, в том числе и в сторону роста уровня заболеваемости и ареала ряда болезней.

Вторую группу составляют явления, обусловленные причинами технического характера, возникающие вследствие неправильной или небрежной эксплуатации различного рода технических устройств, машин и механизмов, источников повышенной опасности, нарушения и несоблюдения технологии на взрыво - или пожароопасных предприятиях, вредных в экологическом плане производствах. Это аварии на всех видах транспорта, крушения и катастрофы транспортных средств, летательных аппаратов, аварии на химических и экологических вредных производствах, в энергосистемах, системах для транспортировки горючих веществ, повлекшие значительный материальный ущерб, гибель людей. телесные повреждения, экологические загрязнения и т.д. Ликвидация последствий таких явлений требует привлечения значительных ресурсов, проведения спасательных работ, массовых эвакуационных мероприятий, использования специалистов самого различного профиля, установления специальных карантинных мероприятий.

Опасность техносферы для населения и окружающей среды обусловливается наличием в промышленности, энергетике и коммунальном хозяйстве большого количества радиационных, химических, биологических, пожароопасных и взрывоопасных производств и технологий. Возможность возникновения аварий на этих производствах сегодня усугубляется тем, что на большинстве из них имеет место высокая степень износа основных производственных фондов, не осуществляются модернизация, ремонт и профилактические работы, наблюдается падение производственной и технологической дисциплины.

Решение проблем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с целью снижения их воздействия на жизнь и здоровье людей, обеспечения устойчивого функционирования экономики становится одной из составляющих национальной безопасности стран мира, в том числе и России.

Третью группу факторов составляют явления социального характера, связанные с поведением людей (как отдельных граждан, так и групп лиц). Общим условием здесь выступает противоправность поведения, нарушение общественного порядка, совершение общественно опасных действий, сопряженных с посягательствами на жизнь и здоровье граждан, их права и свободы, имущество и т.д. Сюда относятся: массовые беспорядки, террористические акты, деятельность незаконных вооруженных формирований, групповые нарушения общественного порядка, захват заложников, летательных аппаратов, групповые драки и столкновения, в том числе на почве межнациональной розни, массовые побеги из мест лишения свободы и из-под стражи, групповое сопротивление силам правопорядка, нападения на охраняемые объекты с целью захвата оружия, ценностей и т.д. Пресечение и ликвидация таких явлений представляют наибольшие трудности для правоохранительных органов, поскольку они чреваты гибелью людей, причинением значительного ущерба и могут иметь катастрофические последствия в случае непринятия своевременных и адекватных мер.

По масштабам чрезвычайные обстоятельства и их последствия можно подразделить на локальные, региональные, глобальные. Критерием данной классификации считается степень пораженности той или иной местности (района, города, региона, государства или группы граждан) негативными последствиями события, его тяжесть[3]. Последствия аварий, катастроф, стихийных и иных бедствий становятся все более масштабными и опасными для населения, окружающей природной среди. устойчивого функционирования экономики. Ежегодно в чрезвычайных ситуациях гибнут тысячи людей, экономике страны наносится материальный ущерб, исчисляемый триллионами рублей. В связи с этим можно утверждать, что в последние годы сформировался новый общечеловеческий императив, связанный с выживанием человечества в условиях стремительно нарастающей угрозы техногенных и природных бедствий. Новый императив вполне соизмерим с известными ядерным и экологическим императивами.

Деятельность сотрудников Росгвардии при чрезвычайных обстоятельствах характеризуется:

пресечением массовых беспорядков в населенных пунктах, в местах содержания под стражей и учреждениях исполнения наказания;

проведением операций по розыску и задержанию вооруженных и иных особо опасных преступников;

ликвидацией бандитских формирований;

пресечением захвата важных объектов, заложников;

участием в пресечении захвата воздушных судов, террористических актов;

участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (землетрясений, наводнений, ураганов, селей, лавин, эпидемий, эпизоотий, взрывов на промышленных объектах, пожаров, авиационных, железнодорожных, морских, речных катастроф);

выполнением задач при вооруженных конфликтах.

Как свидетельствует опыт, чрезвычайные обстоятельства выступают серьезнейшим и всесторонним испытанием подготовленности и профессионализма сотрудников. Обнаружилось, что подготовленность к деятельности при таких обстоятельствах – особая грань подготовленности, имеющая свое содержание. Не все сотрудники, воины, успешно справляющиеся со своими задачами в обычных обстоятельствах, проявляют свою подготовленность к деятельности в чрезвычайных. Неподготовленность выражается в снижении способности к решению задач, доходящей до полной неспособности, в резком увеличении числа ошибок и промахов, их грубости, опасности и тяжести последствий.

В связи с этим нужна более тщательная проработка надежных и эффективных мер по специальной подготовке сотрудников к деятельности в экстремальных условиях.

Нарастанием трудностей, превращение их в экстремальные определяется наличием конкретных особенностей, факторов окружающей обстановки.

Выделяют три группы таких факторов: личностные, обстановочные, деятельностные.

Личностные факторы (связанные с особенностями самого сотрудника):

фактор отсутствия интереса к выполняемой работе, решаемой задаче, поручению. Работа с интересом умножает силы, без него – заставляет постоянно принуждать себя, преодолевать внутренние трудности мобилизацией своих сил;

фактор отсутствия личного опыта нахождения в условиях, характерных наличием всех описанных выше экстремальных факторов, выполнения действия в них и преодоления аналогичных трудностей;

фактор неуверенности в свое профессиональное мастерство, в наличии знаний и отработанности действий, необходимых для успешного решения предстоящей и решаемой задачи;

фактор неуверенности в своих личных качествах и способности справляться с предстоящими трудностями – решительности, смелости, мужества, стойкости, воле, силах, выносливости, самообладании, находчивости, ловкости и др.;

фактор неуверенности в принятом решении (борьба мотивов). Это может быть борьба профессионально и морально полноценных мотивов, выбор одного из которых трудно дается сотруднику, например, одного из вариантов решения. Но бывает борьба достойного и недостойного мотивов, например: прибегать в данной, не поддающейся решению ситуации, к «не полностью законным» способам и приемам действий, или строго и педантично действовать в рамках законности? Тут не только колебания, но и профессионально и морально неполноценный выбор (при наличии у сотрудника совести) приводят к большим внутренним переживаниям и нагрузкам;

фактор неуверенности в коллегах, руководителе. Этот фактор сильно затрудняет действия сотрудника, особенно в ситуациях риска, опасности;

фактор непонимания происходящих событий, их причин и того, что и как надо делать самому в данной ситуации. Он сопряжен с ожиданием чего-то страшного, неприятностей, неожиданностей, требует постоянной насторженности, повышенной собранности, готовности ко всему, действует изнуряюще;

фактор внутренней неготовности, неполной отмобилизованности своих сил и возможностей перед и во время решения ответственной задачи в экстремальной по другим показателям ситуации. Эта внутренняя размягченность не позволяет полностью и эффективно реализовать свои возможности и определяет особую болезненность от столкновения с другими экстремальными факторами;

фактор усталости и утомления требует усиления волевого напряжения для поддержания должного качества работы и доведения дела до конца;

фактор допущенных промахов и ошибок. Последние почти всегда осложняют работу и достижение цели. Так, настороженное слово следователя может сорвать с трудом налаженный контакт и доверительные отношения с допрашиваемыми. Упущения в обнаружении и фиксации следов при осмотре места происшествия могут сделать бесплодными все дальнейшие усилия по сбору достаточных доказательных материалов.

К обстановочным факторам относятся:

фактор наблюдаемого серьезного нарушения общественного порядка;

фактор наблюдаемых человеческих потерь, лишений, разрухи: гибели сооружения, средств транспорта, имущества, ценностей, гибели людей, вид трупов, жертв, страданий, горя людей, их нужд, переносимых тягот, призывов о помощи, и др.;

фактор общей дезорганизации жизни на территории, в городе, на дороге и пр., необычного поведения граждан (паника, толпы, беженцы, истерия, агрессивность);

фактор активности и противодействия – сопротивления сотруднику со стороны части лиц и особенно криминального элемента. В зонах чрезвычайных обстоятельств это обнаруживается в активизации мародерства, краж, грабежей, разбоев, бандитизма, использования преступниками мирных граждан для прикрытия своего отхода и др.;

фактор угрозы жизни, здоровью сотрудника активно проявляется при чрезвычайных обстоятельствах и применении преступниками оружия и физической силы;

факторы новизны, необычности, внезапности, стремительности возникновения и протекания событий;

фактор шантажа – обнаруживающийся в препятствии сотруднику, юристу в реализации своих правомочий со стороны криминального элемента с целью получения личной выгоды и ухода от ответственности путем угроз ему, его семье, гражданам.

Деятельностные факторы – это:

фактор понимания большой значимости происходящих событий;

фактор понимания необходимости личного вмешательства в решение трудной задачи, необходимости личного проявления большого напряжения, ответственности, долга, смелости, полной мобилизации сил и возможностей;

фактор понимания большой трудности в достижении необходимого результата;

фактор сознания ответственности за свои решения, поступки, действия и достижение необходимого профессионального результата;

фактор большой цены ошибки, если она будет допущена сотрудником;

фактор коллективизма, солидарности, выражающийся в понимании необходимости действовать совместно, согласованно со своими сослуживцами и взаимодействующими подразделениями, не подводить друг друга, оказывать взаимную поддержку и выручку, следовать примеру других и показывать пример;

фактор опасности и риска для здоровья, жизни граждан, находящихся в зоне событий, а также – успеха действий своих коллег, собственных действий (применения оружия, срыва выполняемой группой операции и др.);

фактор примера старших, начальников, командиров, коллег – понимание необходимости действовать как они, если их действия в сложных и опасных условиях профессиональны, мужественны, и иначе, если они не таковы, а долг и совесть подсказывают сотруднику необходимость иного поведения и действий;

фактор дефицита времени для подготовки и принятия решений и достижения необходимого результата;

фактор недостаточной обеспеченности предстоящих или осуществляемых действий (наличие и веры сотрудника в достаточность прав, предоставленного для выполнения задания времени; имеющиеся средства личной защиты, оружие, спецсредства, технические средства, средства связи, транспорт, резервы, возможности получения дополнительной помощи и пр.);

фактор неудач, могущий возникать не до начала действий, а в ходе их;

фактор больших и длительных физических и психологических нагрузок при отсутствии адекватного отдыха.

 

Типы экстремальных ситуаций

 

По степени экстремальности, трудностей напряжении в решении задач в деятельности Росгвардии все ситуации делятся на:

нормальные, характерные обычными трудностями, которые присущи повседневной деятельности;

собственно экстремальные – характерные высокими трудностями и нагрузками, требующими полной мобилизации сил и возможностей сотрудника, юриста;

параэкстремальные – трудности заметно повышены, они приближаются к предельным или находятся около них - существенное напряжение, требуется для их преодоления;

гиперэкстремальные – отличающиеся исключительными трудностями, требующие чрезвычайных усилий от человека, нередко превосходящих его возможности, и обязывающие действовать «через не могу».

Практически все сотрудники правоохранительных органов систематически попадают в них. Даже беседа, опрос, допрос, проверка документов, предупреждение, требование, обвинение, резкое слово могут быстро превратиться в накаленный эмоциями конфликт, экстремальную ситуацию, который потребует от следователя, патрульного сотрудник ВНГ, судьи, адвоката и др. предельной собранности, самообладания, воли, умения выходить достойно из сложного положения.

Такие особенности современной экстремальной деятельности требуют повышенного внимания к вопросам подготовки их сотрудников.

 

Требования к подготовленности сотрудников ВНГ

в условиях экстремальности

 

Экстремальность – это объективно-субъективное явление. Если для одного человека определенные обстановочные и деятельностные факторы выступают как параэкстремальные, экстремальные или гиперэкстремальные, то для другого, лучше или отлично подготовленного, они нормальны. Ошибочно считать, что экстремальные факторы действуют всегда отрицательно.

Исследования показывают, что на плохо, или недостаточно подготовленного к решению задач в экстремальных условиях сотрудника они сказываются отрицательно: вызывают растерянность, нерешительность, страх, ухудшение психических функций (оценки обстановки, сообразительности, находчивости, наблюдательности, работы памяти, скорости реакций), ослабление самоконтроля и самоуправления, учащение и углубление ошибок, снижение точности действий и др. В слабо подготовленных группах, отрядах, экипажах часто возникают не здоровые и писсиместические настроения, слухи, настроения недовольства, отрицательные мнения, ослабление дисциплины, нарушение уставных и служебных норм поведения, склонность к неумеренному употреблению спиртного, конфликты во взаимоотношениях, паника и пр.

На сотрудника, надлежащим образом подготовленного к решению задач в экстремальных условиях, многие факторы напряженности способствуют мобилизации сил и возможностей, обострению чувства долга, ответственности и решимости, вызывая внутренний подъем, даже азарт, энергичность и активность, настойчивость и упорство, деятельностный максимализм (страстное стремление добиться самого высокого и безусловного результата), повышенную бдительность, внимательность, наблюдательность, быструю и четкую работу мысли, готовность к любым неожиданностям и быстрым реакциям, смелость, устойчивость к временным неудачам и др. Качество действий по сравнению с нормой даже повышается, что относится и к хорошо подготовленным группам, отрядам, экипажам.

Все это говорит о том, что экстремальная подготовленность сотрудника, группы, представляющая собой системное педагогическое явление, - продукт его обученности, воспитанности, развитости (в меньшей степени образованности), в решающей степени определяет успех их действий в любых, в том числе экстремальных (по своим обстановочным и деятельностным признакам) ситуациях и условиях. Можно утверждать и то, что экстремальные ситуации и условия предъявляют особые, повышенные педагогические требования к их подготовленности. Это требования:

обязательности подготовки. Требования никто не выдумывал. Спорить о том, нужно ли их выполнять при подготовке и в какой степени, бессмысленно. Это очевидно для каждого, кто хоть раз побывал в экстремальных условиях и испытал их влияние на себе. Экстремальные условия экзаменуют каждого, кто в них попадает. Они выявляют все достоинства и слабости, обнаруживают кто чего стоит. За пренебрежение требованиями экстремальности при подготовке расплата следует обязательно. Нередко цена расплаты – жизнь самого сотрудника;

специфичности – необходима особая целенаправленная подготовка, ориентированная на своеобразие экстремальных условий правоохранительной деятельности вообще и деятельности отдельных служб, специалистов, должностных лиц, задач;

широты и педагогической целостности. Нужно формирование не одного-двух навыков, не только обучение, но всесторонней подготовки сотрудника, юриста к встрече и преодолению экстремальных трудностей;

конкретности: воспитанность, обученность и развитость сотрудников и их групп по структурным и содержательным характеристикам должны отвечать требованиям преодоления трудностей, создаваемых каждым из экстремальных факторов и всеми вместе, что должно и может обеспечиваться только строгим и точным построением педагогической системы экстремальной подготовки и ее элементов;

непрерывности и быстроты подготовки. Экстремальные условия – особая школа, в которой надо учиться добросовестно, непрерывно, быстро и успешно. Они не только требуют, но и создают условия, представляя для совершенствования подготовки богатый поучающий материал.

 

2. СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ К ДЕЙСТВИЯМ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

 

Сущность подготовки - формирование экстремальной (служебно-боевой) подготовленности сотрудников. Подготовленность сотрудников правоохранительных органов к действиям в экстремальных условиях складывается из двух основных комплексных видов: общей профессиональной подготовленности и специальной, экстремальной (служебно-боевой) подготовленности. Необходимость второй с очевидностью вытекает из специфики экстремальных условий, ее педагогических требований и многократно подтверждена практикой. Первая выступает фундаментом второй и предшествует ей. Второй посвящена настоящая лекция.

           В психолого-педагогическом плане экстремальная подготовленность сотрудника, складывается из:

Экстремальной обученности,

Морально-психологической подготовленности к действиям в экстремальных условиях,

Экстремальной развитости

Экстремальная обученность сотрудника связана с наличием у него:

Знания задач, которые ему предстоит решать, способов их решения, экстремальных условий, ожидающихся трудностей, способов их преодоления, правовых основ использования силовых методов и оружия, вероятного противника

Навыков и умений качественно выполнять все необходимые профессиональные действия в любых экстремальных условиях

Навыков применения боевых приемов, использования оружия и специальных средств в условиях силового и вооруженного противодействия криминального элемента

Навыков групповых действий решения задач в экстремальных условиях.

Натренированностью в восприятии экстремальных условий и преодолении психологических трудностей, характерных для них.

Навыков и умений обеспечения личной безопасности

Умение учиться в экстремальных условиях и на опыте их.

Морально-психологическая подготовленность к действиям в экстремальных условиях - это специфическая воспитанность сотрудника, военнослужащего внутренних войск, обеспечивающая высокопрофессиональное и высокоморальное поведение в критических ситуациях. Она включает:

Верность профессиональному долгу при любых испытаниях в экстремальных условиях

Верность товарищескому долгу при действии в составе групп

Умение управлять собой в профессионально, морально и психологически трудных условиях, мобилизовывать все свои силы и возможности, не теряться, не пасовать перед трудностями, не совершать импульсивных поступков, вредящих делу и себе.

Экстремальная развитость характеризуется высоким уровнем развития качеств, обеспечивающих успешность действий в экстремальных условиях.

Волевых качеств. Таких как целеустремленность, смелость, мужество, стойкость, решительность, ответственность, бдительность.

Профессионально-психологической устойчивости

Способности вести борьбу нервов с вооруженным противником.

Особо развитых познавательных качеств: боевой наблюдательности, осмотрительности, быстроты мышления, прогностичности, сообразительности, боевой интуиции.

Особо развитых физических качеств: физической выносливости, силы, ловкости, быстроты двигательных реакций.

Экстремальная подготовленность отдельных категорий сотрудников может отличаться от описанной общей в каких-то деталях.

Выделяют три комплексных вида экстремальной подготовленности:

экстремальная подготовленность к обострениям повседневной правоохранительной деятельности. Она выражает подготовленность сотрудника к поведению и действиям при возможном внезапном возникновении отдельных, кратковременных «экстремальных всплесков» на обычно ровном фоне деятельности. Таковы, например, внезапное обострение общения, дерзкое поведение гражданина при выполнении сотрудником следственных действий или проверке документов, срыв намеченного плана действий, появление какой-то серьёзно мешающей работе помехи, вид обезображенного детского трупа и др., но именно такие «экстремальные всплески», которые возможны в данной деятельности. Такая подготовленность нужна, например,

следователю, прокурору, адвокату, судье, юрисконсульту, эксперту криминалисту, сотруднику налоговой полиции и др. это наиболее простой комплексный вид экстремальной подготовленности необходимой профессионалу. Если такой у сотрудника нет, то у него:

вместо стремления к успеху главным становится избегание неудачи, появляется перестраховка в работе, формализм, тяготение к показной активности, утрачивается желание проявлять всякую самостоятельность и стремление получать от старшего «точные указания», переложить ответственность на кого-то другого.

Снижается активность, настойчивость в достижении нужного результата, повышается склонность к поиску причин некачественной работы и оправданий

Ухудшается сообразительность, находчивость, наблюдательность, работа памяти.

Снижается организованность в работе, самоконтроль, появляется суетливость, временами растерянность.

Растет тревожность, подозрительность, возбужденность, раздражительность, плохое настроение, срывы в общении.

Учащаются просчеты и ошибки в работе, упускаются возможности, часто возникают тупиковые ситуации.

Ускоряется наступление чувства усталости и переутомления, желание отдохнуть.

подготовленность к решению экстремальных задач - таких как личный сыск, наружное наблюдение, устранение источника опасности, пересечение или отражение нападения, пересечение опасного преступления, задержание опасного преступника, пресечение массовых беспорядков, отражение нападения на охраняемый объект. Такие задачи чаще всего приходится решать сотрудникам ВНГ и федеральной службы безопасности, сотрудникам ОМОНа, СОБра, ОСНа, групп захвата, охраны, потрульно-постовой службы, оперативным сотрудникам, сотрудникам подразделений по незаконному обороту наркотиков и др. но они встречаются в работе и других специалистов: участковых инспекторов, сотрудников дежурных частей, караульных, сотрудников исправительных учреждений, инспекторов ГИБДД и всех, кто привлекается к проведению специальных операций. Если такой подготовленности нет, то:

возникает перенапряжение, становящееся причиной серьезных снижений возможности психики

беспокойство, сильная тревога, страх, растерянность, нерешительность, замедленность реакций.

Ухудшение сообразительности, наблюдательности, оценки обстановки, проявление провалов памяти и иллюзий восприятия.

Снижение активности, настойчивости, упорства, находчивости, изобретательности в достижении цели, постоянное чувство слабости, усталости, бессилия.

Обострение чувства самосохранения, переход интенсивности психического напряжения за пределы полезности.

Беспокойство, растерянность, нерешительность, замедленность реакций.

Боязнь неудачи, страх перед ответственностью, подчинение своего поведения мотиву избегания неудачи любой ценой.

подготовленность к деятельности в экстремальных условиях. Этот высший вид экстремальной подготовленности характерен способностью достаточно длительно находиться в экстремальных условиях, практически непрерывно преодолевать их трудности и решать в них любые профессиональные задачи, представляющие в совокупности определенный набор экстремальных, такой подготовки требует деятельность личного состава внутренних войск, а также групп и подразделений других правоохранительных органов, направляемых в зоны с экстремальными условиями, чрезвычайными обстоятельствами, а также все специальные отряды министерства внутренних дел и федеральной службы безопасности, а иногда и специально создаваемые другими правоохранительными органами группы. Если такой подготовленности нет, то у сотрудника:

резко усиливается проявление описанных в п.2 отрицательных проявлений и их комплексность.

Сильный страх проявляется в заметной трусости.

Инстинкт самосохранения захватывает порой все сознание и становится единственной побудительной силой поведения.

Ошибки делаются грубыми, ведущими к тяжелым последствиям, применение оружия становится неэффективным из-за полной потери меткости.

Утрачивается контроль над собой.

Возникают временами отказы от выполнения заданий, расцениваемых как смертельно опасные, неподчинение.

Обнаруживается повышенная склонность к употреблению спиртных напитков.

Ситуация для неподготовленных делается гиперэкстремальной. Опыт показал, что слабая экстремальная подготовленность всегда выступала и выступает причиной хронического недостатка профессионального мастерства и деятельности многих сотрудников правоохранительных органов. Когда сотрудник психологически беспомощен в правомерном воздействии на людей и регулировании человеческих поступков, отношений, проблем, а на него давит груз ответственности за решение стоящей служебной задачи и сроки, он попадает в ситуацию, подталкивающую его к использованию преимущественно силовых методов, в том числе незаконных домогательств, насилия, угроз и др. отсутствие должной профессионально-психологической подготовленности - одна из важных причин человеческой глухоты и бесчувственности, неиссякаемый источник черствости, формализма, гипертрофированной властности, нарушений законности и серьезных профессиональных просчетов. Зачастую отсутствие или слабости ее выступают основной причиной беспечности, неосмотрительности, медлительности, ошибок, приводящих к гибели сотрудников и воинов.

Процессы развития нашего общества, преодоления имевшихся в его жизни недостатков, стремление создать цивилизованное, гуманное, правовое общество, остро ставят проблему совершенствования деятельности государственных, муниципальных и, в частности, правоохранительных органов, их персонала. Необходим отказ от только силового решения проблем в экстремальных, трудных ситуациях отдача предпочтения, социальным, экономическим, психологическим, педагогическим, этическим методам работы с гражданами, где и когда это возможно. Тот, кто не владеет этими методами, тот не готов, не может считаться современным профессионалом и демонстрирует отсталость от удовлетворения потребностей развития нашего общества и жизни его граждан.

Виды экстремальной подготовки. Изложенное служит основанием для понимания системы необходимых видов экстремальной подготовки сотрудников правоохранительных органов. В нее входят:

основные виды:

экстремальная подготовка к действиям при обострениях повседневной правоохранительной деятельности.

Экстремальная (служебно-боевая) подготовка к решению экстремальных задач.

Экстремальная (служебно-боевая, боевая) подготовка к действию при чрезвычайных обстоятельствах.

частные виды:

подготовка к конфликтному общению

физическая подготовка к действиям в экстремальных условиях

огневая подготовка

тактическая подготовка к решению разных служебно-боевых задач

профессионально-психологическая подготовка к действиям в экстремальных условиях.

Подготовка руководителей, начальников, командиров к решению задач в экстремальных условиях.

Подготовка к обеспечению личной безопасности.

Тренировочная подготовка

Экстремальная подготовка проводится в разное время и по этому признаку различают:

Предварительную подготовку, проводимую постоянно, в системе профессионального образования и служебной подготовка

Непосредственную подготовку, проводимую непосредственно перед началом решения ответственной и сложной задачи и заключающуюся в дополнительной доработке, доведении до совершенства необходимых для предстоящих действий навыков и умений, морально-психологического ориентирования и мобилизации только тех, кто буде участвовать в предстоящих действиях.

Подготовку в ходе служебно-боевой деятельности. Ее необходимость и цель - быстрое устранение обнаруженных в ходе решения служебно-боевых задач слабостей в подготовке личного состава, а также отработка новых, более успешных способов действий, выявленных в опыте их решения.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: