На отношениях терминов. Умозаключения, основанные на отношениях между суждениями

 

Общая характеристика умозаключения. Непосредственные и опосредованные умозаключения. Дедуктивные и индуктивные умозаключения. Общая структура умозаключения.

Простой категорический силлогизм. Термины силлогизма: больший, меньший, средний. Большая и меньшая посылки. Простой категорический силлогизм – умозаключение об отношении объемов крайних терминов на основании отношений объемов большего и среднего терминов и меньшего и среднего терминов. Общие правила силлогизма: проверка терминов и правила посылок.

Фигуры посылок как схемы его построения, различающиеся местоположением среднего термина в посылках. Нумерация фигур. Правила фигур. Модусы силлогизма.

Проверка корректности простого категорического силлогизма. Сокращенные силлогизмы. Восстановление энтимемы в полный силлогизм. Условно-категорический силлогизм. Модусы условно-категорического силлогизма. Правильный и неправильный модусы. Проверка рассуждений, выраженных в форме условно-категорического силлогизма. Разделительно-категорический силлогизм. Модусы разделительно-категорического силлогизма. Проверка рассуждений, выраженных в форме разделительно-категорического силлогизма. Условно-разделительный силлогизм. Дилемма, трилемма, полилемма.

Используемая литература:  [2, 3, 5, 6, 8, 9, 14, 15, 16].

 

Тема 8. Логические основы аргументации

Общая характеристика логического доказательства и опровержения.

Судебное доказывание и логическое доказательство. Элементы доказательства: тезис, аргументы (основания), демонстрация (формы доказательства). Прямое и косвенное доказательство. Апагогическое и разделительное косвенное доказательство.

Опровержение и различные его направленности. Прямое и косвенное опровержение.

Основные требования к элементам доказательства. Требования к тезису. Распространенные ошибки при нарушении требований к тезису. «Подмена тезиса», «потеря тезиса». Требования к аргументам доказательства. Распространенные ошибки при нарушении данных требований: «основное заблуждение», «предвосхищение основания», «круг в обосновании».

Требования к демонстрации: обычные требования к используемым умозаключениям. Соблюдение общих и частных правил простого категорического силлогизма, правильное построение модусов условного и разделительного силлогизмов.

Паралогизмы и софизмы.

Используемая литература: [1, 5, 6, 7, 10, 12, 16].

Рекомендуемые образовательные технологии

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900.62 – Юриспруденция реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа не могут составлять более 30 процентов аудиторных занятий.

Интерактивные образовательные технологии, используемые

В аудиторных занятиях

 

 

Номер раздел, темы Вид занятия (Л, ПР, ЛР) Используемая интерактивная образовательная технология Кол-во часов
3 ПР Компьютерное тестирование 2
5 ПР Компьютерное тестирование 2
7 ПР Компьютерное тестирование 2

Итого:

6

 

 

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения

Учебной дисциплины

 

Изучение дисциплины «Логика» предполагает последовательное изучение теоретической части курса и выполнение практических заданий. Важно – научиться применять теоретические положения в практической деятельности, в процессе рассуждений, аргументированного доказательства правильности своей позиции, принятии решений. На решение этих задач и формирование необходимых компетенций у студентов нацелены различные виды учебной работы. 

Самостоятельная работа студентов является основным способом овладения учебным материалом в свободное от обязательных занятий время. Она включает подготовку к лекционным и другим аудиторным занятиям, выполнение индивидуальных заданий, практикума, самостоятельное изучение отдельных разделов дисциплины. Самостоятельно изученный материал выносится на итоговый контроль наряду с материалом, освоенным с помощью преподавателя.

Практикум предназначен для самостоятельного выполнения студентами практических работ, предусмотренных планом занятий по дисциплине «Логика». Практикум состоит из отдельных работ, выполняемых обучающимися на практических занятиях и в часы самостоятельной работы.

Проверка результатов учебно-познавательной деятельности студентов обеспечивается в ходе текущего, промежуточного и итогового контроля.

Текущий контроль осуществляется во время проведения практических занятий. Он помогает дифференцировать студентов на успевающих и неуспевающих, мотивирует обучение. Текущий контроль может быть организован с помощью устного опроса, контрольных заданий.

Тестирование– форма промежуточного контроля. Тестовые задания могут формулироваться как в форме, используемой в федеральном электронном интернет-тестировании, так и оригинальной авторской форме, с открытыми вариантами ответов. Цель – быстро и относительно объективно оценить текущий уровень знаний по дисциплине в целом и (или) по ее конкретным разделам (темам).

Зачет является видом промежуточной аттестации студентов и проводится с целью выявления соответствия уровня теоретических знаний, практических умений и навыков обучающихся по дисциплине требованиям Государственного образовательного стандарта по специальности, рабочей учебной программы дисциплины.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: