Токсичность загрязнения воздуха от автотранспорта

 

    Современное состояние атмосферного воздуха представляет угрозу здоровью населения городов. Наибольший вклад (84%) в загрязнении воздуха вносят передвижные источники загрязнения – автотранспорт.

    Один легковой автомобиль в среднем поглощает ежегодно из атмосферы больше 4 тонны кислорода, выбрасывая с ОГ примерно 800 кг СО, около 40 кг NO и почти 200 кг различных углеводородов. При дальнейшем окислении углеводороды образуют токсичные кислородосодержащие соединения.

На масштаб и загрязнения воздуха от выбросов автотранспорта влияют:

1. Техническое состояние автомобилей.

2. Качество применяемого топлива.

3. Развитие транспортной инфраструктуры и организация дорожного движения.

4. Использование альтернативных видов транспорта (топлива).

 

Техническое состояние автомобилей.

 

Здесь следует рассматривать 3 составляющие:

a) Двигатель, его настройки по «экологическим» и экономическим показателям.

- норма ЕВРО 1-5 это нормы к двигателям и топливу одновременно;

b) Системы снижения токсичности отработавших газов.

- существуют нейтрализаторы ОГ:

· каталитические – могут совмещать функции окисления и восстановления 

(устанавливаются на автопредприятиях РФ)

· термические – основаны на ускорении окисления продуктов горения, нейтрализации СО, альдегиды, частицы сажи.

· Жидкостные – ОГ пропускают через слой жидкости, поглощаются сажа, бензапирен, формальдегиды.

c) Технические неисправности автотранспортных средств.

 

 

2.3. Охрана окружающей среды от влияния автотранспорта.

Улучшение градостроительства и оптимизация городского движения транс­порта взаимно увязаны и нацелены на лучшую планировку дорог и улиц, со­здание транспортных развязок, улучшение дорожного покрытия, контроль скоростного движения. Альтернативный транспорт — это электромобили, применение альтернатив­ного топлива, строительство линий для скоростного трамвая, метро, авто­мотрисы и др.Экономические инициативы — налог на автомобили, топливо, дороги, ини­циативы по обновлению автомобилей.

Работы в этом направлении ведутся во всем мире и дают определенные результаты. Автомобили, выпускаемые в настоящее время в промышленно развитых странах, выбрасывают вредных веществ в 10—15 раз меньше, чем 10—15 лет тому назад. Во всех развитых странах происходит ужесточение нормативов на вредные выбросы при работе двигателя. В 2000 г. введены более строгие нормы. Происходит не только количественное ужесточение норм, но и их качественное изменение. Так, вместо ограничений по дымности введено нормирование твердых частиц, на поверхности которых адсорбируются опасные для здоровья человека ароматические углеводороды и в частности, канцерогенный бенз(а)пирен. Постоянно расширяется список веществ, содержание которых должно находиться под контролем. Однако ситуация в стране гораздо печальнее мировой. Эксплуатируемые в стране автомобили не соответствуют современным европейским ограничениям по токсичности и выбрасывают вредных веществ существенно больше чем зарубежные аналоги.

Существует несколько наиболее важных причин отставания России в этой сфере:

- низкая культура эксплуатации автомобилей.

- количество неисправных автомобилей, находящихся в эксплуатации до сих пор весьма велико.

- отсутствие жестких законодательных требований к экологическим качествам автомобилей.

С начала 90-х годов стандарты, сохранившиеся в течение 10 лет почти без изменений, начали существенно отставать от европейских норм. В отсутствие достаточно жестких требований по токсичности выбросов, потребитель не заинтересован покупать экологически более чистые, но при этом более дорогие автомобили, а производитель не склонен их выпускать. — неподготовленность инфраструктуры эксплуатации автомобилей, оборудованных в соответствии с современными экологическими требованиями. — в отличие от европейских стран, у нас в стране до сих пор затруднено внедрение нейтрализаторов.

                          Защита от шума автомобилей.

  Один из основных источников шума в городе – автомобильный транспорт, интенсивность движения которого постоянно растёт. Наибольшие уровни шума 90-
95 дБ отмечаются на магистральных улицах городов со средней интенсивностью движения 2-3 тыс. и более транспортных единиц в час.

             Уровень уличных шумов обуславливается интенсивностью, скоростью и характером (составом) транспортного потока. Кроме того, он зависит от планировочных решений (продольный и поперечный профиль улиц, высота и плотность застройки) и таких элементов благоустройства, как покрытие проезжей части и наличие зелёных насаждений. Каждый из этих факторов способен изменить уровень транспортного шума в пределах до 10 дБ.

             В промышленном городе обычно высок процент грузового транспорта на магистралях. Увеличение в общем потоке автотранспорта грузовых автомобилей, особенно большегрузных с дизельными двигателями, приводит к повышению уровней шума. В целом грузовые и легковые автомобили создают на территории городов тяжёлый шумовой режим.

           Шум, возникающий на проезжей части магистрали, распространяется не только на примагистральную территорию, но и вглубь жилой застройки. Так, в зоне наиболее сильного воздействия шума находятся части кварталов и микрорайонов, расположенных вдоль магистралей общегородского значения
(эквивалентные уровни шума от 67,4 до 76,8 дБ). Уровни шума, замеренные в жилых комнатах при открытых окнах, ориентированных на указанные магистрали, всего на 10-15 дБ ниже.

             Шум от двигателя резко возрастает в момент его запуска и прогревания (до 10 дБ). Движение автомобиля на первой скорости (до 40 км/ч) вызывает излишний расход топлива, при этом шум двигателя в 2 раза превышает шум, создаваемый им на второй скорости. Значительный шум вызывает резкое торможение автомобиля при движении на большой скорости. Шум заметно снижается, если скорость движения гасится за счёт торможения двигателем до момента включения ножного тормоза.

           За последнее время средний уровень шума, производимый транспортом, увеличился на 12-14 дБ. Вот почему проблема борьбы с шумом в городе приобретает всё большую остроту.

1. Влияние шума на организм человека.

В условиях сильного городского шума происходит постоянное напряжение слухового анализатора. Это вызывает увеличение порога слышимости (10 дБ для большинства людей с нормальным слухом) на 10-25 дБ. Шум затрудняет разборчивость речи, особенно при его уровне более 70 дБ.

Ущерб, который причиняет слуху сильный шум, зависит от спектра звуковых колебаний и характера их изменения. Опасность возможной потери слуха из-за шума в значительной степени зависит от индивидуальных особенностей человека. Некоторые теряют слух даже после короткого воздействия шума сравнительно умеренной интенсивности, другие могут работать при сильном шуме почти всю жизнь без сколько-нибудь заметной утраты слуха. Постоянное воздействие сильного шума может не только отрицательно повлиять на слух, но и вызвать другие вредные последствия – звон в ушах, головокружение, головную боль, повышенную усталость.

Шум в больших городах сокращает продолжительность жизни человека. По данным австрийских исследователей, это сокращение колеблется в пределах 8-
12 лет. Чрезмерный шум может стать причиной нервного истощения, психической угнетённости, вегетативного невроза, язвенной болезни, расстройства эндокринной и сердечно-сосудистой систем. Шум мешает людям работать и отдыхать, снижает производительность труда.

Наиболее чувствительны к действию шума лица старших возрастов. Так, в возрасте до 27 лет на шум реагируют 46% людей, в возрасте 28-37 лет – 57%, в возрасте 38-57 лет – 62%, а в возрасте 58 лет и старше – 72%. Большое число жалоб на шум у пожилых людей, очевидно, связано с возрастными особенностями и состоянием центральной нервной системы этой группы населения.

Наблюдается зависимость между числом жалоб и характером выполняемой работы. Данные опроса показывают, что беспокоящее действие шума отражается больше на людях, занятых умственным трудом, по сравнению с людьми, выполняющими физическую работу (соответственно 60% и 55%). Более частые жалобы лиц умственного труда, по-видимому, связаны с большим утомлением нервной системы.

Массовые физиолого-гигиенические обследования населения, подвергающегося воздействию транспортного шума в условиях проживания и трудовой деятельности, выявили определённые изменения в состоянии здоровья людей. При этом изменения функционального состояния центральной нервной и сердечно-сосудистой систем, слуховой чувствительности зависели от уровня воздействующей звуковой энергии, от пола и возраста обследованных. Наиболее выраженные изменения выявлены у лиц, испытывающих шумовое воздействие в условиях, как труда, так и быта, по сравнению с лицами, проживающими и работающими в условиях отсутствия шума.

          Высокие уровни шума в городской среде, являющиеся одним из агрессивных раздражителей центральной нервной системы, способны вызвать её перенапряжение. Городской шум оказывает неблагоприятное влияние и на сердечно-сосудистую систему. Ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, повышенное содержание холестерина в крови встречаются чаще у лиц, проживающих в шумных

 

 

В последние годы ситуация начала меняться к лучшему. Хотя введение в действие жестких экологических норм и происходит с опозданием в 10 лет, важно что оно началось. Так, например, в Москве благодаря проведению соответствующих мероприятий уже наметилась некоторая тенденция в уменьшении выбросов вредных веществ автотранспортом .

Отрицательные последствия автомобилизации

Загрязнение окружающей среды

 

Потребление ресурсов: Энергетических Земельных Трудовых Область воздействия: Вода Воздух Почва Вид загрязнения: Химические и Механические Шумовое Тепловое Электромагнитное Вибрационное Воздействие на природу: Фактор беспокойства Сокрашение мест обитания Разделяюший ЭфектГибель Живых организмов Негативные Социальные последствия

 

 Таблица № 4. Мероприятия по снижению воздействия на окружающую среду при производстве транспортных объектов

Потребление природных ресурсов Выбросы и энергозатраты Энергетические затраты
Использование антикоррозийных покрытий Установка фильтров на травильных ваннах Экранирование с помощью защитных устройств звукоизоляции и звукопоглащения (кожухи, экраны, ограждения)
Совершенствование конструкций Замена закалочных масел в кузнечном производстве на водные растворы с полимерными добавками Виброизоляция (виброизолирующие опоры, упругие прокладки)
Снижение необоснованных запасов прочности деталей Использование фильтров при очистке масел и охлаждающих жидкостей  
Использование перспективных технологических методов упрочнения поверхности детали    
Совершенствование технологий утилизации технологических отходов    

 

 





ТЕСТ 2

 

1. Уровень автомобилизации в США:

1) 2

2) 20

3) 100

4) 200

5) 600

2. Годовой выброс оксида углерода бензиновым двигателем при пробеге автомобиля 15000 км:

1) 30 кг

2) 100 кг

3) 500 кг

4) 1000 кг

5) 3200 кг

3. Какой уровень автомобилизации в России, если россияне имеют 15 млн. автомобилей:

1) 2

2) 20

3) 50

4) 100

4. Какой вклад автотранспорта в суммарный выброс вредных веществ в атмосферу г.Екатеринбурга, %:

1) 40

2) 60

3) 70

4) 80

5. Какой ингридиент преобладает в выбросах вредных веществ в атмосферу:

1) Углероды (CH)

2) Оксиды азота

3) Оксид углерода (CO)

4) Сернистый ангидрид

6. Назовите физико-химическое состояние загрязнителей воздуха:

1) Эмульсия, растворы, суспензия

2) Газы, аэрозоли, твердые частицы (пыль)

3) Растворы, эмульсии, твердые частицы

7. Назовите факторы, способствующие удалению загрязений из атмосферы?

1) Инверсия и туман

2) Осадки и их интенсивность

3) Высокое давление и температура воздуха

8. Какой период года наиболее неблагоприятен для загрезнения атмосферы?

1) Лето

2) Зима

3) Осень

4) Весна

9. При каком режиме движения автомобиля происходит максимальный выброс загрязняющих веществ

1) На холостом ходу

2) В режиме установившегося движения

3) При резком разгоне/торможении

4) От режима не зависит

10. Основные факторы, влияющие на токсичность загрязнения воздуха от выбросов автотранспорта:

1) Техническое состояние транспортного средства

2) Качество применяемого топлива

3) Использование альтернативного вида топлива

4) Все выше перечисленные факторы

(ответы на странице 42)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: