Тема 3. Умозаключение

А) Непосредственные умозаключения

10. Произведите превращение, обращение и противопоставление субъекту и предикату следующих суждений; осуществите все возможные заключения по логическому квадрату:

а) «Ни один человек не должен страдать за правду».

b) «Дееспособность является важнейшим элементом правосубъектности граждан».

с) «Ни одно из свидетельских показаний не подтвердилось».

11. Проверьте правильность непосредственного умозаключения

а) «Все жидкости упруги, значит, неверно, что некоторые жидкости не являются упругими».

b) «Некоторые четные числа делятся на 6, значит все, что не делится на 6, не является четным числом».

с) «Растения при дыхании выделяют кислород, значит, все организмы, выделяющие при дыхании кислород, являются растениями».

B) Простой категорический силлогизм

12. Сделайте заключение из посылок и проверьте правильность полученного умозаключения.

 

а) «Ни один обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность».

«Гражданин Н. - обвиняемый».

_____________________________________________________________

«Следовательно,…»

 

б) «Некоторые художественные произведения имеют философское

  содержание».  

«Все, что имеет философское содержание, способствует выработке

  мировоззрения».

_____________________________________________________________

«Следовательно, …»

 

С) Дедуктивные выводы из сложных суждений

13. Найдите основание и следствие в условных посылках, сделайте вывод, постройте схему, если условная посылка явно не выражена, сформулируйте ее в явной логической форме:

«В случае явки гражданина признанного безвестно отсутствующим, суд отменяет решение о признании его безвестно отсутствующим, это решение является основанием для прекращения действия договора о доверительном управлении имуществом».

14. Сделайте вывод из посылок условно-категорического умозаключения, установите его модус и определите, следует ли вывод с необходимостью:

«Если следственным экспериментом устанавливается лишь возможность течения события определенным образом, вывозы из этого эксперимента будут только вероятными».

«Проведенный эксперимент установил лишь возможность течения события определенным образом».

____________________________________________________________________ «Следовательно,...»

 

15. Сделайте вывод из посылки по одному из модусов разделительно-категорического умозаключения, постройте его схему:

«Отбывание наказания в виде лишения свободы по приговору суда назначается в исправительно-трудовых колониях — поселениях, колониях общего, усиленного, строгого и особого режима или в тюрьме, а также в воспитательно-трудовых колониях общего и усиленного режима».

«Отбывание наказания назначено в тюрьме».

_____________________________________________________________

 «Значит,…»

 

16. Определите вид дилеммы, сделайте вывод, постройте его схему:

«Сообщения, предусмотренные ст. 41 Международного пакта о гражданских и политических правах, могут приниматься и рассматриваться только в том случае, если они предоставлены государством-участником, сделавшим заявление о принятии для себя компетенции комитета по правам человека. Комитет по правам человека не принимает никаких сообщений, если они касаются государственной политики участника, не сдавшего такого заявления».

«Но комитет принимает и рассматривает сообщения государства-участника или не принимает его».

____________________________________________________________________«Следовательно,...»

D) Индуктивные умозаключения

17. Укажите умозаключения полной и неполной индукции, в последней определите степень вероятности обобщения («маловероятно», «равновероятно», «более вероятно, чем нет», «весьма вероятно»). Выделите умозаключения по аналогии.

«В телеграмме начальника милиции сообщалось, что 8 марта 1997 г. в 23 часа 25 минут в поселке Пашковском постовым милиционером обнаружено, что двери магазина взломаны, товары разбросаны в беспорядке. Предполагается, что совершена кража. Следователь дополнительно выяснил, что 7 марта в магазин была завезена большая партия товаров. В ночь на 8 марта должен был дежурить сторож Каприн. В момент обнаружения происшествия его не оказалось около магазина. Взломаны два навесных замка входной двери. Около магазина на дороге обнаружены следы автомобиля».

 

18. Определите, какой метод научной индукции применяется в следующем рассуждении. Запишите его в виде схемы.

«При установлении причин дорожно-транспортных происшествий был сделан вывод о том, что несмотря на все различия этих происшествии (марка машины, возраст водителя и т.д.) большинство из них происходит в результате превышения скорости или алкогольного опьянения водителя».

 

Тема 4. Аргументация и доказательство

А) Логические основы аргументации

19. К данному тезису подберите аргументы, продемонстрируйте их связь с тезисом, используя один из видов дедуктивного умозаключения.

«Мой друг не холерик, и не флегматик».

20. К данному тезису подберите аргументы, аргументируйте тезис, используя индуктивную форму обоснования, включая методы научной индукции; определите достоверность обоснования тезиса.

«Некоторые российские театры имеют в репертуаре произведения русских классиков».

21. К данному тезису подберите аргументы, аргументируйте тезис, используя аналогию как форму обоснования.

«Скорее всего младшая сестра моей сокурсницы имеет неплохой музыкальный слух».

22.Постройте прямое и косвенное обоснование тезиса. Запишите схемы:

а) «Ни одно преступление не должно оставаться нераскрытым».

b) «Человек желает счастья».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: