Тема 3. Умозаключение

А) Непосредственные умозаключения

10. Произведите превращение, обращение и противопоставление субъекту и предикату следующих суждений; осуществите все возможные заключения по логическому квадрату:

а) «Судебные эксперты обязаны давать правдивые показания».

b) «Оскорбление национального достоинства преследуется по закону».

с) «Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление».

11. Проверьте правильность непосредственного умозаключения

а) «Некоторые убийства не раскрываемы, следовательно, неверно, что все убийства раскрываемы».

b) «Физика имеет большое практическое значение, значит, все, что имеет большое практическое значение — это физика».

с) «Захватническая война не имеет законного основания, значит, всякая захватническая война имеет незаконные основания».

B) Простой категорический силлогизм

 

12. Сделайте заключение из посылок и проверьте правильность полученного умозаключения.

 

а) «Осмотр места происшествия имеет одной из задач обнаружение следов

  преступления».

«Осмотр места происшествия - следственное действие».

__________________________________________________________________

«Следовательно,…»

 

б) «Некоторые вещества, ускоряющие химические реакции, не

   участвуют в реакции».  

   «Все катализаторы являются веществами, ускоряющими химические

  реакции».

________________________________________________________________

«Следовательно, …»

 

С) Дедуктивные выводы из сложных суждений

13. Найдите основание и следствие в условных посылках, сделайте вывод, постройте схему, если условная посылка явно не выражена, сформулируйте ее в явной логической форме:

«Если любая кора головного мозга повреждена, то взаимодействие личности с внешней средой нарушается. В этом случае человек утрачивает реальное восприятие действительности, а значит, превращается в раба ситуации».

14. Сделайте вывод из посылок условно-категорического умозаключения, установите его модус и определите, следует ли вывод с необходимостью:

«Брак расторгается, если судом будет установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи стали невозможными»

«Суд установил, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение ими семьи невозможно».

__________________________________________________________________ «Следовательно,...»

 

 

15. Сделайте вывод из посылки по одному из модусов разделительно-категорического умозаключения, постройте его схему:

«Приговор суда может быть обвинительным или оправдательным».

«По данному делу не может быть вынесен оправдательный приговор».

_____________________________________________________________

«Значит,…»

 

16. Определите вид дилеммы, сделайте вывод, постройте его схему:

«Гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его постоянного места жительства нет сведений о месте его пребывания в течение трех лет, или он пропал без вести при обстоятельствах, угрожающих его гибели от несчастного случая в течение шести месяцев».

«О гражданине Н. или в течение трех лет нет сведений о место его постоянного места жительства, или он пропал без вести при указанных обстоятельствах и о нем нет сведений в течение шести месяцев».

____________________________________________________________________«Следовательно,...»

D) Индуктивные умозаключения

17. Укажите умозаключения полной и неполной индукции, в последней определите степень вероятности обобщения («маловероятно», «равновероятно», «более вероятно, чем нет», «весьма вероятно»). Выделите умозаключения по аналогии.

«При освобождении бойцами ОМОН заложников, захваченных преступниками, в завязавшейся схватке один бандит был убит, двое ранены, остальные сдались. Ни один из заложников не пострадал. Таким образом, все заложники были освобождены, бандиты обезврежены».

 

18. Определите, какой метод научной индукции применяется в следующем рассуждении. Запишите его в виде схемы.

«К.А. Тимирязев утверждал, что для образования хлорофилла нужны свет и кислород. «Чтобы доказать это, — писал он, — прорастим в темноте какие-нибудь семена. Известно, что ростки получаются не зеленые, а желтые. Разделим полученные таким образом ростки на две кучки: одни оставим в обыкновенном воздухе, другие заключим в прибор с воздухом, лишенным кислорода, и вынесем все на свет. Первые через какие-нибудь четверть часа позеленеют и вскоре получат обычную зеленую окраску; вторые, сколько бы мы их не держали на свету, останутся желтыми. Но допустим к ним кислород, и они немедленно позеленеют».

 

Тема 4. Аргументация и доказательство

А) Логические основы аргументации

19. К данному тезису подберите аргументы, продемонстрируйте их связь с тезисом, используя один из видов дедуктивного умозаключения.

«Заключение «Он курит», следующее из посылок условно-категорического силлогизма: «Курить — здоровью вредить» и «Он вредит здоровью», не является достоверным».

20. К данному тезису подберите аргументы, аргументируйте тезис, используя индуктивную форму обоснования, включая методы научной индукции; определите достоверность обоснования тезиса.

«Условно-категорический силлогизм имеет два правильных модуса».

21. К данному тезису подберите аргументы, аргументируйте тезис, используя аналогию как форму обоснования.

«Разделительно-категорический силлогизм имеет модусы, не дающие достоверных заключений».

22.Постройте прямое и косвенное обоснование тезиса. Запишите схемы:

а) «Человеку свойственно ошибаться».

b) «Н. — добросовестный работник».

B) Основные логические законы

23.Опираясь на закон тождества, выделенное понятие попробуйте заменить понятием, заключенным в скобках?

«Сущность брака состоит, по моим понятиям, в искренней привязанности, все остальное дело второстепенное» (Чернышевский) (супружества, семейного союза).

24. Опираясь на закон непротиворечия, установите, могут ли быть одновременно истинными и одновременно ложными данные пары суждений:

«Большая часть документов утеряна».

«Большая часть документов сохранилась».

25. Опираясь на закон исключенного третьего, установите, могут ли быть одновременно ложными данные пары суждений:

«Следствие по делу К. закончено».

«Следствие по делу К. еще не закончено».

26. Укажите рассуждения, в которых нарушены требования закона достаточного основания:

«Ограбление совершил Сидоров, т. к. он знал о том, что хозяева квартиры находятся в командировке».

Вариант 30

Тема 1. Понятие

1. Дайте полную логическую характеристику понятиям:

а) «Административное правонарушение»; b) «Беззаконие»; в) «Истец».

2. Произведите последовательную многоступенчатую операцию обобщения и ограничения понятий:

а) «Автобус»; b) «Оружие»;

 

3. Определите вид отношений между понятиями и выразите эти отношения с помощью круговых схем:

а) «Студент», «Юрист», «Спортсмен», «Отличник»;

b) «Истина», «Заблуждение»;

с) «Политическая организация общества», «Государство», «Политические партии», «Правоохранительная служба», «Правозащитная служба»;  

 

4. Проверьте правильность деления понятий; в неправильном делении определите, какие правила нарушены:

а) «Политика бывает прогрессивной, консервативной, реакционной».

b) «Год делится на 12 месяцев».

с) «К объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в т. ч. имущественные права, работы и услуги».

5. Установите правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какие правила нарушены; дайте правильное определение:

а) «Подстрекателем является соучастник преступного деяния».

b) «Правоспособность — способность иметь права».

Тема 2. Суждение

6. Приведите высказывание к правильной логической форме, дайте объединенную классификацию суждений, приведите их схемы и принятые в логике обозначения А, Е, I, О:

а) «Кража является умышленным преступлением».

b) «Некоторые люди, имеющие красивый голос не поют».

с) «Честный ученый не может устраниться от решения экологических проблем».

7. Рассмотрите сложные суждения, выразите их в символической записи. Укажите антецедент и консеквент в импликативных суждениях:

а) «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (Конституция РФ)».

b) «Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна, (преобразовать в импликативное суждение)».

с) «Быть счастливым или несчастным — во многом зависит от самого человека, его целеустремленности».

 

8. Запишите логические формулы сложных суждений на языке логики высказываний и постройте для них истинностные таблицы.

а) «Если доли участников долевой собственности не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением всех ее участников, доли считаются равными».

b)«По договору подряда на выполнение проектных работ подрядчик обязан выполнять работы в соответствии с заданием на проектирование, согласовывать готовую техническую документацию с заказчиком, передать заказчику готовую техническую документацию и результаты изыскательских работ».

с) «Если эта фигура квадрат, то диагонали в ней равны, взаимно перпендикулярны и в точке пересечения делятся пополам».

9. Определите модальность суждения, запишите суждения с помощью модальных операторов:

а) «Лицо, выдавшее доверенность и впоследствии отменившее ее, обязано известить об отмене лицо, которое обладало доверенностью, а также известных ему третьих лиц, для представительства перед которыми дана доверенность».

b) «Неверно, что преступление было совершено в состоянии вменяемости».

в) «Политическая нестабильность в обществе может привести к обострению международных отношений».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: