Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы высшего профессионального образования

 

Учебная дисциплина «Логика» относится к вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла ФГОС ВПО (В.1.5).

Изучение дисциплины предполагается на базе общего среднего образования; специальные требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студентов не предусматриваются.

Дисциплина «Логика» формирует основы общенаучной методологической грамотности и является предшествующей для последующих дисциплин как гуманитарного, социального и экономического, так и профессионального циклов. Методы, освоенные в дисциплинарных рамках логики, имеют всеобщую (междисциплинарную) значимость.

3.Компетенции, формируемые в результате изучения  

учебной дисциплины

 

Процесс изучения учебной дисциплины «Логика» направлен на формирование следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению:

- Владеть культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения  (ОК-3);

- способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

- способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

- способность анализировать социально значимые проблемы и процессы    (ОК-9);

- способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10).

 

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

основные философские принципы, законы, категории, а также их содержание и взаимосвязи.

Уметь:

ориентироваться в системе философского знания как целостного представления об основах мироздания и перспективах развития планетарного социума;

применять философские принципы и законы, формы и методы познания в юридической деятельности.

Владеть:

навыками философского анализа различных типов мировоззрения, использования различных философских методов для анализа тенденций развития современного общества, философско-правового анализа.

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость учебной дисциплины «Логика» составляет 2 зачетные единицы (72 часа).

Формы контроля:

для очной формы обучения 3 семестр – зачет;

для заочной формы обучения 2 семестр – контрольная работа, зачет.

 



Учебно-тематический план

Заочная форма обучения

 

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

 

Из них аудиторных:

Самостоятельная

работа

Всего часов Лекции Семинарские занятия Практические занятия Др. виды занятий
1. Предмет и значение логики. Основные формально-логические законы 8           8
2. Сущность и виды понятий 9 1 1       8
3. Операции с понятиями 10 2 1 1     8
4. Простые суждения 10 2 1 1     8
5. Сложные суждения 8 1   1     7
6. Виды умозаключений. Умозаключения, основанные на отношениях терминов 11 3 1 2     8
7. Умозаключения, основанные на отношениях между суждениями 10 2   2     8
8. Логические основы аргументации 6 1   1     5

Итого за семестр

72 12 4 8     60

Всего по курсу

72 12 4 8     60

Содержание учебной дисциплины

Тема 1. Предмет и значение логики.

Основные формально-логические законы

Определение предмета науки логики. Понятие истинности и ложности, истинности и правильности. Логическая форма мышления. Мышление и язык. Этапы развития логики. Традиционная формальная логика и символическая (математическая) логика. Значение логики.

Характер логических законов. Законы традиционной логики: закон тождества, закон непротиворечия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания. Законы логики как выражение основных принципов правильного мышления.

Используемая литература: [3, 4, 5, 6, 9, 13, 16].

 

Темы 2–3. Сущность и виды понятий.

Операции с понятиями

Что такое понятие? Понятие и чувственный образ. Выражение понятий в языке. Фундаментальная многозначность языковых выражений.

Объем и содержание понятий.

Виды понятий по объему и содержанию. Закон обратного отношения (между объемом и содержанием понятия). Отношения между понятиями по объему. Сравнимые и несравнимые понятия, совместимые и несовместимые понятия.

Круги Эйлера. Виды совместимости: пересечение, подчинение, тождество.

Виды несовместимости: соподчинение: противоположность: противоречие. Логические операции над понятиями. Обобщение и ограничение понятий. Деление понятий. Элементы деления: делимое понятие, члены деления, основание деления. Виды деления. Правила деления. Возможные ошибки при делении понятий: неполное деление, деление с лишним членом, деление не по одному основанию, скачок в делении. Логическое деление понятий и операции мысленного расчленения предмета на части. Дихотомическое деление. Классификация и типология.

Определение понятий. Виды определений. Реальные и номинальные определения. Правила определений. Приемы, сходные с определением: описание, характеристика, сравнение.

Используемая литература: [1, 2, 4, 5, 7, 12, 14].

 

Темы 4–5. Простые и сложные суждения

 

Общая характеристика суждения. Выражение суждений в языке. Простые и сложные суждения. Виды простых суждений. Структура простого атрибутивного суждения: субъект, предикат, связка. Характеристика суждений по качеству и количеству: общеутвердительные, общеотрицательные, частноутвердительные, частноотрицательные суждения.

Сложные суждения. Характеристика сложного суждения как содержащего логические связки. Логические связки как аналогии союзов естественного языка.

Виды сложных суждений. Вопрос об истинности сложных суждений. Таблицы истинности как соглашение о том, при каких условиях то или иное сложное суждение считается истинным или ложным. Связь таблиц истинности со смыслом союзов естественного языка. Построение таблиц истинности для сложных суждений различных видов.

Используемая литература: [3, 5, 8, 9, 11, 14, 15].

 

Темы 6–7. Виды умозаключений. Умозаключения, основанные


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: