Учебная дисциплина «Логика» относится к вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла ФГОС ВПО (В.1.5).
Изучение дисциплины предполагается на базе общего среднего образования; специальные требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студентов не предусматриваются.
Дисциплина «Логика» формирует основы общенаучной методологической грамотности и является предшествующей для последующих дисциплин как гуманитарного, социального и экономического, так и профессионального циклов. Методы, освоенные в дисциплинарных рамках логики, имеют всеобщую (междисциплинарную) значимость.
3.Компетенции, формируемые в результате изучения
учебной дисциплины
Процесс изучения учебной дисциплины «Логика» направлен на формирование следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению:
- Владеть культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
- способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
|
|
- способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
- способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
- способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10).
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
основные философские принципы, законы, категории, а также их содержание и взаимосвязи.
Уметь:
ориентироваться в системе философского знания как целостного представления об основах мироздания и перспективах развития планетарного социума;
применять философские принципы и законы, формы и методы познания в юридической деятельности.
Владеть:
навыками философского анализа различных типов мировоззрения, использования различных философских методов для анализа тенденций развития современного общества, философско-правового анализа.
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость учебной дисциплины «Логика» составляет 2 зачетные единицы (72 часа).
Формы контроля:
для очной формы обучения 3 семестр – зачет;
для заочной формы обучения 2 семестр – контрольная работа, зачет.
Учебно-тематический план
Заочная форма обучения
№ п/п | Наименование разделов и тем
| Всего часов
| Из них аудиторных: | Самостоятельная работа | ||||||
Всего часов | Лекции | Семинарские занятия | Практические занятия | Др. виды занятий | ||||||
1. | Предмет и значение логики. Основные формально-логические законы | 8 | 8 | |||||||
2. | Сущность и виды понятий | 9 | 1 | 1 | 8 | |||||
3. | Операции с понятиями | 10 | 2 | 1 | 1 | 8 | ||||
4. | Простые суждения | 10 | 2 | 1 | 1 | 8 | ||||
5. | Сложные суждения | 8 | 1 | 1 | 7 | |||||
6. | Виды умозаключений. Умозаключения, основанные на отношениях терминов | 11 | 3 | 1 | 2 | 8 | ||||
7. | Умозаключения, основанные на отношениях между суждениями | 10 | 2 | 2 | 8 | |||||
8. | Логические основы аргументации | 6 | 1 | 1 | 5 | |||||
Итого за семестр | 72 | 12 | 4 | 8 | 60 | |||||
Всего по курсу | 72 | 12 | 4 | 8 | 60 |
Содержание учебной дисциплины
Тема 1. Предмет и значение логики.
Основные формально-логические законы
Определение предмета науки логики. Понятие истинности и ложности, истинности и правильности. Логическая форма мышления. Мышление и язык. Этапы развития логики. Традиционная формальная логика и символическая (математическая) логика. Значение логики.
Характер логических законов. Законы традиционной логики: закон тождества, закон непротиворечия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания. Законы логики как выражение основных принципов правильного мышления.
Используемая литература: [3, 4, 5, 6, 9, 13, 16].
Темы 2–3. Сущность и виды понятий.
Операции с понятиями
Что такое понятие? Понятие и чувственный образ. Выражение понятий в языке. Фундаментальная многозначность языковых выражений.
Объем и содержание понятий.
Виды понятий по объему и содержанию. Закон обратного отношения (между объемом и содержанием понятия). Отношения между понятиями по объему. Сравнимые и несравнимые понятия, совместимые и несовместимые понятия.
Круги Эйлера. Виды совместимости: пересечение, подчинение, тождество.
Виды несовместимости: соподчинение: противоположность: противоречие. Логические операции над понятиями. Обобщение и ограничение понятий. Деление понятий. Элементы деления: делимое понятие, члены деления, основание деления. Виды деления. Правила деления. Возможные ошибки при делении понятий: неполное деление, деление с лишним членом, деление не по одному основанию, скачок в делении. Логическое деление понятий и операции мысленного расчленения предмета на части. Дихотомическое деление. Классификация и типология.
Определение понятий. Виды определений. Реальные и номинальные определения. Правила определений. Приемы, сходные с определением: описание, характеристика, сравнение.
Используемая литература: [1, 2, 4, 5, 7, 12, 14].
Темы 4–5. Простые и сложные суждения
Общая характеристика суждения. Выражение суждений в языке. Простые и сложные суждения. Виды простых суждений. Структура простого атрибутивного суждения: субъект, предикат, связка. Характеристика суждений по качеству и количеству: общеутвердительные, общеотрицательные, частноутвердительные, частноотрицательные суждения.
Сложные суждения. Характеристика сложного суждения как содержащего логические связки. Логические связки как аналогии союзов естественного языка.
Виды сложных суждений. Вопрос об истинности сложных суждений. Таблицы истинности как соглашение о том, при каких условиях то или иное сложное суждение считается истинным или ложным. Связь таблиц истинности со смыслом союзов естественного языка. Построение таблиц истинности для сложных суждений различных видов.
Используемая литература: [3, 5, 8, 9, 11, 14, 15].
Темы 6–7. Виды умозаключений. Умозаключения, основанные