Массовые формы гигиенического воспитания

Формы массового воздействия - это формы гигиенического воспитания населения, представляющие сообщение специалистом сведений по вопросам оптимальных для здоровья стилей жизни, профилактики заболеваний одновременно большому числу лиц.

Используется как непосредственное общение специалиста с массовой аудиторией, так и опосредованное - через каналы массовой коммуникации, использование которых способствует оперативному распространению информации, ее жанровому разнообразию.

Лекция – массовая форма гигиенического воспитания, предусматривающая изложение специалистом непосредственно или опосредовано какой-либо темы, касающейся определенных аспектов стиля жизни в отношении здоровья, профилактики заболеваний. Лекцияпо-прежнему занимает одно из ведущих мест в пропаганде ЗОЖ.

Лекция может проходить как при непосредственном контакте с аудиторией, так, и опосредовано, например через радио. Лекция, основанная на прямом контакте лектора и слушателей, позволяет ему учитывать реакцию аудитории. Живое слово лектора часто сопровождается показом диафильмов, видеозаписей, видеофильмов и т.д., иллюстрирующих содержание изложенного материала.

Лекции о здоровом образе жизни должны быть строго дифференцированы в зависимости от аудитории, и они могут выполнить свое назначение только в том случае, если выйдут за рамки чистого просветительства и станут действенным средством формирования мировоззрения людей, вовлекая их в активный двусторонний процесс соразмышления. Для этого тема выступления должна быть субъективно значима для слушателей, а значит, должна преподноситься с учетом:

а) уровня подготовки, развития слушателей;

б) демографических особенностей аудитории (возраст, место жительства, национальность);

в) социального состава аудитории (рабочие, сельхозработники, интеллигенция и др.);

г) профессионально-психологических признаков слушателей (профессия, потребности, интересы, ценностные ориентиры, традиции, настроения).

Форум - массовая форма гигиенического воспитания, предусматривающая непосредственное общение с численно большой аудиторией одного или нескольких специалистов, которые отвечают на вопросы по тематике стиля жизни в отношении здоровья, профилактики заболеваний.

Радиопередача - массовая форма гигиенического воспитания, преду­сматривающая сообщение населению посредством радиоинформации по проблемам здоровья, профилактики заболеваний. Радиопередача может быть представлена различными формами.

Телепередача - массовая форма гигиенического воспитания, преду­сматривающая сообщение населению посредством телевидения информации по проблемам формирования здорового образа жизни, профилактики заболеваний. Телепередача характеризуется жанровым разнообразием и может быть представлена различными формами.

Демонстрация фильма - массовая форма гигиенического воспитания, предусматривающая предоставление населению посредством кино сведений по оптимальным для здоровья стилям жизни, профилактики заболеваний. Показ кинофильма можно сочетать с лекцией.

Театрализованное представление - массовая форма гигиенического воспитания, предусматривающая сообщение населению посредством сцени­ческой постановки информации и показа конкретных предметов, процессов и явлений, а также их изображений по проблемам формирования здорового образа жизни, профилактики заболеваний.

Телефонное консультирование с помощью автоответчика - массовая форма гигиенического воспитания, предусматривающая предоставление абонентам по определенному номеру телефона гигиенических сведений ин­формационного характера, записанных на магнитофонную ленту. Информация носит обобщенный характер и не учитывает индивидуальных особенностей абонента.

Экспонирование - массовая форма гигиенического воспитания, преду­сматривающая показ для обозрения на выставке, в музее, в организациях со­вокупности различных средств гигиенического воспитания.

Распространение печатных средств гигиенического воспитания - массовая форма гигиенического воспитания, предусматривающая предоставление населению информации об оптимальных для здоровья стилях жизни, профилактике заболеваний посредством текстовых материалов, художественных материалов, выпускаемых в виде различных печатных изданий.

Массовая профилактическая кампания - массовая форма гигиенического воспитания, предусматривающая осуществление в определенный период различных видов деятельности с целью привлечения внимания к проблеме, пропаганды здорового образа жизни, обеспечения участия значительного числа лиц в профилактических мероприятиях ранней диагностики социально-значимых заболеваний. Кампании носят тематический характер. К ним относятся акции, ярмарки здоровья, единые информационные дни здоровья и др. При их организации и проведении используются различные формы гигиенического воспитания.

Клубы здоровья - массовая форма гигиенического воспитания, преду­сматривающая объединение людей для совместной деятельности по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья. Занятия в клубах проходят под руководством одного или нескольких специалистов.

Пресс-конференция - форма работы со средствами массовой информации, предусматривающая презентацию организационной точки зрения на общественно-значимую проблему в области сохранения и укрепления здоровья представителям СМИ. Для представителей СМИ необходимо подготовить папку с информационными материалами по проблематике мероприятия или пресс-релиз. Пресс-конференция длится 1 час, в течение которого приглашенные специалисты высказывают свое мнение по поставленной проблеме, после чего отвечают на вопросы представителей СМИ.

Брифинг - форма работы со средствами массовой информации, преду­сматривающая короткую сжатую во времени, инструктивную встречу жур­налистов с представителями официальной структуры (государственного учреждения) по вопросам гигиенического воспитания населения. Имеет од­носторонний характер и проводится в течение 10-15 минут для представителей СМИ. В брифинге принимает участие официальный представитель структуры, который зачитывает документ или делает сообщение о содержании вопроса, послужившим информационным поводом для встречи. Не предполагает комментариев, т.к. представители СМИ получают из первых рук информацию, отражающую официальную точку зрения.

Сообщение для СМИ - форма работы со средствами массовой инфор­мации, представляющая короткую, оперативную информацию о планируемых или прошедших мероприятиях, направленных на формирование здорового образа жизни населения, профилактику заболеваний. Объем сообщения для СМИ не должен превышать 1 страницы машинописного текста. Оформляется на официальном бланке учреждения, которое его готовит. Не должно быть лишних отступлений. Краткая оперативная официальная информация по актуальной проблеме. В конце указывается специалист, который его подготовил и телефон, по которому с ним можно связаться.

Заседание «круглого стола» при участии СМИ - форма работы со средствами массовой информации, предусматривающая обсуждение специа­листами проблемы сохранения и укрепления здоровья при участии предста­вителей СМИ. Проводится в течение 1,5-2 часов при этом в форме дискуссии участниками обсуждается поставленная проблема. Завершается встреча об­суждением проблемы с представителями СМИ. Предполагает участие не более 12 специалистов. Количество представителей СМИ не ограничивается

Конференция - массовая форма гигиенического воспитания населения, представляющая собрание, совещание групп лиц, отдельных лиц, организаций для обсуждения тем формирования здорового образа жизни, профилактики заболеваний. В зависимости от способа общения выделятся конференции с непосредственным способом общения, web-конференции, видео- конференции и др.

Web-конференция – технология и инструментарий для организации встреч и совместной работы по проблемам гигиенического воспитания в режиме реального времени через интернет. Web-конференции позволяют, совместно работать с документами и приложениями, синхронно просматривать сайты, видеофайлы и изображения. При этом каждый участник находится на своём рабочем месте за компьютером. Web-конференции, которые предполагают «одностороннее» вещание спикера и минимальную обратную связь от аудитории, называют вебинарами.

К массовым формам гигиенического воспитания также относятся такие формы как, тестирование, анкетирование, опрос, викторина, игра, конкурс, если количество участников превышает численность группы.

Различают односторонние или пассивные (доклад, сообщение, лекция и т.п.) и двусторонние или активные (дискуссия, викторина и т.п.) формы ги­гиенического воспитания. Пассивные формы гигиенического воспитания представляют собой монолог специалиста и основаны на пассивном восприятии информации лицом, группой лиц или популяцией, на которых направлен процесс гигиенического воспитания. Активные формы гигиенического воспитания дают возможность обучающимся лицам принимать активное участие в обсуждении проблемы и поиске решений для достижения целей.

Различают также эпизодические и цикловые формы гигиенического воспитания населения. К цикловым формам относятся формы, объединенные одной целью и применяемые в определенной логической последовательности (лектории, школы здоровья, кружки, кинолектории и др.). К эпизодическим формам гигиенического воспитания относятся отдельно взятые формы гиги­енического воспитания (выступление на родительском собрании, телефонное консультирование, демонстрация фильма и др.).

 

Конец формы

Конец формы

 

3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: