Влияние автотранспорта на окружающую среду

Сегодня экологический ущерб автотранспорта огромен и проявляется непосредственно во многих явлениях: загрязнение почвы, воды, атмосферы, автотранспорт создает шумовые и энергетические загрязнения. Все это ведет к значительному ухудшению здоровья и сокращению жизни населения. Человечество губит само себя! Основные пути снижения экологического ущерба от транспорта выделятся в следующем: 

1) оптимизация движения городского транспорта. 

2) разработка альтернативных энергоисточников;

3) дожигание и очистка органического топлива;

4) создание (модификация) двигателей, использующих альтернативные топлива;

5) защита от шума;

6) экономические инициативы по управлению автомобильным парком и дви­жением.

На АТП (автотранспортных предприятиях) существует инвентаризация вредных выбросов от передвижных (мобильны) и стационарных источников.

К мобильным источникам относятся автомобили и транспортные механиз­мы, передвигающиеся по земле, по воде и по воздуху. В больших городах к числу основных источников загрязнения атмосферного воздуха относится ав­тотранспорт. Отходящие газы двигателей внутреннего сгорания содержат сложную смесь, их более чем двухсот компонентов, среди которых немало канцерогенов. Наземные транспортные средства - это механизмы, передвигающиеся по шоссейным и железным дорогам, а также строительное, сельскохозяйственное и военное оборудование. В соответствии с различиями в количествах и видах выбрасы­ваемых загрязняющих веществ целесообразно рассматривать в отдельности двигатели внутреннего сгорания (особенно двух- и четырехтактные) и дизели.

Таблица №1 Основные виды выбросов загрязняющих веществ

от мобильных ис­точников.

ТИП ДВИГАТЕЛЯ   ТОПЛИВО   ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЗАГРЯЗНЕНИЙ     ПРИМЕРЫ
Четырехтактный ДВС   Бензин   Углеводороды, ок­сид углерода, окси­ды азота     Автомобили, авто­бусы, самолеты, мотоциклы
             
Двухтактный ДВС   Бензин (с добавлени­ем масла)   Углеводороды, ок­сид углерода, оксид азота, твердые веще­ства   Мотоциклы вспо­могательные мото­ры
             
Дизель   Лигроин   Оксиды азота, твер­дые вещества   Автобусы, тракто­ра, машины, поезда

Вредные вещества при эксплуатации подвижных транспортных средств поступают в воздух с отработавшими газами, испарениями из топливных сис­тем и при заправке, а так же с картерными газами. На выбросы оксида углерода значительное влияние оказывает рельеф дороги и режим движения автомаши­ны. Так, например, при ускорении и торможении в отработавших газах увели­чивается содержание оксида углерода почти в 8 раз. Минимальное количество оксида углерода выделяется при равномерной скорости автомобиля 60 км/ч.

 

Таблица №2 Концентрация веществ в зависимости от режима работы карбюраторного двигателя

Режим работы двигателя   Оксид угле­рода, % по объёму   Углеводо­роды, мг/л     Оксиды азота, мг/л
             
Холостой ход   4-12   2-6  
Принудительный холостой ход     2-4   8-12  
Средние нагрузки   0-1   0,8-1,5   2,5-4,0
Полные нагрузки   2   0,7-0,8   4-8

Выбросы оксидов азота максимальны при отношении воздух - топливо 16:1. Таким образом, значения выбросов вредных веществ в отработавших га­зах автотранспорта зависят от целого ряда факторов: отношения в смеси возду­ха и топлива, режимов движения автотранспорта, рельефа и качества дорог, технического состояния автотранспорта и др. Состав и объёмы выбросов зави­сят также от типа двигателя. В таблице №3 показаны выбросы ряда вредных веществ карбюраторного и дизельного двигателей.

Таблица № 3 Выбросы (% по объёму) веществ при работе дизельных и карбюраторных двигателей.

ВЕЩЕСТВО

ДВИГАТЕЛЬ

Карбюраторный Дизельный
Оксид углерода 0,5-12,0 0,01-0,5
Оксид азота 0,005-0,8 0,002-0,5
Углеводороды 0,2-0,3 0,009-0,5
Бенз(а)пирен До 20 мкг/м3 До 10 мкг/м3

Как видно из данных таблицы №3, выбросы основных загрязняющих ве­ществ значительно ниже в дизельных двигателях. Поэтому принято считать их более экологически чистыми. Однако дизельные двигатели отличаются повышенными выбросами сажи, образующейся вследствие перегрузки топлива. Сажа насыще­на канцерогенными углеводородами и микроэлементами; их выбросы в атмо­сферу недопустимы.

В связи с тем, что отработавшие газы автомобилей поступают в нижний слой атмосферы, а процесс их рассеяния значительно отличается от процесса рассеяния высоких стационарных источников, вредные вещества находятся практически в зоне дыхания человека. Поэтому автомобильный транспорт сле­дует отнести к категории наиболее опасных источников загрязнения атмосфер­ного воздуха вблизи автомагистралей.

Четыре составляющие увеличивающие масштаб и


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: